Человек космический в великом кольце мироздания.

Александр Викторович Кашанский, Фонд экономки созидания, учредитель.

Аннотация: Мироздание – это великое кольцо, соединяющее физический, мысленный и идеальные миры в динамично развивающуюся целостность. Человеческая цивилизация и человек-космический – фракталы-подобия этого великого сакрального кольца. Появление человека космического, осознающего своё подобие универсуму и свою миссию вместить его, – закономерный этап развития человечества, отражённый в научных теориях и религиозных откровениях. Их непротиворечивый синтезцель настоящей статьи.

Abstract: The universe is a great ring that connects the physical, mental, and ideal worlds into a dynamically developing wholeness. Human civilization and cosmic man are the fractals of this great sacred ring. The appearance of the cosmic man, who is aware of his likeness to the universe and his mission to contain it, is a natural stage in the development of humanity, reflected in scientific theories and religious revelations. Their consistent synthesis is the purpose of this article.

Ключевые слова: мироздание, фрактал, триалектика, сакральность, жизнь, эпоха, эволюция, парадигма, цивилизация, экосистема, созидание.

Keywords: universe, fractal, trialectic, sacredness, life, epoch, evolution, paradigm, civilization, ecosystem, creative.

 

  1. Образ великого кольца, как фрактала мироздания. Троичность сущего.

«Великое Кольцо» – общее название модели разумной жизни далёкого будущего. Модель создана советским писателем Иваном Антоновичем Ефремовым и описана им в романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка». Это образ светлого будущего для человечества Земли, достигшего в своём развитии дальних пределов космоса. И вместе с этим, «Великое Кольцо» – это содружество цивилизаций космоса и информационная сеть их соединяющая.

Образ великого кольца, использованный Ефремовым, многозначен и архитипичен, он несёт с себе скрытые смыслы, влияющие на формирование сознания людей. Ведь кольцо – это символ единения и целостности общества. Кольца везде – в макромире, в микромире и они подобны по форме. И всякое циклическое движение – от орбит электронов и до орбит планет замкнуто в кольцо.

Представление о человеке, как фрактале-подобии универсума: «Как вверху, так и внизу», «По образу и подобию», «Как на небе, так и на земле», – существует с глубокой древности. Оно встречается в эзотерических текстах, в Библии, в Ведах, в И-Цзин, у древнегреческих философов.  В эзотерических моделях философии концепция подобия выражена, как макрокосм и микрокосм. Микрокосм отражает целое – макрокосм и наоборот. Идея подобия нашла своё концептуальное выражение у Пифагора, видевшего в космосе и теле человека гармоничное единство, сформулирована Платоном, а во время Ренессанса Леонардо да Винчи выразил её в знаменитом рисунке витрувианского человека.

Идея подобия человека и космоса – фрактальности мироздания – широко распространена и сегодня, но остаётся вопрос, что именно в человеке является подобием того, что наверху, из чего именно состоят фракталы мироздания? Ответ на этот вопрос мог бы стать основой новой концепции целостности мироздания и места в нём человека, а значит и представлений человека о себе: самоидентификации человека космического, формирования его системы ценностей и типа мышления. Знать, чему я подобен надо для ответа на вопрос: «Кто я, откуда и зачем?»

Подсказками, что представляет собой фрактал мироздания, является идея великого кольца Ивана Ефремова и идея троичности сущего, предложенная британским физиком, математиком и философом Роджером Пенроузом. Он выдвинул идею существования трёх миров: идеального (платоновских идей), мысленного (сознания) и физического. Рис-1.

Если соединить эти миры в кольцо, то и получится великое кольцо мироздания, объемлющее всё, что есть. Подобие этого кольца существует и как мироздание, и в человеке и, наверное, в каждом живом организме – «душе живой». Человек, осознающий себя подобием великого кольца мироздания, – это и есть человек космический. Ему и предстоит осваивать космос и стать им.  

  1. Смена эпох. Этапы развития человеческой цивилизации на пути к человеку космическому.

Когда же должен появиться человек космический?

Каждая эпоха развития человеческой цивилизации характеризуется тем, что находится в центре картины мира, манифестируемой в эту эпоху. Что в центре, то и характеризует парадигму мышления и образ жизнедеятельности человека.  Парадигма задаёт направление мышлению, но сама не является предметом рассуждений.

Если следовать концепции троичности сущего, соединённого в великое сакральное кольцо, мир идеальный – «небо», мир материальный – «земля», мир мысленный – «человек», то принципиально возможны только четыре парадигмы: землецентризм – земля в центре – это языческая эпоха, небоцентризм – небо в центре – эпоха доминирования мировых и древних религий, человекоцентризм – эпоха коммунистического и либерального гуманизма, и, наконец, мироцентризм или космоцентризм, когда в центр ставится единство неба, земли и человека, соединённых в кольцо, как выражение самой жизни.

Общая причина наступившего глобального кризиса – устаревшие парадигмы жизнедеятельности, уже не отвечающие духу времени, уровню развития знаний о мире и производительных сил.  Чтобы преодолеть кризис, нужна новая универсальная, то есть космическая парадигма жизнедеятельности, соответствующая цели эволюции – созданию великого кольца, как на небе, так и на земле. Древние представления о микрокосме и макрокосме найдут в нём своё законченное выражение. Человек осознает себя космосом, чтобы вместить его! Наступает эпоха перехода к парадигме жизнецентризма, находящего своё конечное выражение в космоцентризме.

  1. Устройство фрактала мироздания.

Фрактальность мироздания – подобие человека и космоса – в чём и как она выражается? Ответ на этот вопрос – ключ к пониманию единства мира и его фрактальности.  Это основа представления человека о себе самом, как человеке космическом.

Космос в целом, а также каждая саморазвивающаяся часть космоса – его фрактал, имеет троичную основу – три ипостаси своего бытия-существования: образ-форму, знание-информацию и сознание. Только такие троичные, а значит, живые части космоса способны противостоять энтропии. «Органическая жизнь – не предмет и не вещь, которую можно подержать в руках, а прежде всего процесс, включённый в естественно-исторический цикл развития Космоса» (П. Кузнецов).

И человек в своей основе троичен, он имеет в себе: 1) знание-информацию, как закон своего развития и саморазвития, 2) сознание, отражающее знание и 3) образ-форму. В этой триаде знание-информация – формирующее начало, образ-форма – формируемое, а сознание-смысл – связующее начало.

Три фундаментальные сущностные ипостаси находятся в кольцевом взаимодействии сдерживания и натиска, мы называем это взаимодействие триалектическим. Взаимодействие происходит в кольце в двух встречных направлениях. Пара знание-сознание порождает диалектику человеческого интуитивного разума, определяющую восхождение к духовному началу мира – «небу». Пара сознание-образ – диалектику рационального познания природы, вплоть до её полного освоения. Пара образ-знание – диалектику развития самой природы – до завершения программы её эволюции.

В великом сакральном кольце мироздания материя чудесным образом порождает сознание; сознание восходит в процессе познания сути вещей и осознания себя самого к знанию-духу, как говорится «с божьей помощью»; дух творит материю (это процесс, скрытый от человека-наблюдателя). Это кольцо коловращения сущностей против часовой стрелки, выражающее чудесные трансформации ипостасей триады, действие чуда. Чудо в троичной модели мироздания закономерно!  (Рис-2).

В свою очередь и вместе с этим происходит и встречное коловращение сущностей мироздания по часовой стрелке: материя преображается в дух на пути эволюции (это процесс, скрытый от человека-наблюдателя); дух наполняет сознание в процессе интуитивного восприятия реальности, принося знание о мире; сознание рационально познаёт материю и управляет ей. Это кольцо коловращения сущностей по часовой стрелке, выражающее эволюционное развитие и действие законов природы. (Рис-3).

Представление о троичности сущего, фрактальности универсума и триалектика взаимодействия в кольце перемен снимает основной вопрос философии о том, что первично – идея, или материя и позволяет рассматривать мир в целостности. Оно предлагает своё объяснение эволюции мира, человечества и человека. Первопричина же всего сущего, не имеющая ни образа, ни имени, не являющаяся ни материей, ни идеей, ни сознанием, выносится за пределы великого сакрального кольца. Ни доказать, ни опровергнуть существование Первопричины невозможно.

Взаимодействие в кольце перемен – основа мировой гармонии. Она определяется равновесием движения в кольце по и против часовой стрелки. Гармония мироздания, как равновесия коловращения ипостасей сущего, изначальна и сущностна, она не из чего не исходит и является образом существования и целью развития мироздания.  Отклонение от неё в природе – это статистическая функция, необходимая для обновления форм в процессе эволюции, а в обществе – причина разрушения, нарастания энтропии сверх допустимой меры и страданий человека.  «Мир, как осуществление красоты» (Николай Онуфриевич Лосский) – это не фигура речи, а глубочайшее суждение. Разумеется, в мире человека, исполняющего свою миссию, должна существовать красота форм, изучаемая эстетикой, красота отношений – этикой и мышления – наукой.

Сакральность великого кольца заключается в том, что оно порождает и поддерживает жизнь, соединяя в себе миры видимый и невидимый-духовный. Жизнь, как вечное и даже предвечное явление, священна, её источник – великое сакральное кольцо мироздания, по-видимому, существовавшее «прежде всех времён». В свою очередь, небо (мир идей), земля (мир природы-материи) и человек (мысленный мир), так же имеют троичное устройство и являются фракталами, подобными фракталу первого уровня – универсуму. Об этом можно говорить отдельно.

  1. Становление мироздания и этапы эволюции человека.

Ипостаси-сущности универсума находятся в коловращении перемен великого сакрального кольца. Это постоянно протекающий процесс становления-созидания. Он происходит в мирах видимом и во времени, где позиционирует себя человек-наблюдатель, и невидимом, духовном, вне времени, который люди называют «небом». Человеку-наблюдателю доступны участки кольца человек-небо и человек-земля, а участок земля-небо человеку недоступен. Поэтому процесс творения-преображения материи иррационален, он находится вне опыта и представлений. Кольцо мироздания для человека разомкнуто, и замкнуть его может только интуиция в религиозной или эзотерической форме.

Для человека, находящегося между небом и землёй, духом-отцом и материей-матерью, эволюция мироздания представляет собой два встречных потока: 1) по часовой стрелке, естественно-природный процесс познания мира через откровение (интуицию) и рациональное познание – движение к земле и её преображению; и 2) против часовой стрелки, чудесный процесс творения новых эволюционирующих форм жизни, порождения сознания и осознания-возвышения им себя самого – движение к небу. Начало проявленному процессу восхождения мироздания (или его части) к Небу положил Большой Взрыв, а его завершением станет процесс одухотворения материи, в религиозных концепциях описываемый, как преображение и переход к новому небу и новой земле. В эзотерике гиперцикл развития мироздания выражается кольцом змея уробороса, кусающего себя за хвост. Рис-4.

Процесс эволюции мироздания с момента чудесного появления человеческого сознания происходит с участием человека – его умом-разумом и его руками. В этом процессе человек проходит несколько этапов своей эволюционной трансформации: 1) «человек небесный» – это образ-проект идеального человека, существующий на небе (в мире идей), 2) человек природный – материальное воплощение идеального человека (низвергнутый из Эдема Адам), 3) человек социальный (цивилизованный и цивилизационный), 4) человек космический (ноосферный) и, наконец, 5) человек небесный, вернувшийся в своё духовное состояние, но уже на новом небе и новой земле, где цикл становления, вероятно, начинается сначала. Каждый этап эволюции человека представляет собой фрактал универсума. Человек небесный – знание, сознание, образ. Человек земной (природный) – дух, душа, тело. Человек социальный – коллективный интеллект, жизненный мир человека, коллективный разум. Человек космический – коллективный человеко-машинный интеллект, ноосфера (экосистема созидания), Логос+ (космический разум, в пределе – возвращение Логоса, небесного сознания). Рис-5.

В христианстве явление Логоса+ манифестируется религиозным сознанием, как второе пришествие Христа – космического человека уже в своём завершённом, духовном, небесном отображении. В эзотерике восхождение к новому небу и новой земле в процессе встречного коловращения сущностей универсума отображается образом кадуцея – двух змей, ползущих вверх по посоху (оси эволюции).

Религиозная интерпретация завершения процесса становления мироздания – это идея конца света, судного дня, последующего воскресения из мёртвых и всеобщего преображения. Научной интерпретацией этого процесса является идея конечности развития вселенной (или её части) и появления её новой генерации. Надо отметить особо, что религиозная интерпретация конца времён описывает нештатный вариант эволюции – если человек откажется исполнять свою миссию и переходить в состояние человека космического. В философии закономерный процесс эволюции описывался в трудах русских космистов. 

  1. Взаимодействие Человек-Небо. Интуитивное познание человеком мира и осознание себя самого на пути к Небу.

Человек имеет в себе весь необходимый «инструментарий» для участия в процессе становления универсума на пути, предписанном Законом Мироздания. Во-первых, он сам представляет собой подобие универсума, поэтому вполне может его познавать по принципу «Познай себя самого», во-вторых, у него есть ум – способность к рациональному познанию мира и разум – к его интуитивному осмыслению через откровение и образное мышление. Обычно ум – ratio отождествляется с левым полушарием, а разум – intuitiva с правым полушарием головного мозга.

Каждому технологическому укладу, характеризующему и уровень развития рационального ума, и этап продвижения человека к состоянию полного познания вселенной, должен соответствовать соответствующий ему уровень разума – осознанности.  Осознанность характеризуется самоидентификацией, типом мышления и системой ценностей. Уровню осознанности должна соответствовать и парадигма жизнедеятельности, о смене которых говорилось выше. Общая модель процесса познания мира и осознания человеком себя самого изображена на рисунке. Рис-6.

Критически важно, чтобы достигнутому технологическому укладу соответствовал уровень осознанности, выражаемый в парадигме жизнедеятельности.  Если такое соответствие есть, значит, существует базис для достижения личной, социальной и планетарной гармонии, что выражается в процессах проявления синергии людей и общественной созидательной синтропии. Если соответствия ума и разума нет, то нарастает дисгармония и сопутствующие ей процессы личностной, социальной и природной энтропии.  «Ум без разума – беда». Увы, сегодня дисгармония нарастает: развитие производительных сил находится на уровне шестого техноуклада, а уровень осознанности не поднимается выше четвёртого-пятого, а во многих странах деградирует до третьего, второго и даже первого.

Уровень осознанности человека космического соответствует восьмому техноукладу. Это интегрированный искусственный интеллект – в сфере рационального ума, а в сфере интуитивной осознанности – коллективный разум. Для манифестации такой осознанности нужна новая целостная картина мира. Этот уровень осознанности выражается в сверх-осознанной самоидентификации, просветлённом типе мышления, непротиворечиво сочетающем рациональную логику и интуицию во всех её формах, и гармоничной системой ценностей, переходящей в целостную. Понять в деталях, что именно это такое есть, можно лишь приблизившись к этому уровню.   

Попытка «штурмовать небо» с позиции восьмого и последующих техно-укладов без обретения осознанности человека космического – и будет мотивом для Закона Мироздания прекратить её самым решительным образом. Что и находит своё отображения в пророчествах о конце света. Поэтому достижение личностной и социальной гармонии и соответствия техно-уклада и необходимой осознанности – критически важно.

  1. Взаимодействие Человек-Земля. Эволюция и рациональное познание материального мира на пути к его преображению.

Процесс эволюции видов шёл по пути накопления количественных изменений в генотипе живых организмов и качественных скачков, характеризующих переход от одного вида к другому. Эти изменения не удаётся и вряд ли удастся объяснить случайными мутациями генотипа, они представляют собой «закономерное чудо», как вмешательство в ход эволюции воли неба (мира идеального), что и является творением. Это утверждение представляется не научным с позиции современной науки, использующей научный метод, описанный ещё Р. Беконом.  Для «обнаучивания» этих представлений нужна наука, рассматривающая процесс познания с позиции более высоких уровней осознанности. Об этом стоит говорить отдельно. Пока же скажем, что одной из таких чудесных трансформаций жизни было появление-порождение человека разумного.

Этапы восхождения человека к цели эволюции – новому небу и новой земле сопровождаются изменением фундаментальных принципов-максим его существования в социуме и природе. Жизнедеятельность человека природного описывается максимой «Из одного – разное», что выражается в конкуренции, имеющей ту же природу, что и борьба за жизнь в животном мире. Жизнедеятельность человека социального описывается максимой «Из разного – гармония», выражающейся в его стремлении к неконкурентному сотрудничеству и обретению социальной синергии. Человек космический существует в парадигме «Из гармонии – целое», что выражается во вмещении им мировой культуры, духовной разлокализации и способности вмещать всё сущее, не выделяя себя из общества и природы непреодолимыми преградами.  Рис-7.

  1. Человек космический – фрактал-подобие мироздания, осознающий это подобие.

Человек – это тело, дух, душа, находящиеся в постоянном триалектическом взаимодействии. Природный цикл развития человека: тело – биологическая природа человека определяет эмоциональный мир человека его дух, эмоциональный мир; духовная ипостась человеческого существования определяет сознание-мышление; сознание формирует-определяет тело. На уровне общества (общего), экономика определяет культуру, культура определяет образование и науку, они в свою очередь управляют экономикой.

Цикл качественных (чудесных) изменений-преображений человека: сознание сдерживает эмоции и определяет духовное развитие личности; дух определяет (творит) тело, проявляясь как пассионарность; тело, физическое состояние человека определяет (порождает) мышление. 

Если в человеке и обществе преобладает коловращение по часовой стрелке – это рационализм сознания, духовное оскудение и снижение пассионарности, эволюционизм общественных отношений, культ свободы, материальное выше духовного. Если против часовой стрелки – это интуитивизм, доходящий до иррационализма и мистицизма, «стяжание духа», сдерживание импульсов тела, культ необходимости, духовное выше материального. Оба цикла необходимы для осуществления разумной жизнедеятельности, их равновесие в человеке и обществе – это и есть основа их гармонии. Значит, этими циклами надо учиться управлять!

Человек космический, осознавая свою универсальную сущность, проявляет осознанное отношение к утверждению гармонии в себе и обществе. Он исходит из того, что гармония личности – основа гармоничной семьи (это тоже триада – мать, отец, ребёнок). Человек и семья – основа гармоничного общества. Гармоничное общество – основа гармоничного развития планеты.

Гармонизация жизни ведёт к утверждению целостности человека, общества и космоса, и в конечном итоге к преображению человечества на пути к новому небу и новой земле – преображённому миру, где торжествует правда и справедливость.

  1. Великое сакральное кольцо цивилизаций планеты – оберег древа жизни.

Кольцо-фрактал мира идей – «Небо» имеет проекцию на нашу планету – Землю, буквально, «По образу и подобию», «Как наверху, так и внизу», «Как на небе, так и на земле». Это сакральное (не от мира сего) кольцо спроецировано на Евразию, как крупнейшие цивилизации и культуры, основанные на мировых и древних религиях. Религии и мировоззрения – это формы отображения реальности в сознании человека, обусловленные его позиционированием в сакральном кольце. Цивилизации и культуры планеты находятся в состоянии взаимодействия, подобно взаимодействию, существующему в кольце-фрактале мироздания.  И каждый человек, и каждый народ имеет своё место в этом кольце, определяемое тем, что он любит: «Народ – это собрание разумной толпы, объединённое согласным общением вещей, которые любит». («О граде небесном и граде земном» Августин Блаженный XIX, 24). Рис-8.

Прекрасным образом фрактала мироздания в применении к роду человеческому является Древо Жизни. Почва под ним – неживая природа, корни – живая природа, ствол – вид Homo Sapiens, ветви – народы, листья – люди. Гармоничное дерево должно иметь связь с землёй, крепкий ствол, раскидистую крону и доступ к солнечному свету – небу. Только в этом случае оно растёт и развивается нормально и может соединить собой небо и землю.

Такое же дерево – образ человека, растущего в своей осознанности из земли к небу. Почва под ним – родина, корни – предки, ствол – тело, ветви – душа, листва – дух. Солнце над ним – мир духовный-идеальный – «Небо». Рис-9.

Задача человека космического, творчески и осознанно развиваясь, соединить собой небо и землю и вместе со всем человечеством вырастить древо жизни космической цивилизации. Так Человек исполнит закон мироздания, выраженный в троичности сущего и его взаимодействии в великом кольце. Эта задача выполнима, если люди и народы смогут создать подобие неба на земле, сформировав фрактал великого сакрального кольца из народов и культур планеты. А это новая парадигма глобализации, в которой будет создана новая жизненная среда человека – экосистема созидания и соответствующие ей экономика созидания, культура и образование созидания.

В наступающую эпоху человеку космическому предстоит, взаимодействуя с небом и землёй, преображать жизнь на Земле и в Космосе! Может быть, содействие явлению такого человека – и есть задача Российского Космического Общества.

 

 

© Александр Викторович Кашанский

08 мая 2021 год

 

Список литературы.

  1. Б.Е. Большаков, О.Л. Кузнецов «Идеи П.Г. Кузнецова проблема устойчивого развития в системе природа-общество-человек». СПб «Астерион» 2020, 55 стр.
  2. С.Хокинг, Р. Пенроуз и др. «Большое, малое и человеческий разум». М. «Мир» 2004.
  3. Е.Е. Звонова, Е.С. Махортых «Русский космизм», СПб «Астерион», 2020, 115 стр,
  4. А. Кашанский «Веждизм», М. «Жигульский» 2019, 383 стр.
  5. А. Кашанский Троичность сущего и общечеловеческие ценности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15581, 04.10.2009 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261091.htm