Развитие Универсума и типология сознания

Предисловие[1].

Есть физические законы, химические, биологические, социальные и экономические.  Существуют ли законы, описывающее поведение универсума, мира в целом? На какой уровень абстракции надо подняться человеческому разуму, чтобы, во-первых, представить себе универсум, а во-вторых, ещё и попытаться выявить законы его существования?  Перед нами очень трудная задача, подобная той, которая стоит перед физиками, описывающими реальность микромира. Человеческое воображение бессильно представить, как ведёт себя микромир. Но физики могут использовать математику. В нашем же распоряжении только слова и образы. Пока невозможно даже и поставить задачу   формализации описания универсума математическими формулами. К тому же есть мнение, что эта задача принципиально неразрешима, то есть относится к разряду невычисляемых. Но образ Универсума, как некой метафизической реальности, объясняющий и проясняющий физическую реальность, мы создать можем, используя и научные данные, и мифы, и откровения разных народов. 

Триалектический универсализм – это образ мироустройства, основанный на постулировании единства и троичности всего сущего.  Единство трёх первоначал Универсума связано законом перемен внутри этой троичности, который и определяет ход развития. Применение этого закона мы и называем триалектикой.

Устройство универсума.

Универсум как Свет.

Наилучший обобщённый образ Универсума – это Свет[2], имеющий три независимых составляющих, создающих бесконечно богатую палитру красок и образов. Метафизичность и фундаментальность этого понятия мы выразим, написав слово с большой буквы. Итак, Универсум – это особым образом структурированный в проявленном мире Свет, несущий в себе энергию и информацию. Этот Свет представляет собой три неразрывные и неслиянные ипостаси, определяющие тотальную троичность всего сущего. Эта троичность глубочайшим образом мифологизирована и вместе с этим доступна рациональному познанию. Возможно, она имеет и физическую основу (автор в этом убеждён), а поэтому излагаемая концепция может рассматриваться и как научная гипотеза.  

Что может значить каждая из ипостасей Света Универсума? Список понятий приведён в таблице (Табл. 1)

Таблица 1

Красный

Зелёный 

Синий

Земля

Человек

Небо

Мать

Ребёнок

Отец

Мир физический

Мир ментальный 

Мир идеальный 

Мир вещей

Мир деяний

Мир идей

Образ-воплощение

Сознание

Знание

Тело

Душа

Дух

Универсум как холархия.

Универсальные сущности (ипостаси бытия), составляющие Универсум, представляют собой эволюционную иерархию вмещения – холархию. Есть только один холон верхнего уровня, вмещающий холоны следующего уровня, которых много, и так далее. Холархическое устройство мира, в частности, описано К. Уилбером[3]. Можно выделить следующие известные ступени эволюционной холархии. Каждая новая ступень даёт новое качество.

?...

???????????????

1

HOMO UNUS

2

HOMO SAPIENS

3

Животные

4

Растения

5

Молекулы

6

Атомы

7

Элементарные частицы

8…

????????????????

Здесь HOMO UNUS – это холон высшего уровня по отношению к человеку, он непознаваем через научный опыт. HOMO UNUS (по М. Магомедову) – Человек Единый, общество нового типа, а вместе с эти сверхразум, состоящий из множества людей, подобно тому, как мы, люди, состоим из клеток своего тела. Является ли он высшим холоном в холархии, мы не можем сказать. Верхние уровни холархии для нижних трансцендентны.

Каждый холон существует, как единичное «Я», множественное «МЫ» и «ЭТО». В применении к человеку. Я – личность, МЫ – общество, ЭТО – мир-универсум (одухотворённый и одушевлённый).

Универсум как монада.

Под понятием «монада» здесь подразумевается фундаментальный элемент бытия Универсума, троичный в своей изначальной сущности. Эта толкование не противоречит классическому. Любая монада-холон представляет собой фрактал (подобие) монады-холона высшего уровня холархии.  Универсум, как холархия монад, тотально одухотворён и одушевлён, и представляет собой бесконечно сложный и вместе с этим очень простой в силу своей троичности живой организм.  Именно он и является конечной реальностью бытия, а мир, доступный нам в ощущениях, – это ограниченная реальность, проявленная так из-за несовершенства ощущений и недостатка знаний человека. Можно назвать этот мир иллюзией (разумеется, в определённой степени).

Универсум, как развивающийся организм.

Универсум можно представить как гигантский мыслящий, чувствующий, знающий живой организм Космос (Макрокосм), состоящий из переплетений световых тел и светоносных нитей в холархии монад-холонов. Любая монада-холон, составляющая этот организм, является подобием всего Универсума. 

Каждая монада Универсума находится в состоянии перемен -- развитии. Развитие выражается как встречное вращение составляющих её первичных сущностей. Это вращение-коловращение ипостасей всегда встречное, то есть ипостаси Универсума движутся в монаде и по часовой стрелке, и против часовой стрелки одновременно (если здесь можно говорить о времени). Преимущественное вращение по часовой стрелке проявляется как ускоренная эволюция, преимущественное вращение против часовой стрелки проявляется как процесс торможения эволюции при одновременном накоплении энергии, необходимой для неё.  Порядок взаимодействия ипостасей при ускоренной эволюции: Небо – Земля – Человек – Небо; при ускоренном накоплении энергии развития – это обратное вращение: Небо – Человек – Земля – Небо.

Если говорить о человеке, как монаде в холархии Универсума, то вопрос эволюции или традиционализма   – это выбор человека. При этом эволюция – не есть абсолютное добро, а традиционализм, её сдерживающий, – зло. Это две стороны процесса развития, выражаемые как встречные вращения в круге. Достаточно сказать, что в обществе эволюция, например, проявляется как научный и технический прогресс, а инволюция, как усиление и следование традиции. Но ведь и технический прогресс, и поддержание традиции необходимы для гармоничного развития общества.

Устройство монады. Подходы к типологизации сознания.

Любую монаду можно представить, как излучающий и поглощающий Свет объект (см. Рисунок 2).  Свет Универсума в монаду поступает сверху, со своего уровня (сбоку) и снизу. Свет сверху (с Неба) – от холона высшего уровня, её вмещающего. Этот холон всегда один!  Отсюда и единобожие, данное через откровение. Свет снизу, от холонов более низкого уровня (от Земли), вмещаемых холоном. Их много. Отсюда и многобожие. Свет сбоку – от холонов одного уровня (от других людей). Эти холоны внешние по отношению к холону, но не вмещаются им и не вмещают его. Это мировидение можно назвать человекобожием или человекоцентризмом.

Душа монада представляет собой определённым образом настроенный светофильтр[4], в котором заключено горящее древо (образ неопалимой купины).  Он может быть любого цвета, подобно фильтру. Поэтому душа пропускает Свет Универсума выборочно. Например, голубая душа не может пропускать красный свет. Жёлтая душа не может пропускать синий свет. Отсюда и акцентуация мировосприятия. Устройство души-монады изображено на Рис. 2.

Рисунок 2.

Свет Универсума, пропускаемый душой, является единственным конечным источником её жизни и вместе с этим   основой человеческого сознания, формирования архетипов, цивилизационного и культурного кода. Его содержательное раскрытие – основа цивилизационного кода (и ТИПА СОЗНАНИЯ). В зависимости от того, как Свет Универсума пропускается светофильтром души, манифестируется и мировоззрение социума.

 Религиозные, метафизические и мировоззренческие системы делятся на три группы. Первая группа – преимущественное получение душой (человеком) Света сверху, это однопричинные религии откровения. Важнейшие из них: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, религии и учения Дао.  Вторая группа – преимущественное получение Света снизу. Это религии «крови и почвы», язычество и оккультизм, их так же можно классифицировать (это сделано в книге «Цветодинамика души»). Третья группка – получение Света сбоку – это «социальные (человекоцентристские) религии», например либерализм. Выбор «верха», «низа» или «сбоку» – за человеком, но существуют и циклы развития самого Универсума, в значительной степени, предопределяющие этот выбор. Важно понимать, что смена мировоззренческих парадигм зависит от направления «духовного взора», но любое ограниченное направление этого взора раскрывает лишь часть Истины.

Как уже говорилось выше, душа является светофильтром.  Например, синяя душа, обратившая свой взор вверх к Небу, будет манифестировать христианство. Если она посмотрит вниз на Землю, тогда это будет антропоморфное язычество. Если обратит свой взор по сторонам, тогда это будет либеральный рационализм. Первое, второе и третье вместе – и есть культура Запада в целостности. Красная душа, смотрящая вверх, манифестирует буддизм, вниз – шаманизм, по сторонам – либерализм, но уже не рационального, а несколько иного образа.

Мировидения, манифестируемые ярко окрашенными душами (выраженный религиозный тип сознания), сведены в таблице 3.

Таблица 3

Откуда монада получает Свет

Светофильтр (цвет) монады

Манифестация (тип сознания)

Свет с верхних уровней холархии

преимущественно СИНИЙ

Синий

Христианство

Зелёный

Ислам

Красный

Буддизм

Свет со своего уровня холархии преимущественно

ЗЕЛЁНЫЙ

Синий

Рационализм

Зелёный

Гуманизм

Красный

Материализм

Свет с нижних уровней холархии преимущественно

КРАСНЫЙ

Синий

Язычество

Зелёный

Оккультизм

Красный

Шаманизм

Возможны и синтетические системы мировидения, когда душа настроена на получение Света с одного направления примерно в равной степени, или со всех направлений.  Манифестации мировидения бесцветной: чёрной, серой и светлой (белой) душой, – см. Табл. 4.

Таблица 4

Направление

Степень пропускания Света  

Манифестируемое мировоззрение

Свет с верхних уровней холархии

преимущественно СИНИЙ

Высокий уровень пропускания Светлая душа

Духовный «небоцентрический» экуменизм Единого Отца  

Средний уровень пропускания

Серая душа.

Агностицизм

Низкий уровень пропускания

Тёмная душа

Атеизм

Свет со своего уровня холархии преимущественно

ЗЕЛЁНЫЙ

Высокий уровень пропускания Светлая душа

Высокий гуманизм Человекобожие

Средний уровень пропускания

Серая душа.

Антропоцентрический либерализм

Низкий уровень пропускания

Тёмная душа

Практицизм (ограниченный прагматизм) 

Свет с нижних уровней холархии преимущественно

КРАСНЫЙ

Высокий уровень пропускания Светлая душа

Поклонение Великой Матери.

Средний уровень пропускания

Серая душа.

«Природоохранничество»

Низкий уровень пропускания

Тёмная душа

«Приземлённость» 

Со всех направлений

БЕЛЫЙ

Высокий уровень пропускания Светлая душа

Универсализм

Средний уровень пропускания

Серая душа.

Высокий универсальный либерализм

Низкий уровень пропускания

Тёмная душа

Материализм.  «Сверхнаучность».

Сама цветность души является и цивилизационным признаком, и врождённым качеством (есть мнение, что результатом реинкарнаций), и зависит от воли человека в определённой степени.  Если человек не хочет видеть Свет Универсума, то и не увидит. В этом случае он живёт как биологический компьютер, руководствуясь только логикой вычислений и быстро (катастрофически) расходует запас энергии жизни. Управление цветностью и прозрачностью души – функция холона верхнего уровня. Если рассматривать процесс изменения характеристик мировосприятия (типа сознания) с позиции религиозного мировоззрения, то душа принадлежит Богу.

На рисунке 3, приведённом ниже в системе координат: Знание, Сознание Образ, отображено множество состояний души (сознания) для душ, получающих Свет сверху (с Неба). Подобное можно изобразить и для человекоцентризма и для землецентризма. При этом точка ω (состояние полного просветления) будет для всех общей. На рисунке также отображено положение трёх универсальных мировидений. Это материализм, либерализм и универсализм.  Суть этой системы координат в том, что по какому пути не иди (землецентризм, небоцентризм или человеоцентризм), придёшь к вмещению двух других, то есть универсализации своего сознания.

Рисунок 3

Бесцветная душа видит Универсум так, как есть, то есть без цветовых искажений, поэтому общая тенденция движения душ в процессе апокатастасиса (восхождения к Универсуму) – к оси α-ω. На оси α-ω все душевные различия между людьми исчезают. Направление развития человеческой духовности в процессе гармоничного развития – к точке ω, в процессе её падения – к точке α. Точка ω – это состояние души, вмещающее весь мир на уровне научного знания, душевного чувствования и владения его энергией. Человек, достигший такого совершенства – это совершенный, универсальный человек (Homo Universal), макрокосм, – HOMO UNUS.  Это уже новое качество бытия, холон высшего уровня.

Есть определённый предел развития в рамках своего цивилизационного (культурного) кода, дальше уже надо универсализировать сознание.

Душа как излучатель Света.

Монада является не только поглотителем Света Универсума, но и его источником. Свет души – результат горения Сияющего Древа души[5]. Это горение необходимо для выработки энергии жизни, являющейся катализатором всех процессов жизнедеятельности человеческого организма. Степень горения души   определяется отчасти волей человека, отчасти универсальными законами.  В Древе Души горит ранее накопленная и аккумулированная энергетическая субстанция[6]. Она получается из Света, подобно тому, как питательные вещества образуются в зелёном листе живого дерева при фотосинтезе.   Мы называем эту энергию энергией жизни.  Если накопление энергии жизни превышает потребление в результате горения души, душа эволюционирует, если нет, инволюционирует. Не случайно дерево, пожалуй, главный архитипический образ человечества.  

Эволюционный ход вещей (вращение монады преимущественно по часовой стрелке) стимулирует горение души и способствует расходованию энергии. Обратный ход вещей сдерживает горение души, способствует накоплению жизни, и ведёт к её эволюции (духовному совершенствованию). Доминанта поведения человека, способствующая сохранению энергии жизни, закреплена во всех однопричинных (теистических) религиях.  Гармоничный человек и гармоничное общество должны поддерживать баланс накопления и расходования энергии. Человек, призванный к духовной эволюции, должен сдерживать горение своей души, а человек призванный к делам воплощения идей, должен понимать, что горение его души, побуждающее (укрепляющее) его волю, ведёт к её инволюции. Тем сильнее он должен заботиться о духовности общества в целом.

В случае если уровень получения энергии Света меньше, чем надо для горения души, а это типичная ситуация, душе, чтобы сохранить диктуемый ей волей человека уровень горения, необходимо использование запасов энергии в самой душе, или подключение к внешним источникам энергии. Это «резервуары» готовой энергии жизни, выработанные поколениями предков с таким же культурным (цивилизационным) кодом, хранимые в метафизической Земле (холонах нижнего уровня), это выражается как родная культура и родная природа. Мать Земля, как бы, даёт силы для борьбы и труда. Подключение к этим культурным источникам – это дополнительный источник энергии жизни.   Истощение энергии души, и истощение эгрегоров (одно из названий этих источников) – одна из причин ухода культур и цивилизаций с авансцены истории.

Гиперциклы истории и циклы развития социума.

Троичная поляризация глобального человеческого сообщества.

Универсум троичен, а значит, человечество в целом и любое выделенное человеческое сообщество приобретает универсальную троичность.  Эта троичность проявляется в многообразии идеологий (религий) и социальной специализации общественных групп. Она необходима для обеспечения в обществе хода перемен в процессе его развития. Многообразие   является законом существования человеческого общества. Единообразие не нужно миру! Необходимо управление многообразием.

Религиозное (духовное) многообразие и доказывать не надо, оно очевидно. Мир по своим идеологическим характеристикам, выраженным в цвете, должен быть многоцветными и является многоцветным, что подтверждается многообразием идеологий и цивилизационными разграничениями. Духовную троичную специализацию тоже легко разглядеть в любом человеческом сообществе.  Достаточно большая группа людей: род, племя, народ, – для обеспечения своей жизнедеятельности неизбежно разбивается на вайшьев-делателей-бизнесменов, кшатриев-воинов-политиков и мыслителей-идеологов-жрецов. Разумеется, эта градация происходит не по личным качествам, а по месту в жизни общественного организма.

Поляризация человечества по спектру поглощения.  

Человечество должно иметь три главных цветовых полюса по спектру поглощения. И оно их имеет.  ЗАПАД – Небо, Ментальное, Знание. Синее. ВОСТОК – Земля, Энергетическое, Образ (воплощение), Красное. ЮГ – Человек – эмоциональное «сердечное», Зелёное. Эту градацию можно спроецировать и на религиозные предпочтения западного, восточного и южного человека, и на глобус. Взаимное расположение идеологических доминант, выражающихся и в цивилизационной идентичности (ТИПЫ СОЗНАНИЯ, ЦИВИЛИЗАЦИОЕЕЕ КОДЫ), выглядит так (Рис. 5). 

Рисунок 5.

Эта красивая и абсолютно логичная, на наш взгляд, картина мира соответствует цветовой градации душ, их архитипическим (по поглощению) цветам (см. Рис. 3) и очень хорошо ложится на географическую карту Евразии. Индия (пурпур души) здесь соответствует Северу, так как исторически культура Индии сложилась на севере, арии пришли с севера. Сегодня ведический индуистский мир, как бы погружен в исламский мир (или, наоборот, исламский окружает индуистский).

Надо особо подчеркнуть, что цивилизации взаимодействуют друг с другом всё по тому же универсальному закону перемен.

Представителем северной глобальной цивилизации, оставшейся на своей исторической родине, является Россия. Влияние христианства сместило её к Западу, но она всё же остаётся Северо-Западом, это её духовное место.

Гиперциклы истории.

В ходе исторических циклических перемен человек (здесь мы говорим о человеческой душе, воплощающейся тысячи лет…) как бы переводит свой духовный взгляд от Земли к Небу, потом по сторонам (на Человека), потом опять к Земле.

Взгляд человека изменяет своё направления с Земли на Небо тогда, когда его душе не хватает энергии жизни, и он вынужден искать новые её источники.  Это выражается в том, что языческие идеалы вдруг блекнут и никого уже не интересуют антропоморфные боги, но стоит поднять взор вверх к Небу и душа наполняется радостью и появляется новый смысл существования. Начинает формироваться новая культура. Сохнущее Древо Души вдруг расцветет. Но потом приходит новая эпоха, и взор устремляется по сторонам к Человеку и проявляются перемены в идеологии.  Эту новую идеологию манифестируют жрецы, берут на вооружения политики-воины, они начинают «строить» вайшьев-делателей. И меняется вся жизнь общества.

Почему перестает хватать энергии жизни у людей? Как правило, главная причина одна – её чрезмерное расходование в войнах или конкурентной гонке. Чтобы обеспечить ускоренное расходование энергии жизни, ход перемен внутри человека и общества запускается в прямом порядке (по часовой стрелке), возникает положительная связь, душа сильно горит и мир прогрессирует, а души, ускоренно растрачивая энергию жизни, «мельчают», деградируют.  Ускоренному горению душ, чрезмерному расходованию энергии жизни, как правило, способствуют воины-политики, борющиеся за власть, но это могут сделать и делатели-вайшьи, и жрецы-идеологи. В результате этого души мельчают (обычно за четыре поколения перманентной войны происходит их заметная деградация), пассионарность людей снижается, и они уже неспособны на большие энергетические затраты.   Это ведёт к деградации нравов и усилению законодательного регулирования. Чаще всего это заканчивается гибелью социума. А если социум не гибнет, а так бывает, если он достаточно большой, например, если это цивилизация, а не народ, то рано или поздно в целях самосохранения наступает «контрреформация», ход вещей, запускается в обратном порядке, традиция усиливается, меняется идеологическая парадигма, и происходит накопление энергии жизни.

Смена идеологических парадигм, как правило, происходит в порядке: землецентризм, небоцентризм, человекоцентризм, землецентризм (нового уровня). Сегодня Запад будет переходить от человекоцентризма к землецентризму, Юг от небоцентризма к человекоцентризму, а Восток от землецнетризма к небоцентризму. И всё это на фоне всеобщей универсализации.

Вместо заключения.

Триада первого уровня – индивид.

Идеальный человек – это человек, у которого интеллект (знание, дух), чувства (сознание) и тело (образ) находятся в гармонии. Тело (физиология) побуждает чувства, чувства побуждают интеллект, интеллект направляет тело; и вместе с этим интеллект сдерживает чувства (воспитание чувств), чувства (дисциплинированные) сдерживают тело, тело (его правильно оцениваемые возможности) сдерживают интеллект.  Гармония – это когда движение в одну сторону – по часовой стрелке (определяющее эволюцию) и в другую (определяющее традицию) примерно равны, или маятник вращения качается с небольшой амплитудой то в одну, то в другую сторону.

Триада второго уровня – семья.

Идеальная семья: мужчина стремится (и направляет) к женщине, женщина к ребёнку, ребёнок к отцу. Мужчина (отец) сдерживает ребёнка, ребёнок сдерживает женщину, женщина сдерживает мужчину.

Триада третьего уровня – община.

Человек дела (крестьянин, бизнесмен, любой человек, берущий на себя деловые риски) – инициирует к действию и направляет защитника-управленца-политика (а не наоборот!). Защитник-управленец направляет и инициирует смыслотворца (учёный, религиозные деятель, журналист, поэт), идеотворец  инициирует своими идеями (научными и художественными) человека дела. И в то же время человек дела сдерживает идеотоворца (принимает, или не принимает его идеи), идеотворец сдерживает политика, политик сдерживает человека дела (но не работает за него!).  

Триада четвёртого уровня – государство.

Экономика (бизнес), политика и идеотворчество должны быть осмысленно и последовательно разделены и находиться в триалектическом взаимодействии.  Бизнесмены, политики и идеотворцы должны быть объединены в общественные (не партийные) корпорации, построенные по принципу меритократической иерархии. 

Триада пятого уровня – человечество.

Народы и цивилизации занимают каждый своё важное и нужное место. Вместе они должны построить гармонию взаимодействия, руководствуясь универсальным законом перемен. Полная гармония достижима только для просветлённого сознания.

Если ход вещей по часовой стрелке (хоть на одном из уровней) значительно и долго преобладает (эволюционизм), общество теряет энергию жизни, люди (души) мельчают, начинается падение нравов, утрата традиции, потеря совести, в итоге наступает нравственная деградация, потеря жизнеспособности и крах цивилизации, народа, общества, семьи и индивида.

Если ход против часовой стрелки преобладает (традиционализм), общество теряет динамику своего развития, люди озабочены спасением души, но не жизнью, семья, как крепость, общество традиционно, политическая система часто тоталитарна. В конце концов, в обществе накапливается столько энергии жизни, что его буквально распирает и происходят революции, войны и т.д. т.е. пассионарные толчки.

Цель мудрых – сознательно и осмысленно сбалансировать на всех уровнях эволюционизм и традиционализм, «Я», «МЫ», «ЭТО».  Конечно, это не сделаешь только через выборы!..

А что у нас в России? А у нас сейчас пропагандируется чистейший эволюционизм, т.е. одна только положительная обратная связь, но энергии жизни, достаточной для консолидации общества и его модернизации, НЕТ, сожгли в прошлом веке. Если такая политика будет продолжаться, Россия исчезнет.  

Главные проблемы начинаются, когда бизнес вложен в головы политикам, политика в головы идеологам, идеология дельцам. Дельцы с ультралиберальной парадигмой (крайний эволюционизм), не сдерживаемые политиками, уродуют общество. Идеологи (масс-медиа), работающие на политиков, стремясь занять их место, а не сдерживающие их, разлагают общество и т.д. Бизнес+политика=коррупция. Политика+идеология=манипулирование. Идеология+бизнес=разврат (научный и экономический)

Что делать? Устанавливать гармонию, упорно и целенаправленно двигаясь синхронно на всех уровнях: индивид, семья, община, общество, государство, человечество Идеи отбираются по признаку красоты, а не целесообразности. Красота спасёт мир…

 

© Александр Викторович Кашанский

2011 год

 


[1] Статья представляет собой глубокую переработку статьи «Триалектика Унивурсума» http://www.shiningworld.ru/kmn_tu.

[2] Отсюда и название авторского сайта «Мир Сияющий».

[3] К. Уилбер. «Краткая история всего».  М., АСТ, Астрель. 2006.

[4] Образ скинии завета.

[5] Образ неопалимой купины, из которой Бог впервые говорил с человеком.

[6] Например, Коран 24-35