Значение религии для формирования новой экономики.

Аннотация.

Источник научного знания – рациональное мышление, религиозного откровения – интуитивное восприятие мира. Достижение их гармоничного соответствия – путь манифестации достоверной картины мира, необходимой для устойчивого развития. Капитализм – результат проявления материализма в экономике, социализм – идеализма (идеализации качеств человека). Гармонизация прав и обязанностей человека и снятие пределов роста может быть реализована в рамках создания глобальной посткапиталистической модели жизнедеятельности – экосистеме созидания, основанной на сакральных смыслах и реализованной на основе цифровой платформы по типу экосистема. 

Ключевые слова: посткапитализм, универсализм, жизнецентризм, экосистема созидания, трансгуманизм, цифровизация, коллективный разум.

 

Гармонизация прав и обязанностей человека – основа новой социально-экономической модели.

Свобода и необходимость – базовые понятия, определяющие жизнедеятельность.

Постановка проблемы.

Вряд ли надо пояснять тезис о том, что права и обязанности человека неразделимы. Мы считаем, что дисбаланс прав и обязанностей человека в сочетании с неправильным целеполаганием общественного развития – это фундаментальная причина, которая приводит к проблемам и кризисным явлениям всей системы жизнедеятельности: в экономике, политике, социальной сфере, в экологии.   Аналогия разумного сочетания прав обязанностей – это автомобиль, чтобы безопасно двигаться, нужен газ, тормоз, руль и цель движения в голове водителя. Иначе можно сжечь весь бензин и никуда не приехать. Газ – это права, тормоз – обязанности, человеческий творческий потенциал – топливо, карта и руль – план движения в голове водителя и система управления.

Можно утверждать, что социально-экономическая система современного капитализма достигла пределов своего роста по природным ресурсам, человеческому потенциалу, возможностям экосистемы планеты. Это выражается в замедлении роста мировой экономики. Её уже не может пробудить к активизации даже нулевые ставки центральных банков и безграничная эмиссия. Мы не будем здесь останавливаться на инфляции, нарастании международной напряжённости и социальных конфликтов, изменении климата и пандемии, как свидетельствах нарастания кризисных явлений.

Механизмы капитализма созданы и настроены на непрерывное расширение. Если капиталу некуда расширяться, наступает кризис. Кризис современной либеральной модели глобализации, которая, очевидно, закончилась, – причина кризиса капитализма.

Доказательств существования кризисных явлений достаточно, о необходимости перехода к пост-капитализму говорят и пишут очень многие. Мы здесь сделаем своё предложение, что надо делать, чтобы общество развивалось поступательно, а пределы его роста были раздвинуты. Разумеется, есть мнение, что можно ничего не менять качественно, а обойтись количественным регулированием в существующей социально-экономической системе. Но людей, оценивающих ситуацию так, в мире становится всё меньше. К тому же «предвидеть – значит, управлять», а удерживающий то, что есть, часто теряет всё…

Предпосылки решения проблемы.

Прежде чем приступить к изложению того, как можно достичь баланса и гармонии прав и обязанностей и решить проблему расширения пределов роста, необходимо коротко остановиться на источниках формирования представлений о правах и обязанностях человека.

Мы исходим из того, что восприятие мира человеком имеет два информационных канала. Первый – органы чувств и ум-интеллект их обрабатывающий, как в режиме реального времени, так и в процессе рационального мышления.  Второй канал – интуитивное восприятия мира – разум, выражающийся в чувстве правды «Есть чувство правды в сердце человека, Святое вечности зерно» (М.Ю. Лермонтов). Разум по-разному выражается в культурных кодах разных цивилизаций. Ум-интеллект преимущественно манифестирует науку, а разум-интуиция преимущественно народные традиции, культуры и религии. Обычно работу ума-интеллекта связывают с левым полушарием головного мозга, а разума-интуиции с правым.  Концепция интуитивного восприятия мира развивалась такими философами, как А. Бергсон, Н. Лосский и многими другими.  

И права, и обязанности – врождённые благоприобретения человека. Права – это свободы, обязанности – ограничения. Можно утверждать, что манифестация представлений о правах человека – это результат работы ума-интеллекта, рационально обобщающего опыт поколений, они сконцентрированы в понятии «свобода». Обязанностей человека – это результат интуитивного восприятия мира, проявляющегося как работа совести и осознанность, они ярче всего манифестируется в религиозных установлениях и выражаются в понятии «необходимость».

 Искажение баланса рационального и интуитивного восприятия мира – причина появление иллюзорных представлений о реальности. Иллюзии восприятия мира – причины страданий личности и общества. «Ум без разума – беда» – так гласит русская поговорка, точнее и не скажешь. Для поступательного и гармоничного развития личности, общества и планеты должен соблюдаться синтез и баланс свободы и необходимости, прав и обязанностей. Поэтому первый вывод, который прямо вытекает из этой концепции – декларация прав человека должна быть одновременно и декларацией его обязанностей. Второй вывод – наука – высшее проявления работы ума-интеллекта, а религия – разума-интуиции, поэтому синтез науки и религии – обязательное условие сохранения жизни и развития общества.  

Атеистическое рациональное общество делает акцент на правах и свободах человека. Обязанности понимаются, как свод законов, формируемых на основании общественного договора: позволено всё, что не запрещено законом. Формирование обязанностей только на основе общественного договора не имеет основания в духовной стороне человеческой сущности (интуиции) и поэтому неэффективно без контроля и насилия со стороны общественных институтов. Это общеизвестный факт. К тому же обоснование прав человека, которое бы устроило всех, невозможно без полной научной картины мира. Этой картины сегодня нет, поэтому понимание прав очень субъективно и связано с традицией, прежде всего политической, уровнем развития науки и историческим опытом.

Традиционное общество делает акцент на обязанностях человека, они декларируются договором-заветом между Богом и человеком или (и) сводом правил поведения, изложенных в откровении и традиции (например, шариат и адат). Позволено то, что предписано небесным законом. Религиозная традиция основана на кодификации запретных действий, пищевых и половых ограничений, являющихся практикой самоограничения, культивируемой с детства. Принципы самоограничения исходят из интуитивного чувства (стыда и совести), они обоснованы народной традицией и освящены религией. Культура самоограничения воспитывает в человеке стремление к разумному потреблению и духовному развитию, как совершенствованию совести и осознанности. Она выражается в ответственном отношении к жизни и при достаточном развитии человек не нуждается в человеческом суде и государственном насилии для выполнения золотого правила: «Не делай другому того, что ненавистно тебе». Религиозная культура самоограничения сегодня атакуется поборниками прав и свобод человека, как сдерживающая развитие, и уже можно говорить, что у «автомобиля-общества» отказали тормоза... Ситуацию с сохранением общей культуры самоограничения, осложняет то, что сегодня в мире нет единого и кодифицированного представления об обязанностях человека.

Для правильной деятельности общества должно быть чёткое понимание и научное обоснование прав человека, кодификация его обязанностей, выработанных мировой культурой, и определён путь, по которому движется общество, в данном случае – глобальное сообщество. Ничего этого сегодня нет.

Говорить, что выше свобода, или необходимость, материальное или духовное – неправильно, важно и то, и другое, в отдельных случаях может доминировать одно, в других другое, но баланс духовного и материального должен соблюдаться.

Самое опасное, что может быть для человека и общества – это обосновывать действия иллюзорными представлениями о реальности. Баланс свободы и необходимости, ума и разума, науки и религии – это правильный путь постижения реальности. И вместе с этим – срединный путь развития, позволяющий вырваться из иллюзорных представлений как чрезмерного научного рационализма, так и религиозного интуитивизма. Этот путь должен быть выражен на всех уровнях и всех отраслях жизнедеятельности: в экономике, культуре, образовании.

Очевидно, что баланс свободы и необходимости, материального и духовного в мире в целом сегодня нарушен и его надо устанавливать.   Как это сделать? Попробуем ответить на этот вопрос.

Как достичь гармоничного баланса свободы и необходимости.

Как достичь баланса свободы и необходимости, материального и духовного, как обозначить цель развития, без которого оно теряет смысл? Прежде всего, нужна картина мира, в которой есть место для неба-идеи, земли-материи и человека между ними, совмещающего в себе материальное и духовное. Необходимо представление об эволюции, как движении к определённой цели, а не хаотическом блуждании во времени и пространстве. Эта цель – человек «венец творения», познающий мироздание и идущий навстречу с Создателем миров. В такой картине мира мироздание – это функциональная система, созданная для исполнения этой цели. Законы природы – это законы этой функциональной системы, постигаемые наукой.

Центральное понятие такой мировоззренческой парадигмы – это жизнь, как поток. Парадигма действий – жизнеутверждение. Путь действий – гармоничный синтез свободы и необходимости, материального и духовного. Этот путь возможен через раскрытие представления о жизни, как космопланетарном явлении, созданном Создателем. Цель эволюции – человек универсальный-космический, исцеляющий собой и своими действиями раздробленный мир. Путь движения к этой цели выражается формулой-максимой: «Из одного – разное, из разного – гармония, из гармонии – целое». Причина существующей раздробленности – фрагментарное мышление, в формировании которого немалую роль сыграли и рыночные механизмы конкуренции, требующие от человека всё большей специализации и превращающие его в придаток машины.

В парадигме, которую мы называем «жизнецентризм», цель и образ результата человеческой деятельности, как проявления жизни, можно выразить, как познание мира (деятельность общественного интеллекта), что выражается в смене технологических укладов. Но это познание должно сопровождаться увеличением человеческой осознанности – постижением мира коллективным разумом на пути его приближения к своему Абсолютному первоначалу.  

Такой образ результата совместных действий людей единственно возможен, если исходить из научного понимания природы, как функциональной системы, существующей по законам, создавшей человека не случайно. Другой – интуитивный вариант обоснования этого тезиса исходит из веры в существование Единой Причины мироздания, создавшей человека и разнообразие человеческих культур именно таким, какое оно есть.

Признав равно необходимыми оба пути постижения истины – рациональный и интуитивный, остаётся также признать, что синтез материального и духовного, свободы и необходимости, науки и религии – это единственный спасительный срединный путь развития человека и человечества. Остальные пути – это отклонения, не ведущие к цели. Далее мы очень коротко остановимся на том, как достичь этого гармоничного синтеза в экономике и культуре.

 

Современный капитализм – экономическая манифестация прав человека.

Познание мира при помощи прямолинейного формально-логического мышления (работа ума) идёт от природных инстинктов к моделированию реальности, вплоть до создания цифрового виртуального мира – «снизу-вверх». Если транспонировать это на экономическую деятельность, то в результате движения по этому пути получается конкурентная экономика в рыночной среде с парадигмой свободы предпринимательства и мерой результата деятельности в деньгах (прибыль). Капитализм – это естественная природоподобная модель экономики: основа – частный интерес и частная собственность, конкуренция как в природе, оптимальная среда – свободный рынок, результат – прибыль и расширение ареала-рынка. Современная экономическая модель – рыночный капитализм – результат последовательного движения общества по пути рационализма и здравого смысла на пути проявления материального начала в человеке.

Капитализм – это последовательная манифестация материализма в экономике. Породивший его рационализм, стремящийся к свободе, в том числе и свободе познания и экономической деятельности, появился в эпоху Возрождения и утвердился в эпоху просвещения в результате последовательного отрицания средневековой религиозной идеалистической доктрины необходимости, как манифестации воли Бога.

Всегда должно существовать связующее звено между тем старым, что есть, и тем новым, что появляется. Рационализм и научный метод, впервые сформулированный Р. Бэконом, были новыми явлениями жизни, религиозный идеализм и религиозная мораль – старым. Макс Вебер обосновал появление современного капитализма из протестантской этики, основанной на христианской религиозной доктрине в её протестантской интерпретации. Её суть: человек должен много и упорно трудиться, его богатство – результат того, что его деятельность угодна Богу. (Сравните с русской поговоркой «От трудов праведных не наживёшь палат каменных»). Такая религиозная доктрина, сопряжённая с оценкой результата труда в деньгах, и была связующим звеном между религиозным идеализмом средневековья и рационализмом нового времени.

Свободная капиталистическая экономика не нуждается в научном обосновании своей целесообразности, она растёт естественно «от земли» и направлена на удовлетворение человеческих потребностей. Но сегодня капитализм достиг пределов своего роста по многим параметрам: ресурсы, рынки, экология. Об этом мы говорили выше.

 

Социальная экономика – экономическая манифестация обязанностей человека.

Варианты обоснования парадигмы необходимости в экономике.

Могут быть два источника представления о целостности и детерминированности мира и исходящей из неё социально-экономической необходимости: а) материалистическое, как исполнение законов природы на основании научной картины мира, б) идеалистическое, основанное на вере в безусловную истинность откровения, требующего исполнения заповедей поведения.  Поэтому принципиально возможны два варианта построения экономики в парадигме необходимости: а) основанный на материалистическом понимании необходимости, как исполнении законов развития природы и общества, б) на идеалистическом-религиозном понимании необходимости, основанном на откровении. 

Материалистический вариант реализации парадигмы необходимости – коммунизм.

В истории человечества была попытка в максимальной степени реализовать идею необходимости в противовес капиталистической свободе на основе научного материалистического мировоззрения – марксизма.  

Марксизм – это порождение нового времени и европейского рационализма, он делал заявку на глобальное доминирование, старался «оседлать» научно-технический прогресс, поэтому и идеологический инструментарий был взят самый передовой для того времени – научно-материалистический. Было заявлено, что открыт закон общественного развития, и человечеству надо действовать по этому закону. Достижение социальной справедливости было объявлено законом природы, осознанной необходимостью, а религия была запрещена, как «опиум народа», порождение идеализма и помеха классовой борьбе.

В результате транспонирования «законов развития природы и общества» на экономические отношения получилась экономика, основанная на общественной собственности с плановым регулированием на основе удержания экономических балансов. Мера результата экономической деятельности в такой экономике в простейшем варианте выражается в натуральных показателях выпускаемой продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества. Целевой функцией управления было наращивание экономических мощностей, сохранение целостности общества и утверждение социальной справедливости.

Онтология коммунизма была материалистической, а цель – идеальный коммунистический рай на земле, требующий высочайшей осознанности человека. Это абсолютный идеализм в целеполагании. На самом деле Маркс не поставил диалектику Гегеля с головы на ноги, а наоборот, перевернул её с ног на голову. Построение коммунистического справедливого общества – это был своего рода эксперимент, проверяющий истинность научной модели, предложенной марксизмом.

Теория марксизма не прошла испытания практикой своего строительства в странах христианской культуры. Китайский вариант коммунизма имеет глубокие основания в китайской духовной традиции и поэтому существует и будет существовать. В процессе социального эксперимента, проведённого марксизмом, оказалось, что необходимая для построения коммунистического общества осознанность невозможна без и вне религиозного сознания, а плановое регулирование не работает. Попытка сделать из коммунизма «красную веру» была отвергнута человеком.  Результат – эксперимент не удался – коммунизм в его советском варианте рухнул. 

И хотя у коммунизма есть сторонники и сегодня, и они продолжают совершенствовать эту теорию, стоя на научной рациональной платформе, мы считаем, что этот путь проявления необходимости и неполным, и не универсальным, и не природоподобным. У людей пока просто не хватает ума и знаний, чтобы рационально объять необъятное и построить подлинно научную социально-экономическую модель общества. Поэтому единственной эффективно действующей экономической моделью, созданной на основе рационального материализма, остаётся рыночная экономика.

Религиозные (идеалистические) варианты реализации парадигмы необходимости.

История религиозного обоснования необходимости в экономике.

В истории было немало попыток построения социальной экономики внутри капиталистической модели, где бы реализовывался принцип социальной целостности и справедливости на основании религиозных представлений. Они существуют в каждой цивилизационной общности: христианской, конфуцианской, буддистской и других. Если говорить о России, то можно вспомнить экономический уклад староверов и жизнь крестьянской общины. Эти модели религиозного обоснования необходимости не получили развития из-за их идеализма (явного доминированием обязанностей над правами в экономической практике), вступавшими в противоречие с требований повышать эффективность экономической деятельности.

Исламская модель экономики – действующий вариант, сочетающий свободу и необходимость.

Единственной действующей сегодня экономической моделью, которая в определённой степени сочетает природоподобный (земной) и идеальный (небесный) аспекты экономики, обосновываемый откровением, является исламская экономическая модель. Рынок и частная собственность, как и личное богатство, в исламской модели экономики не отрицаются, но запрещено ростовщичество, ведущее к чрезмерной концентрации капитала, и чрезмерные риски; поощряется перераспределение богатства через благотворительность.

Исламская картина мира совмещает в единой модели права и обязанности человека, обосновывая их из религиозных представлений. Вследствие выраженной религиозной онтологии ислама в исламском традиционном обществе тормозилось рациональное начало, ограниченно (с позиции только религии) истолковывались права человека и делался сильный акцент на обязанностях человека, как это и должно быть в религиозных мировоззрениях.  

Исламская модель экономики сегодня – это единственный действующий прототип будущей органичной синтетической экономической модели, сочетающей свободу и необходимость, обосновываемую с идеалистических позиций, в экономической деятельности. Её с определёнными допущениями, исходящими из необходимости универсализации регулятивных принципов в экономике, можно рассматривать как переходную форму между капитализмом и посткапитализмом.

Китайская экономическую модель тоже можно рассматривать, как универсальную, сочетающую принцип свободы и необходимости, но в ней ограничения исходят из материалистических представлений, поэтому она не является гармоничной.

Если протестантизм открыл путь капитализму, ислам может открыть путь посткапитализму. Для этого принципы экономической деятельности, данные через откровение, заложенные в исламе (впрочем, как и в других религиях), предстоит перевести на универсальную научно-религиозную онтологическую платформу, выражающую баланс материального и духовного, свободы и необходимости.

Путь создания универсальной экономической модели.

Новая экономическая модель, о необходимости которой говорят многие, должна основываться на новой картине мира. И эта картина мира может быть только универсальной, то есть соединяющей научное и религиозное мировоззрения. Мы называем её универсализм.

Научное знание, выражающее рациональное познание мира, универсально – едино для всех.  Поэтому и материалистическая либерально-рыночная экономики модель универсальна.

Для создания посткапиталистической экономики в парадигме жизнецентризма, совмещающей рационалистический материализм и интуитивный идеализм и снимающей пределы роста глобальной цивилизации, необходимо достичь универсализации системы представлений человека об его обязанностях. Для этого надо использовать гигантский духовный опыт, накопленный человечеством в религиозной культуре. Речь не идёт о мировой религии, а именно о картине мира, на основании которой можно будет продекларировать всеобщие обязанности человека – универсальную этику. 

Ислам, как мировая религия, сохранившая религиозную традицию, может сыграть в процессе выработки универсальной этики, определяющей обязанности человека, выдающуюся роль.

Мы считаем, что универсализация представлений о правах и обязанностях человека может быть реализована в рамках создания глобальной посткапиталистической модели жизнедеятельности – экосистеме созидания.

 

Экосистема созидания – новая система жизнедеятельности, утверждающая жизнь.

Закон природы, объединяющий явления Жизни, – научное обоснование экосистемы созидания.

Краткое описание закона, объединяющего явления жизни.

Научным фактом является то, что только открытая термодинамическая система способна противостоять энтропии и поэтому может быть бесконечна во времени и пространстве. Изолированная термодинамическая система приходит к вырождению в результате нарастания в ней энтропии, поэтому все изолированные системы конечны во времени и пространстве. Жизнь – это, безусловно, открытая система, нацеленная самим своим существованием противостоять энтропии – беспорядку (хаосу), создавая из себя порядок (космос).  

Процесс круговорота вещества и энергии – биоценоз. Биоценоз и окружающая среда – это экосистема.  Жизнь, осознающая своё бытие, как явление, развивающееся в биоценозе планеты, – это круговорот вещества, энергии и информации в открытых экосистемах.

Экосистема планеты в целом сегодня является закрытой (но не изолированной), потому что в неё извне поступает энергия света, получающаяся в результате термоядерной реакции на солнце, но обмена веществом с внешней средой (космосом) нет. Эта энергия превращается в энергию химических связей растений в результате фотосинтеза. Даже сегодня мощность фотосинтеза превышает мощность всех электростанций, построенных человеком, в десятки раз. Без фотосинтеза жизнь на планете невозможна.

Существует закон развития жизни, как явления, определяющий главный вектор эволюционного процесса. Он описан в трудах П. Кузнецова и его последователей. Это закон роста эффективности использования энергии в открытой экосистеме (закон сохранения мощности): N=P+G; где ϕ=P/G – возрастает. N – полная мощность, поступающая в систему, P – превратимая (свободная) мощность, G – непревратимая мощность (потери), ϕ – эффективность использования мощности.

Согласно этому закону, необходимым условием развития Жизни как космического явления является выполнение фундаментального неравенства N>G. Достаточным  условием является ускорение роста свободной мощности P за счёт повышения эффективности использования полной мощности. При этом увеличивается скорость её оборачиваемости с уменьшением мощности потерь на каждом цикле процесса. Эти условия являются основным законом развития жизни.

Человек – вершина природного биоценоза, он биологический «венец творения». Его особенность и главное отличие от животных в том, что он, получая и обрабатывая информацию – познавая мир, способен повышать эффективность природных процессов преобразования энергии в экосистеме.  

Познание мира – это процесс переноса информации из объектов природы (вещей) и внешнего хранилища информации (космического разума, бога и т.п.) в человеческое сознание. Получение информации из объектов природы – рациональное познание, от Высшего Разума – откровение. Человек рационально исследует природу, находясь внутри неё, – это замкнутая информационная система. Информация, получаемая через откровение, как данность, как закон человеческого и природного существования – это получение информации извне из-за пределов природы. Поэтому процесс поступления и обработки информации человеком является разомкнутым – при условии получения им откровения.

Исходя из такого понимания получения и обработки информации, можно сделать вывод, что «Прямолинейное формально логическое мышление не может разрешить противоречие между «тождественным самому себе» и в этом смысле неизменяемым идеальным миром (космическим разумом) и «нетождественным самому себе», изменяющимся материальным миром» (П. Кузнецов). Отсюда следует жизненная необходимость интуитивного восприятия мира через откровение, превращающее познание мира в процесс переноса информации извне внутрь системы, как организующего фактора, определяющего целеполагание разумной жизни. Поэтому религиозные системы мировоззрений – информационно открытые, а атеистические и рациональные – изолированные.

Увеличение человеческого потенциала – смысл существования разумной жизни.

Человеческий потенциал – это потенциальная энергия действия человека. Человек – это тело (биологическая основа), душа (интеллект) и дух (воля, как сила эмоционального переживания, связанная с целеполаганием). Человеческий потенциал равен произведению потенциальной работы тела, души и духа. Мерой потенциала тела, является физическая работа, которую может выполнить человек. Мерой работы души (интеллекта) является потенциальная работа его мозга. Мерой работы духа является потенциальная работа его духа – сила эмоций, определяющая силу воли. Работа измеряется (приводится к измерению) в джоулях и может быть измерена при помощи специальных методик. Чем физически сильнее человек, умнее и обладает развитым и ярким эмоциональным миром, тем больше его человеческий потенциал. Человеческий потенциал может использоваться, а может нет. Для его использования должна быть мотивация. Эволюция человечества продолжается в процессе познания и преобразования мира и выражается в повышении человеческого потенциала.  Этот потенциал – и есть свободная мощность системы.

В экосистеме планеты «мера всех вещей – человек», а не деньги. Работа человека, направленная на увеличение человеческого потенциала (своего и других), увеличивает свободную мощность системы (Р), а работа не увеличивающая её – является потерями (G). Только человек имеет свободу, поэтому только он, его развитие наращивает свободную мощность системы.

Увеличение свободной мощности системы увеличивает порядок в экосистеме и работает на достижение цели эволюции – совершенствование человека. Увеличение потерь мощности увеличивает энтропию и удаляет систему от цели эволюции. С этой позиции, всё, что ведёт к увеличению потенциала человека – это добро, а к уменьшению – зло.

Сознательное увеличение эффективности человеком использования своего потенциала – свидетельство повышения осознанности, уменьшение – её снижение. Откровения, как внешнее указание целей и смыслов существования, были ниспосланы человеку для того, чтобы он увеличивал свой человеческий потенциал и оставался человеком, утверждающим жизнь. В этом их смысл.

Надо обратить особое внимание на то, что в зачёт увеличения свободной мощности экосистемы идёт только увеличение именно человеческого потенциала. Энергия, затраченная на работу машин и механизмов, – это потери.  Из этого следует, что сам по себе технический прогресс не является целью и смыслом эволюции. Он – неизбежный результат использования человеческого потенциала – способ его применения.  Научно-технический прогресс важен не сам по себе, он должен сопровождаться приростом человеческого потенциала, который при этом должен опережать прирост трат энергии, расходуемых человечеством. Поэтому научно-технический прогресс, сопровождающийся сменой технологических укладов и переживающий «промышленные революции» должен быть управляемым, а не стихийным. Плохое управление социумом, ведущее к отставанию роста человеческого потенциала от роста затрат энергии человечеством будет иметь катастрофические последствия в силу неисполнения закона жизни и нарастанию энтропии в экосистеме. Именно такая ситуация сегодня складывается в мире.

Трансгуманизм, как концепция увеличения возможностей человека через его сопряжение с машиной и искусственным интеллектом, – это рискованный путь развития. Если машины и искусственный интеллект отнимут у человека свободу, то энергия, используемая и управляемая ими, пойдёт в потери мощности системы.  

Первые и самые простые выводы, следующие из закона, объединяющего явления жизни:

  1. Население планеты не должно уменьшаться (при сохранении среднего уровня человеческого потенциала на одного человека), уменьшение населения (если такое происходит), должно как минимум компенсироваться повышением среднего уровня человеческого потенциала.
  2. Уровень физического здоровья, образования, культуры (как источника формирования эмоционального мира) не должен снижаться.
  3. Мерой и целью развития общества должен быть человеческий потенциал, а не ВВП. Это должно быть общество созидания, а не общество потребления. 
  4. Экономика должна способствовать накоплению человеческого потенциала, а не разрушать его.  Это должно выражаться:
    1.  в разумном ограничении потребления, прежде всего энергоресурсов;
    2. в формировании системы управления экономикой, не допускающей его концентрации с одном месте (у одной, или нескольких личностей), потому что такая концентрация ведёт к внесению в управление субъективного фактора, что не присуще экосистеме, для реализации такой модели управления рост человеческой осознанности должен пережать смену технологических укладов;
    3. в формировании цифровой среды децентрализованной системы управления, позволяющей повышать эффективность производства товаров и услуг с целью снижения энергопотребления и нагрузки на экосистему планеты (снижение потерь мощности). 

Начиная с появления человека разумного Закон жизни исполняется через человеческое действие. При недостаточности научного знания человек при его исполнении руководствовался откровением. Теперь, на этапе научного постижения природы и формирования целостной научной картины мира, этот закон должен исполняться осознанно и с применением разумного регулирования жизнедеятельности, в том числе и при помощи искусственного интеллекта и цифровых платформ. Создание цифровых платформ по типу экосистемы – насущная необходимость не только экономическая, но и основанная на высших смыслах, связанных с целью существования человека и человечества. При этом значение откровения ничуть не умаляется, а искусственный интеллект должен оставаться только инструментом, позволяющим наращивать эффективность экономики и человеческий потенциал.

Принципом эволюции человека в экосистеме созидания, повышающем её эффективность, является рост человеческой осознанности. Это позволяет приводить уровень управления обществом и экономикой в соответствие уровнем развития производительных сил. Каждому новому технологическому укладу должен соответствовать более высокий человеческий потенциал и уровень осознанности. Это позволяет повышать эффективность использования мощности экосистемы, как условие её развития и существования. Невыполнение этого правила ведёт к кризисным явлениям.

Причина деградации системы жизнедеятельности – плохое управление социумом, а точнее, в социуме из-за недостатка научных знаний и «слепоты сердец» к восприятию откровения.

Экосистема планеты какое-то время может существовать в состоянии деградации, то есть уменьшения эффективности использования мощности и уменьшения человеческого потенциала, сопровождающегося накоплением энтропии в экосистеме. Если экосистема жизнедеятельности человека деградирует, она, являясь отчасти саморегулируемой средой, стихийно пытается восстановить себя помимо человека. Это происходит через смену системы управления эволюционным или революционным путём. Метод действия по восстановлению стабильности системы «от неба» – воздействие через интуицию – формирование новых элит, вдруг поверивших в новые идеи. Эти идеи религиозные или научные, вдруг, часто помимо всякой логики, «становятся материальной силой» и начинают трансформировать систему жизнедеятельности. Второй метод – «от земли» – деградация производственных процессов с целью сокращения энергозатрат. Для этого есть много способов: войны, эпидемии, экономические кризисы, природные катаклизмы. Если ничего не помогает, и люди не вразумляются, экосистема разрушается.

Главный вывод – людям, принимающим решения по управлению социально-экономическими процессами, надо в высшей степени внимательно относится к сохранению и развитию человеческого потенциала.  «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). 

Действие закона жизнедеятельности в экономике.

До последнего времени национальные экономики (речь прежде всего идёт о странах с развитой капиталистической рыночной экономикой) развивались по принципу открытых систем жизнедеятельности. Экономики развитых стран имели возможность расширяться за пределы своих ареалов, производя обмен товарами и энергией со внешней по отношению к себе средой. Повышение производительности труда при росте населения, его здоровья, образованности и культуры увеличивало эффективность использования мощности. И страны были заинтересованы в наращивании человеческого потенциала. Закон увеличения эффективности использования мощности в целом выполнялся и системы были открытыми. В обиход даже вошёл термин «открытое общество». Под такую открытую систему была создана и мировая финансовая система с её эмиссией и банковским мультиплексором, обеспечивающими потребность в финансах в расширяющейся экономике.

Сегодня вследствие глобализации возможности расширения глобальной экономики (здесь речь идёт об экономике в целом), практически, исчерпаны. Расширяться экономикам больше некуда. Поэтому экономика капитализма стремительно превращается из открытой в изолированную систему жизнедеятельности, ограниченную пределами роста: по ресурсам, энергии, рынкам сбыта, экологическим ограничениям. В этой ситуации для сохранения прироста эффективности использования мощности надо переходить от экстенсивного развития за счёт расширения ареала-рынка к интенсивному за счёт повышения человеческого потенциала при уменьшении расходования энергоресурсов. Проще говоря, надо увеличивать осознанность человека, повышать производительность труда и уменьшать потребление товаров и энергоресурсов. Общество, в котором выполняются эти условия – не общество потребления! Оно требует другой системы управления, другой финансовой системы, других измерителей своей эффективности. От централизованной системы управления, созданной в эпоху экстенсивного роста, надо переходить к децентрализованной, только и пригодной для управления обществом в эпоху интенсивного роста. А менять систему управления всегда очень трудно. Демократия в современной её форме должна смениться политией (по Аристотелю). Это сверхзадача, которую придётся решать.

Существующие регуляторы экономической деятельности, являющиеся де-факто в значительной степени централизованными (монетарное управление экономикой), перестанут действовать в изолированной системе, в которую превращается современный капитализм. Попытки сохранить централизованную систему управления в этой ситуации и решить проблемы на пути жёсткой диктатуры, созданной с целью нормативного распределения ресурсов, приведут к кризису, который может выразится как в экономических, так и социальных явлениях, уничтожающих саму возможность жизни.

Такой ситуации в мировой истории ещё не было. Поэтому предсказать, что и как будет рушиться очень трудно. Все прежние кризисы были обусловлены борьбой за власть, ресурсы и сменой социально-экономических формаций, но система жизнедеятельности оставалось открытой. Грядущий кризис будет общим кризисом жизнедеятельности человеческой цивилизации и может привести к её коллапсу: экологическому, экономическому, социально-политическому. 

На повестке скоро встанет вопрос: что делать, как выживать в складывающейся ситуации. И первым ответом конечно, будет такой: надо ограничивать потребление, чтобы сохранить баланс экосистемы по ресурсам, энергии и экологическим возможностям, не меняя саму систему управления мировой экономикой. Но это путь создания изолированной системы жизнедеятельности, которую ждёт вырождение и смерть. Человечество – это проявление эволюционирующей жизни, оно должна расширяться, совершенствоваться и обмениваться с внешней средой – это закон жизни. Никакого гомеостатического равновесного существования глобального социума в закрытой системе Земли (статическая термодинамическая система) не получится. То, что допустимо для отдельных народов, как частный случай, недопустимо для человеческой цивилизации в целом.

Уменьшение населения планеты, что видится для некоторых людей спасительным путём, сократит потребление ресурсов, но если это уменьшит человеческий потенциал и эффективность использования мощности, то не исправит положение.  Такой путь, связанный с гигантскими катаклизмами, тоже очень сомнительный в силу крайней проблематичности выполнения на этом пути условий развития жизни.

Единственным разумным выходом из складывающейся ситуации является трансформация открытой капиталистической экономики в открытую же пост-капиталистическую экономику, функционирующую в экосистеме созидания.

Экосистема созидания – проект открытой экосистемы жизнедеятельности.

Экосистема созидания – это открытая по веществу, энергии, информации система жизнедеятельности с функциональным, а значит децентрализованным управлением, нацеленная на увеличение человеческого потенциала и осознанности. Она должна строиться на принципе опережающего роста человеческого потенциала и осознанности по отношению к росту затрат энергии, идущей на поддержание жизнедеятельности экосистемы, в том числе на производство товаров и услуг. Очевидно, что экосистема созидания – это не только цифровая платформа, а методология организации жизнедеятельности. Но инструментом её реализации может и должна быть цифровая платформа по типу экосистемы, как алгоритмизация принципов деятельности в этой экосистеме. Эффективность использования мощности в экосистеме созидания должна возрастать. Проектирование экосистемы созидания и её появление – это насущная необходимость, связанная с выживанием человечества. Только в экосистеме созидания возможно устойчивое развитие с бесконечной перспективой.

Человечество, переходя на принципы экосистемы созидания, должно стремиться:

  1. Переносить себя в космос, осваивая его. Открытая по веществу экосистема.
  2.  Использовать энергетические ресурсы пространства-времени, делая их безграничными (солнечная энергия, термоядерная реакция). Открытая по энергии экосистема.
  3.  Использовать информацию откровения для своего целеполагания (сакральные смыслы). Открытая по информации система.
  4. Повышать уровень человеческого потенциала планеты. Для этого:
    1. Повышать уровень общественного здоровья (тело), формируя здравоохранение созидания. Экология тела.
    2. Развивать образование и науку (душа), формируя образование созидания. Экология души.
    3. Повышать волевые качества людей и их осознанность (дух), формируя культуру созидания. Экология духа.
  5. Постоянно повышать производительность общественного труда и уменьшать энергозатраты на единицу продукции.
  6. Декларировать обязанности человека разумного по сохранению и развитию жизни и сопоставлять их с правами – с целью поддержания качества управления в системе на необходимом уровне.
  7. Децентрализовать управление глобальным социумом и не допускать его централизации, с целью уменьшения субъективного фактора в управлении. «Из разного – гармония». Для этого формировать общественный интеллект и коллективный разум, применяя компьютерные сети и искусственный интеллект.  
  8. Не допускать уменьшения свободы человека из-за внедрения искусственного интеллекта – «обуздать дракона цифры» на пути повышения человеческой осознанности. Обратное будет уменьшать человеческий потенциал, а значит и эффективность использования мощности в экосистеме.
  9. И т.д. смена общественной парадигмы с человекоцентризма на жизнецентризм приведёт к значительным изменениям во всех сферах деятельности человека.

У экосистемы созидания, как среды для развития разумной жизни, есть две составляющие: материальная, основанная на законе развития жизнедеятельности, определяющая права и свободы человека и духовная, определяющая его обязанности. Описав в этом параграфе действие материальной составляющей «от земли», кратко опишем духовную составляющую, определяющую целеполагание экосистемы созидания «от неба». Разумеется, в экосистеме созидания «небо» и «земля», идеальное и материальное не противоречат, а дополняют друг друга.

Манифестация Всеобщей декларации обязанностей человека – путь к объективному целеполаганию.

Выше мы обосновали необходимость срединного пути, на котором совмещается рациональное и интуитивное представление о мироздании. Объективная и целостная картина мира, необходимая для правильного целеполагания, в том числе и для решения экономических проблем, возможна только с позиции совмещения материального и идеального в картине мира. Такое вмещающее мировоззрение – основа для мышления, непротиворечиво совмещающего рационализм и духовность, ум и разум. Коллективный рациональный ум человечества – это общественный интеллект, наиболее явным проявлением которого является наука. Должен быть и коллективный разум, он должен формировать объективное целеполагание с позиции интуитивного восприятия реальности. У человечества, как и у человека должно быть два полушария мозга…   

Рационализм с его абсолютизацией прав человека на основе общественного договора, универсален, наука одна для всех, она не зависит от культуры, национальности, расы. Для достижения баланса и гармонии духовного и материального в человеке и глобальном сообществе интуитивизм, «сердцем и душой» обосновывающий обязанности человека на основе откровения, тоже должен быть универсальным. Права человека наиболее полно выражены во Всеобщей декларации прав человека. Так же надо декларировать и его обязанности, универсальную этику. Это необходимо для того, чтобы сделать решительный шаг к формированию общественного разума и гармонизировать в человеке и обществе рациональное и интуитивное, науку и религию, права и обязанности человека и создать новую пост-капиталистическую экономику.

Мы не будем здесь останавливаться на механизме принятия такой декларации, обозначив лишь её цель – декларировать обязанности человека сохранять и развивать жизнь на планете Земля, вручённой человеку богом – в это верят верующие, или природой, как считают неверующие. Жизнь – абсолютная ценность и её надо сохранять и развивать, потому что вне её всё остальное теряет смысл: нет жизни, нет веры, надежды, любви, нет и экономики...

Наука не принадлежит никакой культуре и не имеет одного языка. Позиция, с которой должны обосновываться всеобщие обязанности человека, так же должна быть универсальной, не принадлежать никакой культуре и не использовать какой-то язык, как главный. Как уже говорилось выше, мы исходим из того, что смысловое ядро всех религий – освящение (сакрализация) обязанностей человека, позволяющих ему оставаться человеком разумным; сами же религии – это формы выражения этих ограничений, связанные с культурами. Речь здесь не идёт о создании мировой религии, а именно о манифестации декларации обязанностей человека, универсальной этики, основанной на выводах и принципах всех религий и научных исследований. Принятие такой декларации может стать основой, с которой можно быстро двигаться в направлении организации совместных действий людей, стран и цивилизаций по борьбе с изменением климата, решения экологических и социальных проблем и формирования новых принципов организации экономической деятельности. Киотский протокол об ограничении выбросов парниковых газов – не может являться прототипом такой декларации, потому что обращается не к индивиду, а к государствам.  

Выводом и смыслом декларации обязанностей человека должно быть разумное регулирование потребления при наращивании человеческого потенциала ради сохранения и развития жизни. Она может иметь смысл общественного договора людей разных культур для сохранения и утверждения Жизни, как космопланетарного явления, созданного Создателем миров (или существовавшей вечно). Суть декларации: человек ответственен за сохранение и развитие жизни и поэтому сознательно берет на себя определённые обязательства, освящённые религиями и народной традицией, в дополнение к тем правам, которые он получает от рождения.

Если исходить из идеи гармонизации прав и обязанностей человека и придания им императивного характера, то создание Декларации обязанностей человека – это общее дело всех культур, в том числе и исламской, имеющей грандиозный опыт сохранения традиции и воспитания в людях самоограничения ради спасения в жизни этой и будущей.  Более того, именно страны исламской культуры могут проявить такую инициативу, уже имея прототип стратегии разумного самоограничения в форме исламской экономики.

Несомненно, целеполагание, включающее стратегию разумного потребления при повышении эффективности использования энергии, не может не выразится в проектировании цифровых платформ. Без них будущее развитие экономики по пути интенсивного развития невозможно. Здесь надо сказать об использовании технологий блокчейн, криптовалют, как основного расчётного средства, не подверженного инфляции, цифровых образах, больших базах данных. Это отдельная большая тема. Важно понимать, что всё это лишь инструменты, необходимые для экономической деятельности, использование которых зависит от целеполагания. Именно целеполагание формирует граничные условия и цели действия этих цифровых систем. Это целеполагание может и должно измениться, сменив парадигму с человекоцентризма на жизнецентризм.  Для того, чтобы это произошло, необходимо создавать и подключать к их решению коллективный разум планеты. Экономика, включающая в себя принципы, связанные с духовной составляющей человеческой сущности, описываемой в религиях и выраженной в измеряемых мерах, – это и есть экономика созидания, которую предстоит создавать ради общего блага.

Наиболее простым и вместе с этим зримым выражением идеи формирования коллективного разума является разноцветное цветовое кольцо, на котором размещены все существующие цивилизации, в том числе и исламская, сформировавшиеся на основе своих культурно-цивилизационных кодов, выраженных и в религиях. У кольца начала нет и нет конца, нет первых и последних культур, а в центре его – общее для всех начало мироздания, его Первопричина.  Такое сакральное кольцо глобального взаимодействия культур предстоит создать для формирования общего целеполагания, необходимого для формирования экосистемы созидания и сохранения жизни. Инструментом создания такого кольца могут стать цифровые платформы с использованием технологий блокчейн, автоматизирующие доверие. Именно доверие будет главным фактором развития в наступающую эпоху, которую можно выразить максимой «Из разного – гармония».

Другим образом, выражающем суть, смысл и цель человеческой цивилизации, является древо жизни Сидрат аль-мунтаха, упоминаемое в Коране в первых аятах суры Ан-Наджм. По преданию каждый лист этого прекрасного дерева – это человеческая жизнь, опадает лист, умирает человек. Есть этот образ в Библии, священных книгах и преданиях всех народов земли. Его суть можно трактовать так: земля, из которой растёт древо, – неживая природа, его корни – живая природа, ствол – вид Homo Sapiens, ветви – народы, листья – люди. Всевышний, посадивший древо жизни и дающий свет, без которого дерево не может и не знает куда расти, – это солнце. Образ древа жизни – это и есть образ экосистемы созидания. Сегодня это дерево, как бы упёрлось в стеклянный прозрачный купол, обозначающий пределы его роста. Дерево не может более расти, не деформируясь и не болея. Для человечества преодолеть эти пределы, используя интеллект и интуицию, – значит выдержать экзамен на зрелость. Общая задача этот купол раздвинуть, чтобы древо жизни могло расти дальше.

Каждый человек – лист на древе жизни, общая задача – вырастить его от земли до неба. А чтобы понять, как именно это сделать, надо сформировать сакральное кольцо коллективного разума, создающее синергию мышления и действия.

 

 

© Александр Викторович Кашанский

03 июля 2021 год

 

Используемая литература.

  1. П.Г. Кузнецов «Наука развития Жизни». М.2020. ISBN 978-5-905527-41-8.
  2. Б.Е. Большаков, О.Л. Кузнецов, Е.Ф. Шамаева, А.А. Гапонов «История и современные вопросы устойчивого развития». М. 2019 ISBN 9785945151932.
  3. К. Шваб «Четвёртая промышленная революция». World Economic Forum® 2016.
  4. Д. Медоуз и др. «Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Проблемы человечества». ISBN 5-211-02014-6 МГУ 1991.
  5. А. Кашанский «Веждизм». 2019. ISBN 978-5-6040871-4-5.