Образ экономики будущего

Что такое человеческий потенциал.

«Как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет»?  Адам Смит утверждал, что богатство страны состоит в совокупности производимых в ее хозяйстве товаров (продуктов), а отнюдь не в деньгах (золоте и серебре). В основе всего – труд. Так ли это? Вот иной взгляд:  богатство страны состоит из потенциала её недр, человеческого потенциала, а не только товаров, в которые вложен труд.

Этот тезис обосновывается тем, что источником труда является трудовой потенциал человека. Он подобен уже разведанному, но еще не добытому из недр природному ресурсу. Природный ресурс  можно превратить в товар, а человеческий потенциал в труд. Нефть в земле, может, еще и не товар, но уже богатство. Так же и человеческий потенциал – это еще не труд, но уже фактор, который может создавать товар, а значит, и он – богатство.

Человек – это тело, душа и дух. Значит, человеческий потенциал – это функция физических, интеллектуальных и духовных качеств личности. Представьте себе физически сильного, высокоинтеллектуального и высокодуховного человека. Он ведь способен и горы свернуть!  Никто пока не пытался выразить человеческий потенциал численно, даже такая задача, наверное, не ставилась. А ведь это и существующий, и измеряемый фактор, так же, как, например, природный ресурс – нефть в недрах, которую можно измерять в натуральных, а не только стоимостных единицах измерения. Труд же человека, так же, как и его потенциал, пока выражается только в стоимостных единицах. Труд – это уже проявившийся человеческий потенциал, он уже совершил некую работу, которую и оценит рынок. Но чтобы эту работу совершить, потенциал должен быть.

Человеческий потенциал – это здоровый, качественный генофонд, душевная восприимчивость и духовное совершенство. Первое проявляется как физическое здоровье; второе, как способность к обучению, природная сметливость; третье, как моральные достоинства личности. Нет смысла доказывать, чем выше человеческий потенциал, тем большую работу (труд) может совершить человек. Иногда, чтобы оценить этот потенциал, достаточно взглянуть человеку в глаза, да просто посмотреть на лицо! Посмотрите на типичный скульптурный портрет римлянина времен ранней республики и поздней империи: отличие поразительно и не требует комментариев!

Причем, обращаем внимание, что человеческий потенциал может быть затрачен не только на производство добавочных стоимостей, но и, например, на обучение, духовное совершенствование, или укрепление здоровья. Это – тоже труд, то есть, затраты человеческого потенциала. Человеческий потенциал – это нечто предшествующее труду: генофонд, сумма доступных знаний, культурные и религиозные ценности, наследуемые человеком или генетически, или через воспитание и культуру. Это данность, присутствующая в человеке помимо его воли. То, что, как говорится,  «впитывается с молоком матери». Проще говоря, человеческий потенциал – это способность к труду, а не сам труд. Эта способность зависит от физических, душевных и духовных качеств личности. Трудом по саморазвитию себя и общества человек лишь создаёт условия для повышения потенциала, но вот повысится ли он – это не в воле человека. Чем больше условий для повышения потенциала, тем больше вероятность этого – пожалуй, это самое верное, что можно пока сказать.

И хотя никто человеческий потенциал численно не измерил, именно он  – главный  источник богатства страны, а вместе с этим и один из главных ресурсов экономки, наряду с природными, денежными и информационными ресурсами (знаниями).

Над вопросом, откуда берется человеческий потенциал, и как наличие этого ресурса сказывается на функционировании всей экономики, никто особенно не задумывался. Запасы нефти, золота, зерна не только на складах, но и в земле, оцениваются и влияют на экономику. А влияние изменения человеческого потенциала не берётся в расчёт. Рынок (а точнее, любая экономика, в том числе и не рыночная) реагирует на эти изменения, но люди не учитывают их при управлении.  Мы считаем, что это неправильно.  Как же влияет изменение человеческого потенциала на экономику?

Влияние человеческого потенциала на экономику.

Классическая либеральная (предшествующая кейнсианской)  модель рыночной экономки, произросшая, так сказать, естественным образом,  не берет в расчет наличие и изменение человеческого потенциала. В тот период огромный потенциал, накопленный традиционным обществом, через модернизацию задействовался для получения прибыли безоглядно.  

Человеческий потенциал, разбуженный духом свободы и быстрым ростом экономики, требует действия. Его в обществе модерна гораздо больше, чем может задействовать экономика. Предложение гораздо больше спроса! Классический капитализм неизбежно заканчивается кризисом перепроизводства и чудовищным расслоением общества. Если образно сравнить человеческий потенциал с нефтью, то она в тот период,  фонтанируя из земли, вырвалась из недр, её не успели закачать в емкости, она загорелась и взорвалась.  Результаты: Первая мировая война, Революция в России, а потом Мировой экономический кризис и Великая депрессия в США.

Кейнсианская модель экономики стала реакцией науки и власти на Великую депрессию. Она была призвана исправить пороки капитализма. Справедливо указав на то, что причиной кризиса перепроизводства в условиях избытка предложения труда является недостаточный спрос, Кейнс разработал модель стимулирования спроса. Смысл её в том, что весь предлагаемый на рынке труд должен быть задействован и оплачен. То есть, кейнсианство исходит из того, что в обществе есть избыток человеческого потенциала, и весь его надо задействовать.  Эта модель соответствовала тогдашнему состоянию общества, характеризуемого избытком людей, желающих упорно трудиться даже за скромную плату, но не имеющих такой возможности.

Кейнсианская модель уже учитывает значение задействования человеческого потенциала, стараясь весь его привлечь к труду, занять и, тем самым, создать средний класс и обеспечить внутренний спрос, стимулирующий экономику. Именно эта модель экономики смогла одолеть социалистическую модель, используя преимущества рынка. Но в результате, дело закончилось стагфляцией, потому что спрос в этой модели растет быстрее, чем предложение. Это обусловлено тем, что многочисленный средний класс перестает так же упорно трудиться, как прежде, но хочет потреблять всё больше. В результате деятельности профсоюзов и других органов, защищающих права трудящихся, начинается инфляция и стагнация экономики одновременно. Стагфляция свидетельствует, что человеческий потенциал общества в основном задействован полностью и используется неэффективно.  Денежная масса увеличивается  быстрее, чем растет ВВП. Нефть из недр больше не фонтанирует, её надо качать…

Монетаристская модель Фридмана, появившаяся, как альтернатива кейнсианству и призванная оздоровить экономику, сознательно нацелена на интенсификацию труда и повышение эффективности капитала через повышение конкуренции.  Для этого через макроэкономические регуляторы производятся действия,  направленные на интенсификацию использования имеющегося человеческого потенциала.  Это подобно установке насосов на нефтепромыслах, когда нефть уже перестает фонтанировать. Монетаризм – возврат к классической докейнсианской рыночной модели, на новом витке развития капитализма – в условиях дефицита человеческого потенциала.

В неолиберальной монетаристской модели экономики, посредством ограничения денежной массы, которая не должна расти быстрее роста ВВП, достигается высокая эффективность использования труда и капитала. Это, действительно, оздоровливает экономику. Но постепенно начинает уменьшаться средний класс, потому что законы рынка проявляются во всей своей силе. Опять падает спрос, увеличивается расслоение общества и растёт безработица.  А на общественные работы за доллар в день уже никого не найдешь, время не то, и люди не те… Просто раздавать деньги через повышение минимальной заработной платы или общественные фонды, поддерживаемые за счет бюджета,  – наступать на горло собственной песне. Но спрос надо поддерживать, иначе коллапс! При этом как-то не замечается, что падает и предложение, люди уже не хотят трудиться как раньше.

Спрос при монетаристской модели поддерживается «количественным смягчением» и кредитом. Учетная ставка процента стремится к нулю! Кредитуются все и вся (кстати, посмотрите, что сегодня делается у нас в России!). Падение учетной ставки и финансовые пузыри свидетельствуют, что насосы уже не могут качать из земли нефть, потому что она вообще заканчивается!

На самом деле и кейнсианство, и монетаризм – две стороны одной медали с именем «капитализм». И первая модель, и вторая – это уже регулируемый рынок. В первом случае он регулируется государством, его административными и бюджетными действиями, а во втором, в основном, Центральным банком.  Сегодня эти две модели сблизились, государство пытается использовать и кнут, и пряник; как-то стимулировать спрос, и подстегивать предложение через развитие конкуренции. Но ни та, ни другая модель уже не дает результата, экономика «топчется на месте», капитал не работает, как должно, поэтому или убегает в другие регионы мира, или уходит в астрал финансовых пузырей. Если нефть в недрах заканчивается, то она и не фонтанирует, и не качается. Её можно извлечь только путём гидроразрыва пластов. Что это такое в экономике – об этом ниже.  

Очевидно, что изменения моделей экономики: классический капитализм, кейнсианство, монетаризм, – определяются изменением состояния основного фактора экономики – человеческого потенциала.

Кризис  современного монетаризма, как и кризис классического капитализма – это кризис перепроизводства, но уже не в условиях неограниченного, а в условиях ограниченного человеческого потенциала. Но марксизм, разработанный для общества с избыточным человеческим потенциалом, это уж точно не путь выхода из кризиса.

Куда идёт капитал.

Считается, что капитал идет туда, где большая производительность труда и эффективность капитала.  На самом деле, базовый фактор, влияющий на движение капитала, на инвестиционную привлекательность региона мира – это не столько сравнительно большая производительность труда и его эффективность, сколько превышение предложения над спросом в регионе. 

Такая ситуация складывается там, где люди производят реальных (вещных, ощутимых, а не виртуальных) товаров и услуг больше, чем потребляют. Именно величина (индекс-отношение) превышения суммарного предложения в регионе, над суммарным спросом является главным критерием, на который реагирует капитал. Этот индекс является характеристикой не только и не столько самой экономики, сколько состояния общества, качества и количества его человеческого потенциала.  Он определяется культурой, этикой, идеологией. Если, например, Китай производит товаров на триллион долларов, а потребляет на семьсот миллиардов, значит, капитал будет идти туда.  В регионы, где производятся виртуальные стоимости, может идти только такой же виртуальный спекулятивный капитал. Но это способствует не производству реальных стоимостей, а лишь надуванию виртуальных финансовых пузырей.

Ситуация с высоким индексом предложение/спрос  возможна в тех регионах, где имеется значительный человеческий потенциал, проявляющийся в стремлении к упорному труду и действенная этика, сдерживающая потребление.  Это, применительно к экономике, выражается в том, что люди много работают, но немного потребляют. Их упорный труд и сдержанность в потреблении создают базу для нового цикла накопления. Начало такому циклу на Западе положила протестантская этика, на Востоке – коллективная трудовая солидарность, тоже базирующаяся на традиции и этике. Источник и труда, и морали – человеческий потенциал. Высокий человеческий потенциал общества создает условие для повышения индекса предложение/спрос, а значит, и для привлечения капитала.  

Последствия перемещения центра накопления капитала с Запада на Восток для России.  

Переход центра накопления капитала из США в Азиатско-тихоокеанский регион объективно обусловлен тем, что заканчивается эпоха доминирования западной рационалистической парадигмы и начинается эпоха азиатской «землецентричной» парадигмы, в основе которой максима «общее выше личного».  У смены центра накопления есть не только экономическое (исчерпание человеческого потенциала на Западе), но и «космическое» обоснование[1].

Высшая человеческая общность – это народ, люди связанные общей культурой и историей (общность человечества – выше, но пока слишком высоко…). Поэтому парадигма «общее выше личного» определяет  необходимость сохранения культурной, политической, а значит, и экономической самостоятельности государств  и цивилизаций. Она является фундаментом многополярного мира. Предрекаемая либеральными мыслителями эпоха транснациональных корпораций,  доминирующих над национальными государствами, в многополярном мире не состоится. Она отменяется жизнью в связи со сменой эпох, переходом центра накопления с Запада на Восток. Попытка изменить естественный ход вещей – перемещение центра накопления капитала с Запада на Восток – это третья мировая война… Или доминирование Востока, или мировая война.

Наметившийся переход Китая от классического рыночного капитализма (с китайской спецификой, конечно), к кейнсианской модели, то есть, стимулированию внутреннего спроса и созданию «зажиточного общества», приведет к тому, что индекс предложение/спрос будет уменьшаться, а вместе с этим будет уменьшаться и привлекательность Китая для капитала. Это неизбежный процесс, его пережили США и предстоит пережить Китаю. Но и в этом случае ещё достаточно долгое время Азиатско-Тихоокеанский район будет центром накопления капитала, потому что его человеческий потенциал далеко не исчерпан и отношение предложение/спрос здесь будет оставаться большим.

В США высокая производительность труда, но потребление все же гораздо больше, чем обосновано этой производительностью, поэтому индекс предложение/спрос меньше единицы, а значит, прирост прибыли обеспечивает спекулятивный капитал. Это мы и наблюдаем. США необходима повторная индустриализация, но это потребует резкое снижение спроса и повышение предложения. Возможно ли это в условиях либеральной ценностной парадигмы? Мы уверены, что нет. Впрочем, пусть ответ даст история.

В России индекс предложение/спрос, скорее всего,  меньше единицы, то есть Россия – страна из которой капитал должен уходить. Что он и делает. Более того, даже те деньги, которые зарабатывает страна от продажи энергоносителей,  она не может эффективно использовать в негосударственном (мобилизационном по сути)  секторе, потому что нет необходимой рабочей силы и квалификации для их «освоения» на свободном рынке труда. Такая ситуация вызвана недостатком человеческого потенциала, исчерпанного в результате революций, войн и труда на гране возможностей в ХХ веке, и, в немалой степени, скоропалительными либеральными реформами. Поэтому возврат денег из офшоров и изъятие их из резервного фонда без дополнительных мероприятий, не решит проблему. Необходимо повышение производительности труда, а для этого нужен человеческий потенциал!

Задача наращивания человеческого потенциала – главная задача России. Это не только экономическая задача, но без её решения у экономики России нет будущего. Без увеличения индекса предложение/спрос  России невозможно ни привлечь капиталы, ни стать конкурентоспособной, ни встроиться в новый, начинающийся азиатский цикл накопления капитала и новый технологический уклад. Но увеличение этого индекса  невозможно без изменения идеологии и морального состояния общества, то есть, этики. Люди должны производить больше, чем потреблять и, при этом, не бунтовать! В России такое возможно только при коллективном труде и высокой социальной ответственности бизнеса и власти.  Коллективные формы организации труда (и круговая порука – солидарная ответственность за результат) в России вновь в духе времени, именно они будут соответствовать и начавшемуся азиатскому циклу накопления капитала, и новому технологическому укладу нано-био-когнито технологий.

Будущее? Что там после нано-био-когно?.. Следующий за шестым – седьмой технологический уклад, если человечество сохранится, будет этапом развития гуманитарных технологий, направленных на преумножение человеческого потенциала. Это «человекостроительство». Другого пути нет…

Модель экономики для России.

Какая модель  экономики нужна России, исходя их выше сказанного?

Классический («дикий», то есть нерегулируемый) капитализм не подходит, в силу того, что в России просто нет для его «произрастания» человеческого потенциала. Такой капитализм успешен только там, где потенциал в избытке (пока не заканчивается или социалистической революцией, или гуманизацией капитализма, например, в форме кейнсианства).  

Кейнсианская модель стимулирования спроса – тоже уже не пройдет, потому что в России спрос и так больше предложения. Люди хотят много получать, но  мало работать. Увы… Популизм социалистического толка, столь популярный в России, до добра не доведет!  

Монетаристская модель, которой, в основном, сегодня придерживается правительство России, формально правильна в сложившейся ситуации. Надо (бы) развивать конкуренцию и стимулировать рост производительности труда. Но эта модель не дает и не может дать увеличиваться человеческому потенциалу.  А именно этого главного источника производительной силы, как раз и не хватает! В стремлении делать из человеческого потенциала прибыль без оглядки на любые обстоятельства  и заключается ущербность монетаризма, да и капитализма вообще. То есть, для России – это тупиковая модель, модель угасания, что и выражается в бегстве капиталов и людей.  

Россия в силу исторически сложившихся обстоятельств, уже сегодня вынуждена будет применить постмонетаристскую постлиберальную  модель экономики. Это экономика, призванная наращивать человеческий потенциал, во что бы то ни стало.

В России предложение должно превышать спрос. Для этого должно быть интенсифицировано производство товаров и услуг, при не столь быстром росте их потребления.  А это значит, что модель общества потребления для России неприемлема.  А ведь вся пропаганда и агитация,  весь образ жизни и строй экономики сегодня направлен на стимулирование потребления. А надо стимулировать производство! Как?

Рынок – естественное состояние экономики, но он, без вмешательства из надсистемы, ведет к исчерпанию человеческого потенциала.  Так уж он устроен. Это закон рыночной экономики. В условиях рынка человеческий потенциал истощается так же, как природные ресурсы, а деньги идут туда, где есть этот ресурс, где люди способны работать, поддерживая больший индекс предложение/спрос.  Не отменяя законов рынка, надо научиться осмысленно относиться к расширенному воспроизводству человеческого и природного (концепция природного операционализма) потенциала.

В принципе у России только два пути. Первый путь – мобилизация того человеческого потенциала, что еще есть. Опыт такой экономики имеется. Это мобилизационная плановая экономика. Можно сказать, что это и есть «гидроразрыв пласта», о котором говорилось выше. Но это ненадолго, а потом окончательный крах и экономики, и Российского государства.

Есть две технологии экономического гидроразрыва: коммунизм и фашизм. Для России естественен коммунизм, для запада – фашизм. Запад вполне может пойти по этому пути, хотя он и не представляется сейчас реальным. Хотя… зачем  тогда эксперимент с Украиной? Не в отработке ли социальной технологии перевода всего Запада на новые рельсы заключается его глубокий смысл? В России коммунизм, на западе фашизм. Не блестящий конец истории!..

Второй путь – воссоздание в России  того, что сейчас в недостатке, человеческого потенциала. Это невозможно сделать без изменения ценностной парадигмы общества, потому что этот путь предполагает изменение человека, его отношения к миру, к себе, к жизни. Мы предлагаем всем неравнодушным задуматься, как реализовать именно второй путь. И вот на этом-то пути можно патологию развития России в 20 веке превратить в ресурс её развития.

Стратегия врагов России заключается в разрушении её человеческого потенциала, стратегия России должна заключаться в его сбережении и наращивании.

На практике придется совмещать первый и второй путь. Технология мобилизации – это тактика действий, необходимая для простого выживания России, а «человекосторительство» в целях наращивания человеческого потенциала  в рамках новой постлиберальной модели экономики и обустройства общества – это стратегия. Мы считаем, что совместить первый и второй вариант в рамках рыночной модели экономики можно.   

С чего начать.

А какая в данной системе должна быть политика Центробанка, Правительства? Что именно делать с офшорами, с коррупцией?  Какое будет образование, здравоохранение? С чего начать, наконец?

Пока наша задача – показать, куда и почему идет мировая экономика, и обозначить путь её выхода из состояния кризиса. Еще раз. 1) Начинается эпоха доминирования Востока. 2) Восток характеризуется групповой-коллективной, а не индивидуалистической организацией труда. 3) Наступает эпоха возрождения национальных государств и многополярного мира, а значит, должна быть и многовалютная мировая финансовая система с существенной долей и влиянием государства в экономике. 3) Капитал идет туда, где выше отношение предложение/спрос, а это отношение, прежде всего, зависит от этики. 4) Бескризисная экономика будущего должна быть настроена не только на получение прибыли, а и на расширенное производство человеческого потенциала. 5) Экономику в парадигме прибыль+потенциал ещё надо спроектировать, но очевидно, что она невозможна без политического вмешательства в естественный процесс экономического роста. 6) Это политическое вмешательство должно быть мотивировано сохранением и преумножением человеческого потенциала. 7) Седьмой технологический уклад – это общественные и индивидуальные технологии повышения человеческого потенциала. Пока все…

Дело за мотивированным политическим вмешательством. Экономические предпосылки для этого есть.

Итак, во главе угла конкурентоспособной экономики будущего не знания, а этика, способствующая сдерживанию человеческих и инстинктов при одновременном мотивировании к совершенствованию личности. Этика – производна от мировоззрения. Вывод прост: чтобы изменить экономику, надо изменить мировоззрение человека. Мировоззрение человека выражается в системе ценностей и находит практическое выражение в этике, которые сводятся к некоторым важным положениям – максимам. Предлагается пять максим[2].

Абсолютные максимы, диктуемые эпохой.

Духовное выше материального. 
Общее выше личного.

Максимы переходного периода, диктуемые обстоятельствами перехода к новой эпохе.

Справедливость выше закона. 
Служение выше владения.

Власть выше собственности.

Они спорны, на первый взгляд. Но если бы, например, справедливость не была выше закона, Крым не стал бы Российским! И России бы после этого уже послезавтра не было. И это далеко не единственный пример… Справедливость – не категория равенства, и, тем более, не категория мести, это категория совести.  Власть выше собственности не для того, чтобы отбирать собственность, а для того, чтобы собственность не доминировала над народным волеизъявлением. И т.д. Служение выше владения не потому, что чиновник выше бизнесмена в общественной иерархии, а потому, что чиновник – человек, для которого владение собственностью (трансформирование власти в собственность) – не цель, он выше этого.

Как закономерности развития экономики и эти максимы выразить в экономических категориях, ещё предстоит определить. Это следующий этап манифестации идеи постлиберальной экономики. Её суть – «человекостроительство». А начинать надо с создания социально-экономической и политической среды, способствующих расширенному воспроизводству человеческого потенциала.

Инновационный центр в Сколково создаётся, как полигон для трансформации человеческого потенциала в инновации, это своеобразный апофеоз либеральных принципов в экономике. Пусть он будет! Нельзя разрывать связь времен. Но надо создавать и задел для новой экономики. Поэтому предлагается создать инновационный центр формирования седьмого уклада, то есть технологий расширенного производства человеческого потенциала, совмещенный с технопарками, использующими этот потенциал. 

Оптимальным местом для создания такого Центра для отработки новой парадигмы развития могла бы стать Республика Крым. В силу известных обстоятельств, и его население, и его инфраструктура, и его власть, и его бизнес  будут наиболее восприимчивы к постлиберальной экономике. Для этого в Крыму надо создать особую экономическую зону, в которой бы отрабатывалась социально-экономическая модель, сразу ориентированная на азиатский цикл накопления. Технопарки и рекреационные зоны, которые предлагается создавать правительством Крыма и некоторыми предприниматели (А.М. Чалый) – подходящие объекты для инвестиции в рамках этой модели. Но ничего не получится без установления в Крыму особой среды, особого духовного «климата». С создания этого духовного климата и выработки стратегии реализации принципов постлиберальной экономики, ориентированной на азиатский цикл накопления капитала, и надо начинать.

 

© Александр Викторович Кашанский

09 сентября 2014 год

 

Библиография.

А. Айвазов «Pax Americana на пороге смерти».   http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/93246/

А Кашанский. «Проект «Великая Скифия» – общее дело для народов Евразии».

http://www.peremeny.ru/books/osminog/9660

А. Кашанский. «Цвет Русского мира».

http://inst.eurasec.com/aktual_tem/4821/

 

[1] Циклы смены доминирования цивилизаций объясняются небополитикой. См, например, «Геополитика, небополитика, человекополитика» http://www.peremeny.ru/books/osminog/9578 

[2] Эти максимы впервые стали широко обсуждаться небополитикой  (см. статьи А. Девятова) Первоначальное их авторство трудно установить. Оно народное…