Веждизм и вопросы языкознания. Продолжение темы «марксизм и вопросы языкознания» И.В. Сталина

Незадолго до своей смерти вождь народов СССР генералиссимус Сталин И.В. неожиданно для других смертных обратил свое державное внимание на вроде бы далекую от политической практики, ведения хозяйства и повседневной жизни страны тему языкознания. При этом поднял языкознание на уровень чуть ли не выше философии диалектического и исторического материализма, политической экономии и обществоведения научного социализма. На что даже тюрьма откликнулась блатной песней: «Товарищ Сталин. Вы большой ученый. В языкознании познали толк. А я простой советский заключенный и мне товарищ – серый брянский волк». Однако вождь народов почил, а поднятый им вопрос познания толка во взаимосвязи языка и мышления утонул в славословии штатных пропагандистов и записных «доцентов с кандидатами» от марксизма.

Языкознание же, с трудом добравшись до теории «нейро-лингвистического программирования» сознания людей, так и не вышло на уровень практики высоких гуманитарных технологий (инструментов) управления их поведением.

Практикой же психо-инжениринга занялись психология инстинктов тела, и социология рефлексов души. Тогда как запускаемые духом (чудесным образом: «эврика»!) механизмы мышления – а мышление это прорыв в новое – остались неподвластны логике научного анализа.

Там, где в познании тайн бытия наука «буксует», помочь может разведка, ибо разведка – это не наука, а искусство. Искусство же свободно от логики строгих доказательств ума и фактов «мира видимого». В творческом преодолении невежества искусство опирается на откровение – весть из «мира невидимого».

У русских, человек, имеющий «весть от Бога», в древности именовался вежда. Что значит: «разомкнувший вежды (веки) духовного взора». Заглянувший «за век» – продолжение земного бытия. Способный «заведовать» – распоряжаться по праву, суть – смыслить в деле. А не имеющий такого духовного взора до сих пор именуется невежда. Поэтому родившаяся в 2005-2009 годах в России новая система взглядов разведки сознания и времени получила еретическое имя веждизм. Можно сказать, что веждизм – это новое русское слово исторического оптимизма эпохи экономической глобализации и перехода человечества через постиндустриальный барьер. Это русскоязычная разведка духа, дерзнувшая забраться в сокровищницу родовой памяти и добраться до механизмов мышления ключами языкознания.

Язык и мышление

Главный вопрос современности со всей очевидностью для «критического разума» состоит в необходимом для проектной работы прогнозировании (наука) или предвосхищении (разведка) облика нового жизненного уклада на планете. Того жизненного уклада, который сложится после того, как «прогрессивное человечество», пройдя через тяготы кризиса, покончит с индустриальным обществом удовлетворения материальных потребностей. И в муках перейдет в информационное (а может быть частично и интуитивно-безинформационное, основанное лишь на цивилизационных кодах коллективного бессознательного) общество реализации творческих способностей людей.

Прагматичные, устремленные в будущее титаны мысли экономической цивилизации Запада (все как один рационально-волевого психического типа) видят преодоление постиндустриального барьера не иначе как технотронный прорыв. Этот прорыв получил название NBIC конвергенции: схождения нано-, био-, инфо- и когнито- технологий.

Если теперь задаться вопросом: «А какое из этих четырех направлений задает вектор сближения таких разнородных средств и приемов разумной деятельности людей?», то приоритет придется отдать когнитивным технологиям. Ибо именно эти высокие социо-гуманитарные технологии обеспечивают понимание космических оснований процессов жизнедеятельности человека. Выступают смыслообразующим фундаментом технической организации (инфо) слияния живой (био) и неживой (нано) материи. Отвечают на вопрос: зачем нужно их схождение? И как строить замкнутую систему (целостную матрицу смыслов)?

Инкогнито – значит «неопознано и не понято». Вспомним арию Мистера Икс: «Всегда быть в маске судьба моя». Когнито же – значит «опознано и понято». Когнитивные технологии – это технологии опознания смыслов и понимания процессов. А знания без понимания – это информационный мусор! Поэтому в грядущем постиндустриальном обществе «экономики знаний» богатство, вероятно, будет измеряться не операционными возможностями и объемом базовых данных на складе информационных систем, а степенью понимания высших принципов: суть – владением и распоряжением «ключами от неба».

Так вот, прямые подсказки опознаванию смыслов бытия и пониманию процессов жизнедеятельности дают не столько суждения ума (логические операции с понятиями или аналитика), сколько язык слов, позволяющий взять в толк не суждением, а представлением образа (давая оценки через различение).

Веждизм утверждает, что сознание есть совокупность трех частей: мышления, памяти и воли. Как говориться: «Потерял сознание. Пришел в сознание». При этом мышление есть функция головного мозга, как части тела; память поколений соотносится с душой и мировым разумом (поэтому душу и нужно спасать), а воля – с присутствием Духа (если человек «не в духе», то у него «руки опускаются»).

Язык же в своих формах: идеальных (грамматика) и материальных (речь, письмо, жест) проявляет сознание. Ключами языкового кода вскрывает смыслы: будоражит мышление, колышет память, тешит волю. А также выступает «транспортным средством» передачи сообщений.

Троичность сознания определяет и троичность понимания: на уровне тела – это осознание (логика суждений от ума); на уровне души – это прозрение (различение или «разумение чувством»); на уровне духа – это откровение (прорыв к Истине или озарение: «эврика!»).

Осознание проще всего и точнее всего происходит при помощи языковых средств аналитических языков: англо-американского (имеет самый большой словарный запас) и французского (имеет самую изощренную грамматику). Аналитические языки обеспечивают скрупулезную точность членения мира именами. Операционная база аналитических языков определяет и абстрактно-понятийный тип мышления. А последний – толкает сознание в рационализм.

Прозрение – это любезный удел агглютинативных и изолирующих языков. Агглютинативные языки монголо-тюркского истока со смыслами в монолитах корней и четкими изменениями грамматических значений через нанизывание аффиксов укрепляют мистику в сознании (иррациональную предопределенность основы вещей). А классический изолирующий язык китайцев не обремененный сложными грамматическими формами с ореолом значений слов фиксируемых кодом иероглифического письма определяет конкретно-символический тип мышления. Суть: способствующий «разумению чувством» символизм сознания.

А вот для откровения лучше всего подходят флективные языки (иврит, греческий, арабский, немецкий, испанский, русский). С грамматическими значениями, привязанными к окончаниям знаменательных слов, они удобны для соединения рационального и символического, преодоления разрыва между «землей материи» и «небом духа».

Если приземленный рационализм в сознании людей ныне закодирован аналитическим новоанглийским языком с грамматическими значениями, отнесенными в область порядка слов, с жесткой логикой «взаимодействия», «причинности» и навязыванием малопонятных для иностранцев смыслов в языковых универсалиях типа «транспарентность» или «мерчендайзер». То лексическое богатство и гибкость форм русского языка дает возможность членить мир как хочешь и где хочешь («дух дышит, где хочет»), что обеспечивает парадоксальность мышления. Именно здесь (где хочет) кроется широта русской души. И поэтому-то, как сказал поэт: «умом Россию не понять».

Аналитическое абстрактно-понятийное (двоичное) мышление оперирует знаками. Знаки заменяют чувственные представления именами (значениями). Так через отчуждение от смыслов происходит осознание форм бытия логикой.

Конкретно-символическое, синтетическое мышление оперирует символами. Символы (все равно письма, математики или музыки) соединяют разрозненные мысли зацеплением ореолов различаемых смыслов. Так, в смысловом поле, происходит прозрение содержания бытия чувством.

А парадоксальное (троично-асимметричное) мышление легче других способно подняться в образ. Образы объединяют мысли по подобию с архетипами цивилизационного кода зафиксированного языком. За счет образования как бы «голографической картинки» и возможен прорыв от осознания внешних форм и прозрения заключенного в формы содержания к скрытой сущности Пути, Истины и Жизни: бессознательное и безинформационное озарение или «эврика». Поэтому и сказано в Писании: «Стучитесь и откроется»!

Так или иначе, именно уподобленные двоичной логике (да \ нет) компьютеров пятого технологического уклада когнитивные стандарты мышления повсеместно задаются миру аналитическим понятийным аппаратом рационального Запада. И именно эти «двоичные координаты сознания» вдребезги разбиваются о Великую стену китайских символов, неподвластных доказательствам и умным аргументам «всего цивилизованного мира», «международного права», «общечеловеческих ценностей», «универсального денежного расчета».

А парадоксальность мышления людей русской культуры на пути NBIC конвергенции дает им стратегические преимущества в разработке когнитивных технологий «экономики знаний» и «богатства понимания» постиндустриального будущего. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ