Мост в будущее Святителя Луки

В центральной районной больнице поселка Большая Мурта Красноярского края есть старая операционная. Она сохранилась нетронутой со времени, когда в ней оперировал епископ Лука, (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), с 1940 года. И до сих пор самые сложные операции хирурги ЦРБ делают на этом столе. Если оперировать здесь, не бывает осложнений, никогда! Почему так? Никто не может объяснить. А впрочем, почему не может? Архиепископ Лука канонизирован РПЦ как новомученник и исповедник. А значит, чудо вполне возможно, именно как чудо, то есть необъяснимый науке факт.

Святитель Лука был истинный чудотворец, спасший своим искусством хирурга сотни безнадёжных больных, выживший в условиях, в которых выжить ему, не отличавшемуся крепким здоровьем, было невозможно, ведь он 11 лет провёл в ссылке, а ещё он стал Лауреатом Сталинской премии первой степени за свой научный труд.  Это ли не чудо!

Биография Войно-Ясенецкого удивительна. И человек он был удивительный! Его талант вмещал и хирурга, и учёного, и епископа, и художника, и литератора, и религиозного философа. К сожалению, об этом человеке сказано и написано не много, он заслуживает большего.

Сама жизнь святителя Луки, заставляет верить в то, что он относится к тем людям, которые способны проникнуть и в суть вещей и заглянуть в будущее. И пусть его взгляды на мир кажутся странными, эти странности должны привлекать внимание, а не отталкивать. Архиепископ Лука был абсолютно самодостаточен и необыкновенно талантлив! У него были свои мотивы поведения, своя картина мира, он её выстрадал в буквальном смысле, и всей своей жизнью показывал и доказывал, что она верна. Почему ему можно верить? Потому что он выжил и не сломался, потому что творил чудеса, потому что его любили и верили ему. Он был человек, способный менять жизнь и людей вокруг себя силой своего духа. Он был Божий избранник, а не богоборец. Вот почему. Знание о его подвиге нужно каждому, кто ищет свой путь в жизни. Осмысленный путь.

Мне здесь хочется очень коротко сказать о его богословских трудах. В них, на мой взгляд, есть идеи, которые могут стать краеугольным камнем доступного для очень многих людей мировоззрения. Оно способно не только примирить науку и религию, чего так хотел архиепископ Лука, но и стать основой жизненной философии тех, кто склонен соединять, а не разделять людей разных религий, национальностей и культур.

Архиепископ Лука написал два религиозно-философских трактата: «Дух, душа и тело» и «Наука и религия». Они показывают нам, как видел мир архиепископ Лука.  Он видел мир, буквально, сердцем! Человеческое сердце архиепископ считал особым органом, способным напрямую общаться с Богом, с Божественным Духом. «Сердце, как орган высшего познания» – так называется глава его книги. «Мы утверждаем, что сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаголы Божии». «Утверждаем» – обратите внимание – «мы утверждаем»... Это утверждение – обоснование пророчеств и религиозной веры для всех времен и народов. Кратчайший путь к истине – сердце, а не логика, интуиция, а не анализ. Чтобы обосновать этот тезис, Лука приводит обширную доказательную базу из Библии и человеческого опыта. Он, цитатами и фактами старается убедить читателя в том, что ему самому очевидно! Доказательства, конечно, интересны, но главное доказательство – это персона самого Луки, впрочем, об этом мы говорили выше.

Другой краеугольный камень мировоззрения святителя Луки – всеобщая одухотворённость мира.

«Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, духовной энергии и считать ее первичной формой, родоначальницей и источником всех форм физической энергии? Только априорное отрицание Духа и мира духовного, отрицание упорное и непонятное, ибо огромное количество фактов императивно принуждает нас считаться с ними и признать наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный мир духовный».

Луки приводит цитаты из Библии, не позволяющие даже и усомниться в этом утверждении, а также факты, не объяснимые наукой, связанные с так называемыми, пара нормальными способностями людей, которые так же доказывают существование тонких энергий.

«Душа и дух человека при его земной жизни связаны неразрывно. Но бессмертен именно дух человеческий», – так считал Лука. – «Изыдет» не душа, а дух, «и возвратится в землю свою», т.е. в вечность. Прах возвратится в землю, чем он и был, а «дух возвратится к Богу, Который дал его».

«Глубочайшую сущность существа нашего познаем мы не умом, а духом. Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога».

«Люди, по духу сродные Богу-Любви, воспринимают Духа Святого и неуклонно совершенствуются в Добре и любви. О несомненности духовного воздействия извне на дух человеческий свидетельствует Сам Иисус Христос и пророк Иезекииль: "Дух дышит где хочет, и глас его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3, 8).

А голос Духа человек воспринимает сердцем. Так считал архиепископ Лука.

«Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, в котором навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функций мозга. Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности».

«Почему не допустить, что в этом мире действуют совсем другие, неизвестные нам законы, а духовная энергия, энергия любви, симпатии и антипатии может действовать вне времени и пространства, без всякого волнообразного движения?»

«Мир имеет свое начало в любви Божией, и если людям дан закон: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный", то, конечно, должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, возможность бесконечного совершенствования духа».

«Всем клеткам тела присуща духовная энергия, ибо они живы, а жизнь от Духа».

Пожалуй, хватит цитат.

И что из них, из мировоззрения Луки, следует. Ну, верил в это архиепископ Лука, так мало ли кто во что верит?

Из этого следует, как минимум, вот что. Если Лука был непреклонный, несгибаемый, удивительно работоспособный человек. Если он, руководствуясь принципом любви, а не ненависти, добился уважения, признания и даже почтения своих мучителей и идеологических врагов. Если его такого любил народ. Если ему поклоняются как святому. Не достаточно ли только этого, чтобы воспринять его учение интуитивно сердцем и стать в чём-то на него похожим в меру собственного таланта и способностей.

И что это даст? Зачем это сегодня? Да затем, чтобы выжить в борьбе за место под солнцем! Вот зачем. Взгляды архиепископа Луки вполне могут стать основой новой метафизики, соединяющей науку и религию. Причем, метафизики, имеющей российские корни, а не привнесённой с запада или востока. Здесь в России есть свой святой, свой пророк, основатель жизненной философии, мировоззрения вполне современного, одухотворенного, не либерального, но интернационального! Мне видится, что метафизика, основанная на взглядах архиепископа Луки, может стать краеугольным камнем, положенным в основу нелиберального интернационализма. Что это такое? Это когда люди хотят жить вместе, но не для того, чтобы потреблять всё больше и больше, а для того, чтобы вместе становиться всё лучше и лучше…

Святитель Лука поможет соединить граждан России в единый одухотворённый народ. Его учение, принятое сердцем, – мост из прошлого в будущее для людей, связанных с русской культурой. Но сначала о святителе Луке должны узнать многие.

 

© Александр Викторович Кашанский

март 2013 год