Шок и трепет, и двенадцать нот.

Недавно узнал новость, что Юрий Лоза не может слушать Rolling Stones и Led Zeppelin,  потому что они фальшивят. А Кит Ричардс, по его мнению, не умеет играть на гитаре… Почему же людям-то нравится? Я-то почему в молодости их с восторгом слушал, да и сейчас не против?  Почему хиты этих музыкантов стоят десятке лучших всех времен и народов? Здесь мнения расходятся: одни считают, что в этом выражается общая деградация культуры, да и человеческой природы вообще, другие, что искусство не терпит рамок и существует для того, чтобы все время их расширять.  «Патриоты» и либералы опять разошлись во мнениях диаметрально противоположно.

Хочу высказаться по этому поводу, хоть и совсем даже не музыкант, а в силу образования и душевного устройства привык проверять алгеброй гармонию, да так, что и алгебре, и гармонии «мало не кажется»… (См. тексты в разделе на сайте «Осьминог» в разделе E Pluribus Harmonia).

Итак. Почему Джагер—молодец?..

Для того чтобы оценить достоинства поэзии, надо знать язык. Живописное произведение понятно, если знакомы изображенные на полотне образы. Музыка – наиболее универсальный способ передачи человеческих чувств. Для ее понимания не надо знать ничего, а только иметь музыкальный слух, то есть способность различать музыкальные интервалы.   Наверное, поэтому популярность музыки вряд ли сравнима с любым другим искусством. 

При помощи двенадцати нот можно написать «Страсти по Матфею», а можно соло для баса гитары буквально вышибающее мозги. И именно музыка была первым искусством, которое пытались объяснить при помощи математики. Это делал еще Пифагор, создав музыкальный строй, до сих пор носящий его имя. С той поры все уже миллион раз просчитано в герцах, интервалах и соотношениях. Проведено множество опытов связывающих высоту, количество обертонов и темп с психофизиологическим восприятием звука, и, тем не менее, великими композиторами и музыкантами  рождаются, а не становятся. Почему?

Тайна художественного творчества, в том числе и способность к созданию музыкальных произведений, скрыта в том, что она не выражается числом – вот почему. Ни одна математически созданная ладовая система не работает, то есть, не воспринимается на слух, как гармоничная! Интересно, что 12-ступенный равномерно-темперированный музыкальный строй, вошедший в употребление в XVIII веке и повсеместно применяемый сегодня, не основан на идеальных с позиции математики музыкальных интервалах. Здесь терция – не совершенная терция, а терция, еще воспринимаемая, как терция, даже человеком с отличным слухом. Зато двенадцати нотная система темперации замкнутая, то есть рояль, настроенный на равномерно-темперированный музыкальный строй, будет звучать красиво в любом диапазоне и при любых гармоничных сочетаниях извлекаемых из него звуков. Эта внутренняя замкнутость позволяет гармонизировать любые музыкальные темы и сочетать игру инструментов в оркестре и хоре.

Мир создан так, что алгеброй гармонию не проверить, иначе он просто и не мог быть создан… Парадокс гармонии заключается в её невыразимости математикой. Это и о метафизике, и об искусстве. Фронтон Парфенона оказался изогнут, а колонны чуть-чуть разной длины (зато пирамида Хеопса идеально симметрична). Прекрасное человеческое лицо всегда чуть-чуть, неуловимо ассиметрично, если оно симметрично, то красота пугает, а не притягивает. И «Хорошо темперированный клавир» И. Бах написал, опробуя систему ладопостроения, не очень-то дружащую с математикой. Самыми выразительными музыкальными инструментами являются те, что не имеют фиксированной точечной настройки, например, скрипка. И великий скрипач, чуть-чуть меняя интервалы, не различимые даже людям с абсолютным слухом, тем самым создает свой музыкальный Парфенон. Потому он и великий скрипач… Но парадокс еще и в том, что все люди, его слушающие, воспринимают эту игру, как ему надо! И никакая математика не может пока объяснить этого феномена. Жизнь трепещет в неразличимых диссонансах. Они и трогают сердце. У Джагера диссонансы различимые, да еще как, но ведь это же и рок-н-ролл!

Без трансцендентных чисел нет математики, описывающей мир. Даже площадь круга без числа «пи» не определить. И это в науке, уже по своей сути представляющей собой законченную совершенную логику! Без неуловимых и не описываемых в формулах и понятиях отклонений от «правильных» законов нет гармонии. Сердце трепещет тогда, когда есть едва уловимый диссонанс. Почему же так устроен человек?

Ответ на этот вопрос также находится в трансцендентной области. Детерминизм явлений описывается математикой, она не терпит «импровизаций», человеческая же изначальная сущность, скрытая далеко за психологией и даже физиологией, также не терпит ни детерминизма, ни математики для описания себя самой. Искусство вдохновленного человека-творца – есть прямое свидетельство наличия у него, воистину, Божественной сущности. Именно поэтому невозможно выдумать Коран или Евангелие, или научиться быть Бетховеном. То, что делает произведение человеческого духа бессмертным, не поддается описанию, но оно – есть выражение человеческой сущности «компромиссным образом». Этот компромисс заключается в интуитивном сочетании художником-мастером математических «гармоник» и иррациональных по своему происхождению «искажений» этих гармоник. Без этого компромисса скрипка не будет звучать, ведь колебание струны подчиняется законом физики. Но и музыка будет не музыкой «для души», а лишь красивым набором звуков, пусть и с точными интервалами. Чтобы музыка трогала, нужно помимо гармонии что-то еще чуть-чуть… Это чуть-чуть – есть проявление человеческой ВОЛИ исполнителя-творца вне всякой детерминированной математики, а только воли, ведомой вдохновением. Только такое творчество полностью выражает сущность Создателя Вселенной, как ВОЛИ, ничем не ограниченной. 

И как же именно должна звучать Великая Гармония? Это может знать только тот, кто ее озвучит. Но точно, не может быть никакого математического аппарата, позволяющего предсказать, как Она будет звучать. И дело тут не в несовершенстве строя музыкального лада, а в божественной сущности человека, которая  всегда будет находиться за всяким математическим, то есть логическим предсказанием, в том числе, и касающимся гармонизации звуков. Эта сущность – есть Свободная Воля и она на уровне художественной истины не поддается математическому описанию и предсказанию. Поэтому и искусство, как средство выражения этой сущности, непредсказуемо и непознаваемо до конца. Хоть расстарайся!..

I can't get no satisfaction,
I can't get no satisfaction.
'Cause I try, and I try,
And I try, and I try.
I can't get no, I can't get no…

 

© Александр Викторович Кашанский

2016 год