Куда ведёт путь свободы

Сегодня для многих людей свобода стала религией. Они говорят: свобода – это цель, чем больше свободы, тем лучше. Все общественные механизмы должны работать так, чтобы обеспечивать максимальную свободу.

Вспоминаю любимого мною Гёте: «Жизни годы прошли не даром, ясен предо мной конечный вывод мудрости земной. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой. В борьбе тяжёлой, непрерывной, дитя, и муж, и старец пусть ведёт, чтобы я увидел в блеске силы дивной свободный край, свободный мой народ. Тогда сказал бы я: «Мгновенье, прекрасно ты продлись, постой, и не смело б веков теченье следа, оставленного мной»». Процитировал эту длинную цитату (в переводе Н. Холодковского) полностью, потому что она того стоит. Гете в стихах выразил то, о чём исписано тонны книг, рассуждающих о свободе ХОРОШО. Столько де книг исписано людьми, рассуждающих о свободе ПЛОХО. Суть критики свободы в том, что без жестких внешних рамок, накладываемых на человека извне: религией, законом, традицией, – человек быстро деградирует и становится хуже любого зверя.

Я здесь не собираюсь начинать диспут, хороша ли свобода, где мера свободы и необходимости, и как лучше всего определять это меру.  Давно понятно, если хочешь прогресса: технического, научного, военного, социального, – значит, нужна свобода.  Не хочешь прогресса, ищешь счастье в прошлом – свобода не нужна, а нужен набор строгих правил, её ограничивающих.  Прогресс побеждает всегда, потому он и прогресс, поэтому общества, выбравшие свободу, в конечном итоге побеждают общества традиционные.  Так было до сих пор. Как ни гармонична была жизнь американских индейцев, как они могли противостоять пулемётам, защищавшим права свободных колонистов. 

Свобода – это волна в океане человеческих желаний, оседлав её можно быстро двигаться вперёд. Куда? Ответ прост – к ещё большей свободе. А дальше, то есть там, где уже всё доступно и всё позволено, там что?..

Мудрые люди говорят, что степени человеческого могущества, выражаемого во владении знаниями и энергией, должна соответствовать степень человеческого морального совершенства. Но что такое мораль? Да не что иное, как нравственный закон внутри нас, которому так удивлялся И. Кант. ВНУТРИ НАС, а не прописанный на скрижалях, или в конституциях.  И что?..

Суть свободы, не в её философском, а в прикладном значении – снятие ограничений ранее существовавших. Свобода – это возможность делать, что хочешь.  Самый свободный человек, если он безнравственен, – это абсолютный деспот. Он может есть и пить, что хочет, убивать, кого хочет и наслаждаться, как хочет.  Он может быть царём, плотником или рубить головы, как это делал Петр Первый.

Остаётся ответить лишь на один вопрос, чтобы получить ответ, куда ведёт путь свободы? Вопрос этот можно сформулировать так: «Совместима ли свобода и нравственность?» И не торопитесь на него отвечать, приводя примеры замечательно нравственных борцов за свободу и гражданские права. Всё не так просто на самом деле.

Свобода, как образ жизни, нужна для того, чтобы высвобождать творческую энергию человека. Где больше свободы, там больше и творчества. Творческие люди стремятся туда, где больше свободы.  Исключений может быть много, но это общее правило.

Это давно поняли мудрые люди, писавшие Конституцию США. Их последователям удалось создать самое свободное общество в мире.  Если говорить о борьбе за место под солнцем, то такое общество не могло не победить тех, кто свободу ограничивал.  Почему? Просто потому, что свободное общество копирует законы природы, главный из которых – естественный отбор. В свободном обществе человек должен напрягать все силы, чтобы выжить, проявляя максимум инициативы и творчества. Всё в нем устроено так, чтобы выживал и доминировал сильнейший. Экономическая и социальная конкуренция, политическая конкуренция – всё это проявление социально-экономического дарвинизма, взятого на вооружение архитекторами свободного общества. И не надо говорить, что это плохо и небоугодно! Так создан мир.

Для обеспечения экономической и социальной конкуренции к минимуму сводится общественная (государственная) собственность, не конкурентные (не выборные) системы власти, социальные гарантии.  Всё делается для того, чтобы люди стремились победить в борьбе, достичь успеха. Общество их воспитывает именно так.  Любые ограничения, накладываемые на человека, сдерживают конкуренцию. Для того, чтобы конкурировать, нужно разделение и свобода. Свобода побеждает всегда…

К чему ведёт такая свобода? Родитель №1 и родитель №2 вместо «мать» и «отец», так теперь будут называть родителей в США – это результат последовательного следования принципу свободы. Гомосексуализм принят на высшем уровне окончательно и бесповоротно. Что дальше? Какие ещё права остались нереализованными? Где еще лежат неиспользованные резервы человеческой творческой энергии?..

Всё бы было здорово, но почему-то люди в свободных обществах перестают размножаться, то есть перестают воспроизводить сами себя. Зачем размножаться и нести бремя воспитания детей? Ведь ребёнок – это ограничение моей свободы? Представьте себе, что будет, если в странах развитой демократии отменят все льготы на рождение детей? Кто будет завтра носителем демократических ценностей. Гомосексуалисты-то не размножаются! Получается, что природа, законам которой просто и ясно следуют демократия, почему-то не заинтересована, чтобы такие общества воспроизводили себя. Демократия побеждает традицию, но не может сохранить саму себя, то есть своих носителей.  Почему?

Посмотрите, кто сегодня создаёт национальное богатство США и Великобритании?  Кто даёт основной прирост населения в этих странах? Потомки отцов основателей?.. Ничего подобного! Станы свободно мира как гигантская воронка затягивают в себя самых талантливых, самых энергичных и умных людей всего мира. Туда стремятся миллионы иммигрантов. Это правда. Но правда и в том, что если этот процесс вдруг прекратиться, то свободное общество выродится и станет нежизнеспособным уже через три четыре поколения. Люди второго и третьего мира – это топливо, поддерживающее движение локомотива прогресса.

Многие говорили и говорят об империи доллара. Но доллар – это только учётная единица человеческой энергии, воплотившей себя в стоимостях (товаров). Эту энергию даёт свобода. Доллар эмитируется под залог человеческой свободы, символом которой является США. Пропагандируя принцип свободы, США удерживают доллар от краха.  В имитировании денег под идею свободы выражается их метафизическая тайна, которой в совершенстве владеет ФРС.

Есть только один принцип на свете, который равнозначен принципу свободы – это принцип справедливости. Если свобода – это цель жизни, то справедливость – её суть. Добро свободно, и зло свободно, а справедливость выше добра и зла. Свободное общество – это воронка, втягивающая в себя материальные и человеческие ресурсы планеты, справедливое общество – это общество, посвятившее себя высшему принципу творения, потому что мир справедлив и в нём рано или поздно, но каждому воздаётся по заслугам. Поэтому жизнь, понимаемая, как вечная и священная категория, – это борьба за справедливость, а не за успех.

Для того, чтобы победить США, переломить ход истории, можно попытаться сделать общество более свободное, чем американское, но это невозможно. Воронка (или пирамида, кому как нравится…) уже организована, и создать вторую такую же не получится. Место занято! Любое «свободное общество» будет работать только на США, то есть на империю доллара.

Справедливость, как экономический и социальный принцип, уже был опробован марксизмом.  И это плохо закончилось, да и не могло быть иначе. Справедливость не может быть принципом жизни, она может быть лишь её целью. Принципом жизни является свобода, но свобода не может быть её целью! Как раз в подмене цели и принципа жизни и заключается «тайна беззакония» (2Фесс.2:8) Свободное общество должно стремиться к справедливости, но этого нет!  Сегодня оно к этому не стремиться даже и там, где, действительно, уважают свободу. Равенство возможностей – не есть справедливость, это её симулякр.

Для того, чтобы общество стремилось к справедливости в условиях свободы, оно должно быть реорганизовано. Критерием социальной значимости личности должен быть не успех, а нравственный облик. Этот критерий невозможно выработать и провести в жизнь через культивирование свободы, тем более, только лишь экономической свободы и политической свободы. Справедливость, как цель, основывается на трансцендентных принципах, самым простым и понятным из которых является ЛЮБОВЬ. Если есть любовь, то может восторжествовать справедливость.

Проблема сегодняшней России в том, что у власти нет любви к людям. Так уж почему-то получилось!  И эта власть (да и бизнес тоже, но с него спрос меньше) воспроизводит себя на всех уровнях. Поэтому, чтобы она ни делала: «хотели как лучше, получилось как всегда». Свобода при безнравственной власти – это блеф…

Вдруг «откуда ни возьмись» или «по щучьему веленью» в России должны появиться предприниматели, которые управляют собственностью, а не она ими. Должны появиться политики, которые не имеют никаких личных интересов в экономике, должны появиться идеологи, которые никак не зависят от политики. Всё это ДРУГИЕ люди, не те, что сидят сегодня в парламенте, работают в правительстве и возглавляют корпорации. Чтобы они стали другими, нежен сдвиг сознания, его переформатирование, слом ценностной парадигмы. Это подвиг… Такой подвиг можно совершить только из большой любви к себе, к родине, народу, человечеству, Богу. Для универсализма – это все ОДНО.

И что же, куда ведёт путь свободы? Без любви – никуда…

И где её найти такую любовь?

Промолчу. Мудрый здесь промолчит, а мне уже возраст позволяет…

 

© Александр Викторович Кашанский

01 февраля 2011 год