Путь неба и Российско-Китайские отношения
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ – ИНСТИТУТ НЕБОПОЛИТИКИ
К 70-летию установления дипломатических отношений (1949-2019) и 50-летию вооруженного пограничного конфликта (1969)
Со времен стратега Сунь-цзы (孫子 - VI в. до н.э.) китайская политика – это «бесконечный путь хитрости».
Поэтому понимание сложного семидесятилетнего пути советско-китайских, а с 1992 г. – российско-китайских отношений требует искреннего подхода, где горькая правда прольет свет на то, что дипломатия КНР в 2015 году назвала «наилучшим периодом их существования», а в 2019 даже «образцом отношений» больших держав.
Ключом к пониманию глобальной стратегии КНР выступает схема связки сил, изложенная Дэн Сяопином в речи 1974 г. в ООН.
Речь называлась:
«Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части – величайший вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма»
Если убрать рассуждения о Трех мирах (三个世界的理论), то проявится рабочая схема китайской внешней политики: «Мы сами, наши враги и наши союзники»
Методологией марксизма-ленинизма выступает диалектический материализм. А это борьба двух противоположностей с библейской логикой «Кто не со Мной, тот против Меня» (Мф. 12:30) и законом исключения третьего: «Третий – лишний. Третьего не дано».
Методологией же теории Мао-Цзэдуна выступает не борьба противоположностей, но известный китайцам с допотопных времен Закон Перемен в связке трех сил. Ибо Мао, прежде всего, был китайцем с традиционным образованием, а уже потом марксистом.
Суть Закона: если две силы активны, а одна пассивна, то связка провернется в пользу пассивной силы. Если же одна сила активна, а две пассивны, то в выигрыше будет активная сила.
Существует физическая модель этого закона с лампочками и выключателями. А математическую запись дает алгебра Буля: (0+0) +1=1; (1+1) +0=0.
Таким образом, глобальная стратегия Китая, целью которой является превращение КНР в «мировую державу первого порядка», требовала создания треугольника сил. А для этого Китай должен был отмежеваться от СССР и обрести полную «независимость и самостоятельность с опорой на собственные силы» (自力更生).
Концептуальную независимость от «советского ревизионизма» Хрущева – Брежнева (苏修) обеспечили «идеи Мао Цзэдуна» (毛泽东思想).
Это была начавшаяся в 1956 году «Великая война идей между КНР и СССР», которая вылилась в полный советско-китайский раскол: инициированный Мао кровопролитный конфликт 1969 года вокруг острова Даманский (珍宝岛) на пограничной реке Уссури и в районе озера Жаланашколь в Казахстане.
Так Китай, с концептуальностью «маоизма», стал субъектом «Большой Игры» в треугольнике сил США – КНР – СССР. Где две «сверхдержавы» (империализм и социал-империализм) сражались в холодной войне. А КНР подобно притче о «мудрой обезьяне» с горы в пассиве наблюдала «схватку двух тигров».
Ожесточенная холодная война завершилась в 1989 году капитуляцией СССР. А «шкура советского тигра» – республики Центральной Азии – досталась Китаю. Сначала (1996) в рамках «Шанхайской пятерки», а потом – в форме Экономического Пояса Нового Шелкового Пути.
Теория Дэн Сяопина как продолжение связки трех сил маоизма позволила КНР сравняться с США
К 2019 году связка трех сил окончательно провернулась в пользу Китая. Теперь, двумя сверхдержавами, вступившими в схватку гибридной войны на товарных и денежных фронтах, выступают КНР и США. Тогда как Россия имеет возможность занять позицию пассивной третьей силы и тихо ждать, когда по Закону Перемен связка сил, в конечном итоге, провернется в её пользу. Однако для этого Россия должна отмежеваться от Запада и стать субъектом с полностью независимой концептуальностью.
Иными словами, для победы в «Большой Игре» Новой России достаточно повторить успешный опыт Мао Цзэдуна.
А именно: принять на вооружение ни у кого не списанную систему взглядов на мировую политику и учинить военный раскол с Западом. новый расклад связки трех сил теперь с активным противоборством США и КНР Разрыв России с Западом начался в 2014 г. после возвращения Республики Крым в состав Российской Федерации, с введением США и ЕС санкций против РФ и соответствующих контр-санкций.
Обострение отношений усугубила обстановка на Большом Ближнем Востоке вокруг Сирии, Турции, Ирана и Израиля. А повод для военного столкновения предоставляет Украина и ожидаемое наступление террористов из Афганистана на республики ЦА.
Что же касается доморощенной в России системы взглядов, которая способна обеспечить РФ субъектность в «Большой игре», то это оригинальная доктрина времени с именем «небополитика».
Небополитика показывает России схему глобального одоления США: «Вместе с Китаем, на плечах Китая и за счет Китая».
Вместе с Китаем потому, что РФ и КНР находятся в положении «спина к спине», выступая друг для другу стратегическим тылом.
На плечах Китая потому, что обращенный фронтом в сторону Тихого океана Китай находится в наступлении и теснит США.
За счет Китая потому, что претворяя в жизнь Китайскую мечту, КНР приняла на себя бремя создания «сообщества единой судьбы человечества» (人类命运共同体).
Только бескомпромиссный разрыв с Западом позволит на деле осуществить «поворот на восток», который в связи с обстановкой на Украине В.Путин объявил приоритетом внешней политики РФ.
Если же Россия останется частью «общеевропейского дома», то окажется в схеме глобализации, где «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России» (Зб. Бжезинский, Форум в Ярославле, 2011 г.).
В 2021 году заканчивается российско-китайский договор «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» от 16.07.2001 года, рассчитанный на 20 лет с автоматическим продлением срока ещё на 5 лет. Если ничего в отношениях РФ и КНР не менять и продолжать риторику о том, что «российско-китайские отношения являются наилучшими за всю историю», то выскочить из выгодной Китаю провальной схемы противоборства РФ – США России не удастся.
Если же выгодная РФ схема действия связки трех сил по Закону Перемен будет понята Кремлем, то следует уже в апреле 2019г. в Пекине заявить руководству КНР о необходимости заключения нового российско-китайского договора О возврате отношений в семью народов не западных цивилизаций – наследников Единого государства Чингисхана и Социалистического лагеря Сталина.
Семья народов не западных цивилизаций должна строиться в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, где Китай возьмет на себя функцию «старшего брата – покровителя», а Россия с доктриной времени и духа небополитики займет достойное место мудрой «старшей сестры – наставницы» братских стран и народов.