Сакральные смыслы, соединяющие общество, – основа его безопасности.
Тезисы доклада. Без объединяющих сакральных смыслов безопасность России не может быть обеспечена. Для их манифестации предлагается создать движение нового типа, основанное на концепции экосистемы созидания.
Ключевые слова. #коллективное надсознательное #экосистема созидания, #экономика созидания, #жизнецентризм #древо жизни
В чём заключается опасность.
Чтобы понять, как обеспечить безопасность страны и её регионов надо сначала ответить на вопрос: в чём заключается опасность? Сегодня главная опасность для России – не военная и даже не биологическая, а влияние враждебных сил на сознание граждан России. Основной удар, поражающий общество, наносится средствами информационной войны. Страна разрушается изнутри. Чтобы её разрушить, надо в первую очередь лишить людей объединяющих их сакральных смыслов, выраженных в общепринятой версии истории, культуре, традициях, дискредитировать власть, посеять недовольство. Всё это хорошо известно. Но не вполне понятно, что именно надо делать в каждой конкретной ситуации. Здесь мы предлагаем ответ на этот вопрос.
Как противостоять опасности.
Главный фактор, обеспечивающий безопасность страны и её регионов – это люди с устойчивой психикой и неколебимой системой ценностей, способные ставить общее выше личного, а значит, имеющие высшие смыслы, ради которых они готовы жить и умирать. И противостоять внешнему натиску они должны на совесть, по внутреннему убеждению, а не из страха перед наказанием.
Внутренние убеждения – это следствие незыблемости устоев сознания, связанных с определённой картиной мира, в которой есть такие понятия, составлявшие высшие смыслы, как «родина», «народ», «родная культура» и т.д., насыщенные эмоциональными переживаниями.
Сознание человека многослойно. Устои сознания скрыты в бессознательном. В конечном итоге, эти устои выражаются в священной связи человека со своим народом, землёй-родиной и небом-Создателем. Здесь ключевые слова – «священной связи», то есть связи сакральной. Сакральное – это то, что сверхзначимо для человека, что не обсуждается и вызывает у него эмоциональный отклик. Сакральное – это источник высших смыслов.
Чтобы изменить сознание человека, надо разрушить существующую у него сакральную связь с людьми, землёй и небом, или переформатировать её – заставить человека сменить свою веру и убеждения. Утверждение плюрализма мнений и толерантности, когда все правы, с каждым мнением надо считаться, а в голове калейдоскоп смыслов, не складывающихся в систему, формирует веру в отсутствие единой истины и, как результат, в отсутствие сакральности. Это и делает противник, и это очень опасно. Вследствие потери связи с сакральным теряется вектор направления развития, а для корабля без курса все ветры становятся встречными. Сегодня вопрос значения сакральности в нашем обществе или не ставится, или ставится весьма ограниченно, что, по нашему мнению, недостаточно в существующей международной обстановке и внутренней ситуации.
Коллективное бессознательное – хранилище высших смыслов.
Хранилище высших сакральных смыслов – это коллективное бессознательное. Здесь в первую очередь надо вспомнить К. Юнга и его теорию коллективного бессознательного. Эти смыслы формируются веками и даже тысячелетиями. Связь с коллективным бессознательным своего народа и родной землёй проявляется в нуминозности – священном трепете при встрече с родной природой, памятниками истории и культуры, памятью предков. Если у человека нет ничего святого, то есть нет этой связи, значит он легко может стать объектом вражеского информационного воздействия, а его закабаление – лишь вопрос цены, за которую человека можно купить. Связь с коллективным бессознательным – это сакральность от земли, от прошлого, от своей истории. Человек, лишённый связи с коллективным бессознательным – как дерево без корней, его свалит даже слабый ветер.
Сказанное выше хорошо известно, но об этом не лишне напомнить в контексте рассматриваемой темы. А вот то, о чём будет говорится далее, – это новая рабочая гипотеза, которая требует глубокого анализа. Она касается областей жизни, имеющих большое значение для обеспечения безопасности страны и счастья каждого человека.
Коллективное надсознательное – источник высших смыслов.
Выдвигается тезис, что кроме коллективного бессознательного, скрытого в подсознании человека и связанного с глубокими слоями мозга, сформировавшимися ещё в древности, в человеческом сознании существует и коллективное надсознательное. Оно проявляется как ведение жизни и вера в сверхъестественное начало мира – «небо» и выражается в высших смыслах.
Образ, формируемый коллективным надсознательным, как источник высших смыслов, существует в разных религиозных системах, как Бог, Дао, Брахман, мировой Разум, или идеалы, имеющие сверхзначимое значение, но не оформленные в виде религиозных догматов. Этот образ – выражение идеального «неба» коллективным надсознательным.
Смыслы, получаемые сознанием из коллективного надсознательного, зависят от качественных характеристик сознания. Они и определяют целеполагание человека. Чем совершеннее мозг, его правополушарное образное мышление, отвечающее и за интуицию, тем сильнее связь с коллективным надсознательным, совершеннее (ближе к истине) эти смыслы и вернее целеполагание. Наполнение коллективного надсознательного смыслами – процесс их манифестации, как коллективного творчества человечества. Это творчество выражается не в разгоне потребления, на что нас индоктринирует модель западной экономики через алчность, стяжательство, скопидомство, а в развитии коллективного человеческого разума. Это осуществляется через кооперацию, взаимоиспользование ресурсов и мощностей, и взаимозависимость результатов деятельности одного человека от результатов другого.
Сакральность от «неба», выраженная в высших смыслах, формируемых коллективным надсознательным, проявляется по-разному (разные веры, религии, традиции), но это только её проявление, сущность же этой сакральности едина и одна для всех. Её причина – наличие связи сознания с идеальным сакральным (объективно сверхзначимым) «небом», проявляющаяся через коллективное надсознательное.
Сакральные смыслы, сформировавшиеся в коллективном надсознательном в процессе из манифестации, через сознание переходят в подсознание и хранятся в коллективном бессознательном. «Небо» едино, поэтому существует возможность соединения коллективного надсознатльного человечества, распределённого по человеческим головам, через новые высшие смыслы.
Наличие коллективного надсознательного – это новое концептуальное объяснение феномена сакральности, из которого следует, что интуитивное манифестирование сакральных смыслов, равно как и представления об истине – это не пережиток прошлого и тёмной древности, а неотъемлемое качество живого и развивающегося здорового социума.
Продолжая аналогию жизни общества с жизнью дерева, можно сказать, что человек, лишённый связи с коллективным надсознательным, а через него связи с «небом», подобен дереву, крона которого под черным пологом. Пройдёт немного времени, и дерево, лишённое солнечного света, засохнет и годится только на дрова! И без корней, и без света дерево не живёт, значит обществу, желающему выжить, надо заниматься и тем, и другим…
Экосистема созидания.
Мы называем экосистему экономических отношений, включающую в себя сакральный идеальный фактор «неба», постигаемый коллективным надсознательным, экосистемой созидания. Принцип созидания выражается в творческом стремлении людей к определённой осознанной цели – к «небу», как конечному источнику высших смыслов.
Экосистема созидания – это и функциональная биологическая система планеты, включающая и человека. Она состоит из неживой, живой и разумной природы и связей между элементами системы, по которым происходит обмен вещества, энергии и информации. Её отличие от обычной экосистемы заключается в постулировании существования идеального начала универсума и наличии информационного обмена между ним и участниками экосистемы созидания. Эта взаимосвязь проявляется в едином образе будущего, что определяет общий вектор развития человеческого разума. Идеальный внешний фактор экосистемы созидания проявляется через человеческую волю, которая одухотворяется верой в истинность образа будущего.
Таким образом, экосистема созидания – это совокупность духовных высших смыслов и экономических отношений, соответствующих этим смыслам. Если нет внешних высших смыслов, проявленных через коллективное надсознательное, а есть только экономический интерес, выражаемый в прибыли, общество никогда не будет заниматься созиданием в его истинном смысле – целенаправленным стремлением к идеалу, к «небу». Если нет высших смыслов, тогда целью развития общества всегда будет потребление, «приземляющее» человека до базовых функций потребления по пирамиде Маслова. Если высшие смыслы есть, тогда задачей человека становится самореализация, развитие сознания и формирование общественно-экономических отношений, соответствующим этим задачам. В экосистеме созидания главной задачей является развитие человеческого разума, а не потребление.
Утверждение жизни – это общая задача всех людей, объединённых экосистемой созидания. Для этого необходимо соединение их сознаний, коллективного надсознательного и бессознательного в коллективный разум. Он действует и достигает синергии при помощи современных сетей связи, использования искусственного интеллекта, как инструментов связи, поиска решений посредством статистического анализа, во имя общего целеполагания, которое формируется в над-технологическом пространстве. На практике сакральность в экосистеме созидания проявляется в следовании принципу: спасая себя через созидание, наполненное смыслами, ты спасаешь экосистему планеты, наполняя её смыслами через собственную деятельность по образу своему и подобию.
Сакральные смыслы, разделяемые людьми – это основа их доверия друг другу. Это и есть столь желаемые духовные скрепы, объединяющие общество и делающие его неуязвимым в информационной войне. Духовные скрепы надо искать не только в прошлом, но и в будущем, и закладывать в принципы функционирования экономики созидания.
Жизнецентризм – альтернатива постмодернизму.
Эпоха тотального отрицания идеализма, как чего-то ненужного и даже вредного уходит. Сегодня уже и такие авторитетные организации, как Римский и Сретенские клубы говорят о необходимости возвращения идеи сакральности в жизнь по причине того, что без этой идеи рушится человек. Начинает формироваться новая жизнеутверждающая парадигма, включающая сакральный принцип в картину мира, мы называем её жизнецентризм. Выражением этой парадигмы будет экономика созидания, воплощающая жизнецентризм в экономических отношениях, где главной экономической задачей заявляется не разгон потребления, а развитие человеческого разума. В свою очередь развитие человеческого разума через созидание и синергию будет определять корзину потребления и её необходимые объёмы.
Разрушение человека через фокусирование внимания на самом человеке, формируемом в парадигме постмодерна, проявляется во многих явлениях, в том числе и в неспособности человека противодействовать натиску информационной войны. Эта война лишь ускоряет его разрушение, вызванное отказом от сакральности. Силы, стремящиеся к ослаблению России, реализуют парадигму постмодерна во всех отраслях российской жизни. Альтернативой ей является жизнецентризм, экосистема созидания и экономика созидания.
Чтобы противостоять вызовам эпохи надо поставить в центр не человека-индивида, а жизнь, как поток, а жизнецентризм сделать парадигмой мышления. Жизнецентризм и связанные с ним экосистема созидания и экономика созидания – единственный шанс системно противостоять постмодернизму, выраженному в западной модели трансгуманизма, в восточной системе социального рейтинга и тотальной цифровизации, стирающей грань между живым и неживым.
Россия как флагман новой эпохи
Вряд ли ещё какая страна в мире сегодня подвергается такому натиску информационной войны постмодернистского запада, как Россия. Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что без возвращения сакральности в картину мира безопасность России не обеспечить. Вопрос заключается в том, как именно этот процесс должен осуществляться? Здесь очень много проблем, связанных с тем, что религиозная вера, точнее разные веры, с которыми обычно связывают сакральность, чаще разделяет, чем объединяет людей.
У Фонда экономики созидания есть предложения, как решить эти проблемы и приступить к переходу к построению экономики созидания. Для того, чтобы вернуть сакральность в общественную жизнь общества шестого техноуклада, как значимый и объединяющий людей фактор, надо ввести в широкий общественный и научный дискурс концепцию экосистемы созидания и экономики созидания, выстраиваемых на духовных началах.
Чтобы начать процесс трансформации общества на принципах экосистемы созидания, надо пробудить коллективное бессознательное и надсознательное и направить энергию людей, связанную с ними, в творческое созидательное русло и формирование синергии коллективного разума. Для этого нужен зримый образ, выражающий картину мира экосистемы созидания в целостности, соединяющий людей на уровне коллективного бессознательного. Этот образ – древо жизни, как горящее и несгорающее дерево. Он есть в Библии – неопалимая купина, менора Иерусалимского храма; в Коране – чудесная олива из суры «Свет» и дерево сидрат аль-мунтаха; в Ведах; в традициях всех народов мира. И это не случайно, потому что древо жизни – это не только символ развития жизни, человека, общества, планеты, но и его модель. Как дерево преобразует энергию солнца в энергию экосистемы, так древо жизни преобразует информацию от Неба в ведение жизни, без которого, как и без физической энергии, жизнь невозможна. Подобиями-фракталами древа жизни планеты является древо жизни общества и древо жизни личности.
Общество, живущее в соответствии с высшими сакральными смыслами, становится неуязвимо для информационной войны. Задача общества созидания – создать экономику созидания, культуру созидания, образование созидания, направленные на выращивание древа жизни. Это и является целеполаганием общества.
Для пробуждения коллективного разума народа и манифестации объединяющих людей сакральных смыслов общества созидания мы призываем вас стать частичкой движения нового типа, основанного на концепции экосистемы созидания.
© Александр Викторович Кашанский
29 сентября 2020 год
Литература.
- Кашанский А.В. «12 скрытых рас человечества». Красноярск, изд. «Кларетианум» 2003.
- Кашанский А.В. «Россия 2015-2044. Путь к белому царству». Москва, изд. «Восток-Запад» 2006.
- Кашанский А.В «Установления универсальной веры». Москва 2007.
- Кашанский А.В. Сборник «Небополитика благовествование надежды», статья «Как устроен мир». Москва, изд. «Волант» 2013.
- Кашанский А.В. «Веждизм». Москва, изд. «Жигульский» 2019
- Кашанский А.В. «Русский лотос», статья стр. 11-16, Москва, изд. ИПЛ, 2020
- Буданов В. Г. Ритмокаскады истории и прогноз развития социально-психологических архетипов России до 2050 года // Синергетическая парадигма. Социальная синергетика/ Отв. Ред. О. Н. Астафьева, В. Г. Буданов, В. В. Василькова. М.: Прогресс-Традиция, 2009. с.234-264.
- Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. — Париж: YMCA PRESS, 1931