Кризис с китайской спецификой. Радостно встречая 18-й съезд КПК
В то время, когда усердием СМИ народы библейско-средиземноморской цивилизации белых людей в начале ноября 2012 с трепетом ожидают выборы президента США, внимание народов срединно-земельной цивилизации желтых людей сосредоточено на 18-ом съезде Коммунистической партии Китая. При этом и те и другие эти события в политике связывают с перспективами жизни в условиях надвигающейся второй «штормовой» мирового финансового кризиса.
Для понимания того, что происходит в США, годится диалектический метод познания процессов бытия, ибо вполне очевидно, что здесь обществу предложена борьба противоположностей. Два кандидата в президенты США в части политики представляют две партии: демократов и республиканцев. А в части экономики эти два кандидата представляют интересы двух банковских групп: финансистов- интернационалистов «ротшильдовцев» (демократ Обама) и белых националистов военно-промышленного комплекса «рокфеллеровцев» (республиканец Ромни). Победа Обамы означает, что мировой кредитно-финансовый кризис будет преодолен путем переоценки мирового богатства. «Нули» учетных записей на банковских счетах, исчисленных в «бумажных» USD, пересчитают в натуральные единицы веса благородного металла — унции золота. А банковское «золото мира» контролирует финансовый интернационал Ротшильдов. Если же победит Ромни, то кризис мировой финансовой системы на основе USD будет преодолеваться через большую войну. Ибо военной мощи США пока хватит для того, чтобы победить. Война же оживит потребление продукции ВПК и реального сектора экономики: производство вооружений и всего комплекса средств ликвидации последствий войны; позволит списать все долги и сдуть фондовые «пузыри».
Для понимания же того, что происходит в Китае, диалектика не годится. Диалектика – это поступательное движение – линейный прогресс. В Китае же действует Закон Перемен в связке трех сил. Здесь вращательное движение – циклы приливов и отливов. А три силы это: твердые «партийцы», которые удерживают покосившееся красное знамя марксизма-ленинизма – идей Мао Цзэдуна. Это реформаторы-рыночники, так называемые «комсомольцы», выступающие под знаменем неолиберализма (цвет знамени синий, такой же, как на флагах ЕС и НАТО). И это прагматики-националисты, так называемые «принцы» наследники революционеров старшего поколения, пострадавших в годы «Великой пролетарской культурной революции» Мао Цзэдуна. Цвет их знамени – желтый. А желтый это цвет почвы и всей китайской традиции.
То, что происходит в Китае, на европейских языках называется «социализм с китайской спецификой». Если же это имя, записанное восьмью иероглифами, истолковать по их исконным значениям (а китайские иероглифы – это не буквы; иероглифы создавались для записи не звуков, но смыслов целых слов) то верный смысл того, что иностранцы понимают как «социализм» в головах образованных китайцев будет «союзом кланов вокруг престола предков». А то, что иностранцы понимают как «китайская специфика» — будет «оттенками цвета Срединного государства». Цвета же эти – красный, синий, желтый, белый и черный.
Символически «союз китайских кланов» представлен на купюре в 100 юаней, которая была введена в обращение одновременно с началом политики «реформ и открытости» Дэн Сяопина.
Первый справа – это «великий кормчий» Мао Цзэдун, ему наследуют «партийцы». Их лидером ныне выступает Цзян Цзэминь, бывший глава партии и государства, вышедший из «революционного» Шанхая. Следующий – это «любимый премьер» Чжоу Эньлай, ему наследуют рыночники «комсомольцы». Их лидером выступает нынешний глава партии и государства Ху Цзиньтао. Третий в ряду основателей «союза кланов» — первый Председатель КНР Лю Шаоци. Продолжателем курса опоры на «частную инициативу» Лю Шаоци был Дэн Сяопин. Его изречение: «Не важно, какого цвета кошка рыжая или белая, важно, чтобы она мышей ловила» — точно отражает принцип прагматизма в современной китайской политике. Лю Шаоци и Дэн Сяопину наследуют «принцы». Их лидером будет утвержденный 18-ым съездом КПК глава партии и государства Си Цзиньпин. Последний в ряду основателей КНР – главнокомандующий Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чжу Дэ. «Винтовка рождает власть» — вот принцип Мао Цзэдуна, сохраняющийся и поныне. В КНР армия подчинена не государству, но партии. Поэтому пост «Сына Неба – императора наших дней» в КНР – это Председатель Военного Совета ЦК КПК. Он обеспечивает в союзе кланов «гармонию мира» (сумма всех цветов – белый цвет) Этот пост и занимал Дэн Сяопин, когда закладывал основы курса «реформ и открытости». Во благо стабильности и гармонии мира в союзе кланов пост Председателя Военного совета ЦК КПК на несколько лет после 18-го съезда сохранит за собой Ху Цзиньтао. В Поднебесной же всё происходит по Воле Неба (а цвет космоса – черный»). Такова палитра пяти цветов «союза кланов», зафиксированная ещё на флаге синьхайской революции 1911г., свергшей маньчжурскую династию Цин и восстановившей власть ханьцев.
Динамика же одоления в связке трех сил (партийцы, комсомольцы, принцы) выглядит следующим образом.
Идеи Мао Цзэдуна уходят вместе с марксизмом-ленинизмом. Учение Маркса было «всесильным и верным» в период индустриального общества борьбы труда и капитала. Мировой кризис по сути – это кризис индустриального общества. Выходом из кризиса будет информационное общество экономики знаний. А идеология марксизма-ленинизма – идей Мао Цзэдуна про информационное общество ничего не говорит. Красное знамя партийцев покосилось.
Идеи неолиберализма уходят вместе с финишным кризисом американского цикла накопления капитала. В кризисе «бумажного» доллара, как мировой учетной единицы богатства завершается кредитная экспансия англосаксонской доктрины Рейгана-Тетчер 1979 — 1980гг. Либеральное синее знамя реформаторов-рыночников пока ещё гордо реет на вершине китайской экономики. Удерживать это знамя будут «комсомольцы» во главе с премьером Ли Кэцяном. На долю «комсомольцев» выпала великая честь удержать курс «превращения Китая в мировую державу первого порядка» и принять на себя удар второй «штормовой волны» мирового финансового кризиса. Память о павших либералах сохранится в сердцах той части китайского общества, которая восприняла американскую мечту.
Идеи же прагматиков-националистов продолжателей славного дела Дэн Сяопина живут и побеждают. Побеждают в силу того, что в Азии формируется новая, объемлющая тихоокеанскую зону структура накопления капитала, центром которой выступает Китай. При этом главная роль в обеспечении успехов социально-экономического строительства принадлежит не частной инициативе и не «невидимой руке рынка» но конфуцианскому государству (пример Сингапура).
Если же говорить по существу дела, то речь идет вовсе не о раскладе сил и не о распределении постов в новом руководстве «союза китайских кланов». Речь идет о модели социально-экономического развития Китая на период до 2019 года.
«Комсомольцы» удерживают «гуанчжоускую» модель (учиться у Гонконга), показавшую свою эффективность в период торжества мирового неолиберализма.
«Партийцы» же и прагматики-националисты объединились и опробовали полюбившуюся простому народу «чунцинскую модель». Насилием государства (в борьбе с коррупцией было арестовано 3300 человек) на основе коллективизма, справедливости и социальной защищенности всех слоев городского и сельского населения глава Чунцина Бо Силай добился процветания 30 миллионного региона. Что посрамило либеральную «гуанчжоускую» модель китайских друзей США. Однако в марте 2012 архитектор чунцинской модели развития страны Бо Силай интригами «комсомольцев» был снят со всех постов в партии и государстве.
По сути же, речь идет о том, что действующая, вписанная в геоэкономику доллара США, модель развития КНР себя исчерпала и «союз кланов» встал на распутье: А) Или либерализация КПК с созданием фракций (власть в форме партийного парламента), что приведет к разброду в идеологии, утрате единого образа будущего, войне всех против всех, потере управления, хаосу и краху государства. Б) Или дальнейшая либерализация страны с отделением партии от государства и разделением властей по западному типу, что после краха КПК как силы объединяющей власть и направляющей народ приведет к распаду страны (опыт развала СССР). В) Или восстановление сильного государства «Восточной деспотии» для народа, с опорой на национальную традицию (конфуцианскую этику), государственный Центральный банк (с эмиссией юаня), государственную собственность на землю, недра и воды (азиатский способ производства).
Такой своего рода государственный социализм традиционного типа и демонстрирует «чунцинская модель». Где власть взяла на себя функции планирования и регулирования хозяйства. В сочетании государственной и частной собственности на средства производства. Перераспределением финансовых потоков в целях социальной справедливости. Защитой бедного населения. Гарантиями рабочих мест за счет общественных работ.
Нет сомнения, что идеология нового государства будет взята из династии Тан (смыл имени – величественная) времен императора Тай Цзуна (626-649). Этот «великий патриарх» в китайской традиции почитается «образцовым правителем», создавшим учение «о гармонизации государства ради блага народа». Курс на «гармонию умиротворения» (хэсие) КПК взяла ещё в 2005 году.
Ну а «повивальной бабкой», ускорившей «роды» новой социально-экономической системы в Китае, не зависимо от решений 18-го съезда КПК, будет сжатие страны второй волной мирового финансового кризиса 2012 — 2015 гг.
Что же касается динамики одоления в связках трех сил на мировой арене, то здесь возникает треугольник США – Китай – Россия. Ибо в современной геоэкономике Китай превратился в мировую «фабрику XXI века». США (и страны «золотого миллиарда») выступают конструкторским бюро, плательщиком и основным покупателем продукции этой фабрики. А Россия приняла на себя функцию мирового поставщика сырья и топлива. В этой связке трех сил Россия имеет шанс стать выгодополучателем от борьбы двух противников. Восходящего в силе союза китайских прагматиков с финансовой группой Ротшильдов и пока удерживающим вершину мировой денежной власти союза китайских либералов с финансовой группой Рокфеллеров.
Для того чтобы Россия оказалась бенефициаром от противоборства этих двух сил нужна свежая теория международного разделения глобальных интересов. Такая теория есть. Для запада это «новый мировой порядок», повторяющий в цикле империю Вавилона. А для Востока это «Новая Орда» повторяющая в цикле империю Чингисхана. Или иначе «Кровный союз стран и народов не западных цивилизаций», основой которого может стать имеющаяся структура Шанхайской Организации Сотрудничества.
Лукавый выбор реальной политики России по выходу из мирового кризиса это: либо оставаться в корпоративном строю с рокфеллеровцами США, либо заявить о своих правах в семье народов не западных цивилизаций с прагматиками Китая.
В корпорации «Общеевропейский дом» Новая Россия не смогла стать даже младшим партнером. В семье же народов не западных цивилизаций «Новой Орде» Россия по праву наследования от СССР может стать старшей сестрой.
И если Россия до 2015 года не получит достойный статус старшей сестры в семье народов, то США и Китай разделят наши ресурсы по зонам своих интересов.
Андрей Петрович Девятов, постоянный заместитель директора ИРКСВ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
Институт российско-китайского стратегического взаимодействия
No251 от 02.11.12