Космополитика

Определение космополитки.

По определению политика (греч, Πολιτική – это искусство управления государством, сообществом, межгосударственными отношениями) – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Космополитка – это политика, исходящая в своих принципах и действиях из взглядов на человека, как органичную часть космоса (универсума), и соответствующая методология и практика выстраивания отношений внутри государства и между государствами.

Космополитка – это не космополитизм. Космополитизм – это идеология так называемого «мирового гражданства», ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. То есть, автор статьи – не космополит, а космополитик. Цель космополитики – не мировое гражданство, а мировая гармония.

Здесь не ставится задача обоснования и разъяснения «почему так». Они есть в материалах сайта «Мир Сияющий» (краткая библиография есть в конце статьи).

Цивилизационные проекты.

Космополитка исходит из того, что существует особое «смысловое поле», влияющее на видение людьми мира. Смысловое поле – метафизическая (и, гипотетически, физическая) реальность («мир сияющий», мир невидимый). Оно связано с биологической природой человека и, вместе с этим, с универсумом (космосом).  Смысловое поле  формирует (манифестирует через деятельность людей) цивилизационные коды, которые потом выражаются в архетипах, смыслах явлений, религии и культуре народов, цивилизаций, определяет их развитие и взаимодействие.

Для того чтобы создать собственный цивилизационный проект, народу надо позиционироваться в определённом диапазоне спектра «смыслового поля».  Только такая самостоятельная позиция, внятно отличающаяся от других, позволяет манифестировать собственные архетипы, мифологические образы, религию и культуру.

В рамках цивилизационного проекта могут формироваться отдельные национальные проекты, но, в конечном итоге, в процессе глобализации, все они всё больше интегрируются в рамках своего цивилизационного проекта.

 Есть только шесть фундаментальных внятно отличимых друг от друга диапазонов-цветов смыслового поля: три основных и три дополнительных. А значит, и главных цивилизационных проектов на планете может быть только шесть. Этот спектр в виде кольца хорошо позиционируется на карте Евразии, которая является колыбелью человеческой цивилизации. На схеме ниже изображена проекция спектра смыслового поля на карту Евразии и основные акценты каждого участка смыслового поля, определяющее формирование цивилизационных проектов.

 

Север исторически сместился на юг в Индостан. Это было вызвано массовым перемещением арийских народов севера на юг, оно отражено в Ведах, имеет подтверждение и в антропологии, и в языке индийцев. Столь же массовым было движение людей, обладающих максимумом восприятия универсума в «зелёном» участке спектра (ислам), на север в Центральную Азию и далее в восточную Европу, они, как бы, заместили там арийские народы. Смещение Севера на Юг (его «погружение» в Юг) привело к некоторому смещению спектра смыслового поля в южной и юго-восточной Азии. Сильно территориально обделён иудейский проект, но он остался глобальным проектом первого уровня. Это исторически хорошо объяснимо, впрочем, он наверстал свою территориальную несостоятельность в других областях приложения человеческой активности.  

Сегодня отчётливо манифестированы шесть цивилизационных проектов первого уровня, их глобальное позиционирование ускорилось в процессе глобализации. Другие цивилизационные проекты, формирующиеся на стыках основных проектов – это проекты второго уровня, их может быть ещё шесть.

Основные (первого уровня) цивилизационные проекты

 

Центр, цвет

Религия

Ареал

Парадигма

Западный

Рим

 синий

Христианство

Европа.

Рационализм

Иудейский

Иерусалим

голубой

Иудаизм

Израиль

Долгая воля и здравый смысл

Исламский

Мекка

зелёный

Ислам

Исламский мир

Преданность идее и вера

Китайский

Пекин

жёлтый

Китай-

ские

Китай

Всесущая гармония

Буддистский

Тибет 

красный

Буддизм

Страны ЮВА

Практика пути к совершенству

Индийский

Дели

пурпур

Индуизм

Индия

Мир – проекция космоса

           

 

Дополнительные (второго уровня) цивилизационные проекты

 

Центр

Религия

Ареал

Парадигма

Проект WASP

Вашингтон

индиго

Христианство (протестантизм кальвинистского толка)

Англосаксонские страны бывшей Британской империи и США.

Рационализм прагматизм

Русский  

Москва

фиолетовый

Православное христианство

Россия

Рациональный космизм

Японский

Токио

Пурпурно-красный

Синтез буддизма и шаманизма

Японские острова

Единение с землёй и предками

Корейский

Сеул оранжевый

Синтез конфуцианства и буддизма

Корейский полуостров

Гармония совершенства

Пантюркистский  

Алтай

Жёлто-зелёный

Синтез ислама и поклонения земле

Тюркоязычные страны

Гармония земли и неба

Шиитский

Иран зелёно-голубой

Арийский ислам

Ираноязычные нароы

Идея единой веры в действии.

           

США (проект WASP) и англосаксонские страны – аксиоматически не самостоятельный проект, а синтез западного и иудейского проекта (цвет индиго) – это проект второго уровня.

Россия, её славянская часть, – это тоже не самостоятельный цивилизационный проект, а синтез западного (христианского) и северного (ведического проекта) – его цвет фиолетовый. Вмещение русским сознанием христианства и язычества, запада и востока – не случайно. Но, тем не менее, русский проект, всё же, проект второго уровня.

Исторический тюркский «зелёно-жёлтый» тип сознания, сформировался в центральной Азии. Его архитипическая основа была манифестирован там не как ислам, а как тенгрианство, религия единого Неба.  Он нашёл свое выражение как пантюркистский исламский проект второго уровня. Тюрки, так же, как и русские не смогли (да это было и невозможно в силу объективных обстоятельств) создать свой цивилизационный проект глобального масштаба. Им по силу создать лишь цивилизационные проекты второго уровня.  

В рамках исламской парадигмы развивается ещё один цивилизационный проект второго уровня исламский – шиитский с центром в Иране (цвет зелёный с голубым), он характеризуется внесением в религиозную практику «антропологической» парадигмы, присущей арийским народам.

Пурпурно-красный синтоистско-буддистский проект сложился в Японии.

Жёлто-красный (оранжевый) цивилизационный буддистско-конфуцианский проект, реализуется в Китае, и в большей степени в Корее.

Латинская Америка, несмотря на национальную самобытность, примыкает к западному проекту (надо сказать, что она ближе к России, чем страны Западной Европы). Любой латиноамериканский проект может быть только национальным. То же можно сказать и о народах Африки. 

Универсальные законы взаимодействия цивилизационных проектов.

Абсолютность универсальных законов.

Универсальные законы развития цивилизаций исходят из законов взаимодействия трёх ипостасей Универсума. Они присущи не только человеческому сообществу, но и всему, что существует во вселенной, троичной в своей фундаментальной основе.

Законы упорядоченного циклического взаимодействия народов и цивилизаций существуют «прежде всех времён», их нельзя не выполнять. Можно это делать разумно, устанавливая гармоничное взаимодействие между цивилизациями и народами, а можно неразумно – через войну и вражду.

Закон мирового баланса.

Векторная сумма силы (энергетики) мировых проектов стремится к нулю.

Мир должен быть многоцветным. Он устроен так, что при излишнем доминировании любого из типов сознания, остальные начинают ему противодействовать, и сама природа становится против такого доминирования. Это следствие действия закона мирового баланса или мирового равновесия.  Если, например, доминирует Запад, то в следующем цикле неизбежно будет доминировать дополнительный ему по цвету Восток (Китай). Усиление США и Израиля (индиго и голубой) ведёт к усилению стран азиатско-тихоокеанского района.  Если предыдущий век был веком доминирования Запада, значит, грядущий век будет эпохой доминирования Китая и стран юго-восточной Азии и Японии. Усиление влияния ислама повлечёт за собою стимулирования жизненной энергетики Индии и России, и наоборот. Высокая активность русского типа сознания в двадцатом веке привела к активизации исламского мира и Китая («пробудила» их).

Закон глобальных перемен (закон цикличности).

Доминирование (сила, энергетика, влияние) ценностных парадигм переходит-вращается против часовой стрелки – при эволюционном развитии (нормальный ход вещей), или по часовой стрелке – при инволюционном развитии (противоход вещей).  Это означает циклическую смену эпох в последовательности: красная – синяя – зелёная – красная и т.д. Религиозная – рациональная – материалистическая – религиозная.

Под эволюцией здесь понимается движение-развитие цивилизации с ростом человеческого потенциала (приближение к точке ω), под инволюцией движение-развитие с уменьшением человеческого потенциала (приближение к точке α).

«Синяя эпоха» характеризуется доминированием религиозной (единопричинной, как вариант – монотеизм) идеологии. «Зелёная эпоха» характеризуется антропоцентрической, гуманистической идеологией. «Красная эпоха» характеризуется доминированием языческих, оккультных и материалистических идеологий.

Закон действует на уровне планеты в целом, внутри каждого цивилизационного проекта и внутри национального проекта. 

Если говорить о последнем этапе развития человечества, то ушедшая глобальная эпоха (до эпохи Возрождения) была эпохой доминирования веры (синяя эпоха). Предыдущая (уходящая) эпоха была эпохой доминирования человекоцентризма (зелёная эпоха). Наступившая эпоха будет эпохой доминирования «трансцендентного гармонизирующего материализма».

«Волну перемен» можно «оседлать». Это даёт дополнительные цивилизационные преимущества. Запад, по своей внутренней природе рационалистичный, быстро поднялся на волне человекоцентричного рационализма. Востоку легче подняться на грядущей материалистической волне, потому что «трансцендентный материализм» и «оккультный природоцентризм» ему органически присущ.   Потом будет эпоха исламского мира и связанной с ним Индии с их прирождённым богоцентризмом.

Россия, в начале 20 века, сменив православный богоцентризм на коммунистический материализм, а затем на либеральный человекоцентризм, пошла по часовой стрелке, что привело к гигантскому подъему пассионарности и такому же гигантскому падению человеческого потенциала.  Запад же идёт естественным ходом от богоцентризма к человекоцентризму и вот теперь к землецентризму, что выразится к ренессансу национального самосознания, конечно на новом уровне.

Закон взаимного влияния мировых проектов.

Предыдущий (при вращении по часовой стрелке) проект по отношению к последующему проекту является носителем прогресса – наступающей силой. Последующий проект по отношению к предыдущему является носителем традиции – сдерживающей силой.

Вариант этого взаимного влияния хода вещей мифологизирован в китайской традиции (органично гармонизирующей уже по своей внутренней природе), как закон перемен, но он выражен там с естественным для (любой, конечно) традиции самоцентризмом.

Рациональный Pапад – это воплощение прогресса для России. Западу объективно присущ натиск на восток через распространение идеологии и за жизненным пространством. Сопротивление этой экспансии выражается как неприятие Россией Запада, и её всемерное идеологическое и вооруженное противодействие этому натиску. Россия воспринимает идеи с Запада, трансформирует и направляет на Восток.  Территориальная и идеологическая экспансия России на Запад бесперспективна. Движение Запада в исламский мир так же бесперспективно. Религия Запада взята от Израиля. Всё, что приобретено Западом в Израиле и под влиянием противодействия натиску исламского мира – прочно (христианство зародилось в Израиле), всё, что на востоке – России и далее Индии – непрочно. (Условием перспективности-прочности является не территориальный захват, и навязывание идеологии, а её органичное инкорпорирование с целью последующей трансформации и адаптации).

Россия всегда естественным образом распространяется на Восток Евразии (и в Индию, Китай), где она является носителем прогресса. А Восток, прежде всего Япония и в меньшей степени Китай противодействуют России.  Но Россия для Китая, столь же органичный поставщик идей, как Запад для России.

Япония противодействует России (но не идёт в неё, потому что всё, что будет в ней взято силой – непрочно). Япония идёт в буддистский мир и Китай. Это её исторический натиск и поход, а Китай противодействует Японии и буддистскому тихоокеанству Индокитая.

Китай должен стремиться в тюркский мир, в Малайзию, Индонезию. А исламская умма этих стран ему противодействует, органично воспринимая китайское влияние.

Индия по закону перемен должна стремиться в буддистский мир и сдерживать Россию, да и запад вообще. Россия для Индии – органичный носитель прогресса.  Но историческое смещение Севера на Юг не позволяло Индии и России взаимодействовать территориально. Противостояние индуизма и ислама (Индии и Пакистана) – весьма трагично, но оно не имеет обоснования в законе перемен.

Исламский мир стремится в Израиль, и через него на Запад, в Европу. Причём, этот натиск несёт рациональному западу прогресс уже на новом витке эволюции. Авангардом атакующего ислама по закону перемен является шиитский ислам. Ислам должен поколебать западный рационализм, заставить его переоценить свои представления о мире. Запад и Израиль всячески сдерживает натиск исламской уммы. Но всё, что он попытается взять силой в исламском мире – всё непрочно. Ирак и Афганистан – тому свидетельство. Сегодняшний образ западной Европы подтверждает, что Юг пришёл на Запад прочно и основательно.

Глобальные проекты.

Кроме национальных и цивилизационных проектов могут быть и глобальные проекты. Любой из цивилизационных проектов может претендовать на глобальное доминирование, делать попытки стать глобальным проектом.    Но никому из них не суждено достичь этой цели. Это не позволят сделать универсальные законы.

Есть мнение, что коммунистический проект был глобальным проектом, а сегодня глобальным является либеральный проект. Коммунизм, как и либерализм сами по себе – это не проекты, а идеологии.  Они основываются на постулировании некоторых представлений о мире, которые могут быть восприняты любым из цивилизационных проектов. Суть марксизма – материализм, суть либерализма – человекоцентризм (идея человеческой свободы). Теоретически может быть создана также религиозная идеология, основанная на вере в единого Бога, приемлемая для всех народов, – универсальный богоцентризм, ближе всего к такой идеологии стоит ислам.

Но все эти идеологии не бесцветны (цветность имеет смысл акцента на участке спектра смыслового поля). Материализм – красный, область его исторической локализации – Восток. Либерализм-человекоцентризм – синий, область его локализации Запад. Богоцентризм – зелёный, область его локализации Юг.  И только материализм, либерализм и богоцентризм вместе – по-настоящему универсальная целостная бесцветная (белая) идеология. Эта универсальная идеология будущего и есть универсализм. К сказанному надо лишь добавить, что понятия «материализм», «человекоцентризм», «богоцентризм» здесь надо трактовать в самом широком смысле.

Русский проект и российский проект.

Русский (если говорить только о русском народе) проект может быть только национальным и развиваться в рамках западного (Европейского) проекта. Но исторически Россия занимает всю северную Евразию, и если говорить о российском (а не русском) проекте, то он способен стать не только национальным, и даже не только цивилизационным (второго уровня), но, в силу определенных обстоятельств, и глобальным (универсальным).

Русские примыкают к западному проекту, тюрки к исламскому. Если сложить зелёно-жёлтый и фиолетовый цвета, получится белый. Поэтому можно сказать, что цвет северо-евразийской цивилизационной общности – это белый цвет. Если говорить о России, как державе, претендующей на свой цивилизационный и даже глобальный проект, то это должна быть мировая тюркско-славянская общность северной и центральной Евразии.

Исторически, потенциально белая парадигма, веками вместе живущих народов, есть ещё, пожалуй, только на Индостане, где исламские народы с давних времён перемешаны с индуистами. Не случайно, со времён зарождения теософских оккультных обществ, Индия (или европейцы на основании индийской традиции) производит всё новые идеологии, претендующие на всеохватную всемирность. Они выражаются сегодня в движении New Age, и других «синтетических» учениях, имеющих, всё же, очень сильный «пурпурный» (индийский) оттенок. 

Характеристики универсального проекта.

Распространения влияние любого цивилизационного проекта на весь мир – это не глобальный проект, а его имитация. Настоящий глобальным может быть только проект, гармонизирующий мир в соответствии с универсальными законами взаимного влияния мировых проектов и перемен. Его признаки:

– рационализм, как на западе,

– космизм-всеединства, как в Индии;

– стремление по пути просветления через совершенствование личности, как в буддизме;

– стремление к гармонии, как в Китае;

– вера и приверженность предустановленному закону, как в исламе

– воля и знание, как в иудаизме.

Если убрать религиозную «оболочку», присущую разным религиям, то получится такой образ универсальной идеологии: рационализм мышления, космизм разума, путь самосовершенствования, стремление к гармонии, вера в Единого Бога и воля исполнять своё предназначение.  Экономическая основа такого проекта – естественным образом развивающийся рынок (прогрессистская составляющая), основанный на частной собственности, регулируемый законами, принятыми национальными правительствами, исходящими из интересов своих народов (традиционалистская составляющая).

Все эти качества не могут быть воплощены в практике жизни сами собой без проявления человеческой воли. Они не могут быть результатом только лишь организации глобального всеобъемлющего рынка, свободы перемещения людей, идей, и свободы выбора власти при демократии. Это должен быть управляемый процесс, целенаправленная работа, сознательный свободный выбор людей. И рынок, и свободное перемещение людей, товаров и капиталов, должно разумно регулироваться, исходя из целей достижения глобального равновесия и мировой гармонии.

Всепроникающие рыночные отношения, признание равенства людей в их достоинстве и равенство перед законом – это лишь обязательные элементы будущего УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРОЕКТА необходимые, но недостаточные. Тайна мировой гармонии заключается в том, что законы человеческого общества не сводятся к законам природы, а идеи, которые возникают в головах людей, не всегда им не принадлежат.   Можно пытаться стоить мировой проект, взяв за основу законы природы, как это сделал марксизм, или законы человеческого существования, как это делает либерализм. Можно пытаться сделать единую веру, или, что лучше и проще попытаться распрстранить на весь мир одну из существующих. Но и это ошибка.  Настоящий глобальный проект – всё это вместе, но уже на новом витке осознания человеческой сущности, которая троична.

Глобальный универсальный проект должен уравнять права личности, права народа и права Бога (Природы) («Я», «МЫ, «ЭТО») через экономические и социально-политические механизмы жизни общества. Соединить всё это в одной идеологии,

Некоторые выводы.

1. Противодействие и борьба мировых проектов останется и в будущем. Ещё долго не в силах людей её прекратить, но самые глубинные причины их противодействия должны быть поняты и осмыслены, они должны стать основой для разумного взаимодействия народов и культур. Взаимодействие мировых и национальных проектов должно осуществляться не только на основе экономического интереса, но и как выполнение общечеловеческой миссии. Миссия человечества – создать глобальное общество людей, живущих без войн, голода, классовых, расовых и социальных конфликтов.

2. Свободное перемещение людей, идей и товаров, противоречащее действию универсальных законов, нарушает мировую гармонию, а точнее, не позволяет её создать.

3. Универсальную идеологию ещё предстоит создать (манифестировать). Ни материализм, ни либерализм, ни религиозная идеология (богоцентризм) не могут помочь создать гармоничное глобальное общество.

4. Россия на основе своих культурных ценностей не способна создать свой глобальный цивилизационный проект. Русский проект может быть только локальным, национальным проектом в рамках западного цивилизационного проекта. Если Россия возьмётся осуществлять русский (национальный) проект, она потеряет Кавказ, возможно, Приволжье, Сибирь и Дальний Восток. Курс на интеграцию с Западом – ошибочный. Курс на сотрудничество с Западом России, как евразийской державы – правилен. 

5. Россия не должна выполнять задачу глобального сдерживания ислама, это не её геополитическая миссия. Если Россия станет частью западного проекта, она примет на себя миссию сдерживания исламской уммы, что ей не свойственно и ей не предопределено. Движение ислама в Россию с целью её исламизации, конфронтационное противодействие ей – не является геополитической (а точнее, космополитической) миссией ислама. Это «не по правилам», а значит, приведёт к нарушению предустановленного порядка, что повлечёт за собой глобальные политические катаклизмы.  Россия уже «ходила» в Афганистан, результат известен. Нарушители Закона будут наказаны. Это должны знать и понимать элиты Запада, Юга и России.

6. Индия, Япония, а за ней и Китай принимают от Запада, в том числе и через Россию, идеи прогресса. Но именно идеи, пришедшие на восток через Россию, будут наиболее органичны для индийского, тихоокеанского и китайского проектов. Китай уже получил от России марксизм. И до сих пор с ним не расстался, потому что (трансцендентный) материализм органично ему присущ. Если Россия станет частью Западного проекта, то Китай начнёт воспринимать её как форпост Запада, а не как органичный проводник идей с запада, нужных ему для установления гармонии, и начнёт её сдерживать «по полной программе», с энергией, большей, чем он сдерживает Запад. Это будет губительно для России. Задача России трансформировать западный либерализм так, чтобы он был органично воспринят в Китае. Эта новая идеология будет основываться на уравнивании прав человека, народа и природы (Бога), рассматривая их в триалектическом единстве.

7. Экспансия России на запад непродуктивна, всё, что там взято силой в процессе сдерживания запада – непрочно. Это уже показал распад Варшавского договора и мировой системы социализма. Движение России на восток и прочно, и основательно, хотя и сдерживается Востоком.

8. Культурная, экономическая и военная экспансия Запада в Россию «генетически» обусловлена, но Западу (его разумному началу) не выгодно, чтобы эта экспансия закончилась растворением России в Западе, так как это поставит Запад в прямое конфронтационное взаимодействие с Востоком (прежде, всего с Китаем). То, что органично для России, не органично для Запада.

9. В ближайшем будущем России надо ориентироваться на творческий экономический и идеологический союз с Индией, Китаем, и Японией, а не с Западом, время доминирования которого уходит.  России надо идти на Восток. Ей там будут противодействовать, но будут принимать, как силу, несущую прогресс, так и Россия должна принимать Запад, не теряя своей цивилизационной самобытности.

 

© Александр Викторович Кашанский

27 октября 2011 год

 

Библиография.

1. «Небополитика и цветодинамика. Как и почему возникла идей создать сайт «Мир Сияющий».

2. «Альфа-политика и омего-политика».

3. «Развитие Универсума и типология сознания».