Веждизм и вопросы языкознания. Продолжение
Продолжение. Начало здесь.
Путь понимания
В формулировках марксизма рациональный (диалектический) путь познания истины лежит «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Веждизм же к рациональному пути добавляет иррациональный. Прокладывает путь познания истины от пассионарного толчка человеческого духа (зондирующий сигнал поиска неведомого) к откровению (резонансный ответ из коллективного бессознательного). И уже от него (эврика!), через различение чувством (прозрение) и абстрактное мышление (осознание) к практике.
Такой веждистский путь опознания смыслов и понимания процессов бытия на наш взгляд соответствует пророческому указанию «виждь и внемли», а также заповеди Нового Завета: «Ищите же прежде Царство Божие и правды Его, и всё это приложится Вам» (Благовествование от Матфея 6:33).
Этот путь прослеживается в корнях и окончаниях знаменательных слов живого русского языка (со всеми органичными иноязычными заимствованиями). А именно, по вертикали от «неба духа» вниз к «материи земли»:
— совесть, честь, искренность… (зов сердца и голос крови людей);
— откровение, мировоззрение, миропонимание…(дар неба или ответ ноосферы);
— философия, теософия, историософия… (премудрость толкования ответа);
— искусство, мастерство, волшебство…(реализация дара неба человеком);
— христианство, тенгрианство, мусульманство…(вероучение);
— марксизм, фашизм, сионизм, буддизм, синтоизм…(система взглядов);
— идеология, методология, технология… (интерфейс межу небом и землей);
— аристократия, бюрократия, нетократия…(тип власти на земле);
— справедливость, уместность, своевременность…(аспекты управления);
— политика, экономика, наука, разведка…(тип деятельности);
— работа, забота, маята-суета…(практика жизни).
Из получившейся лестницы пошагового снисхождения «логоса» в практику жизни людей видна тщетность ставки рационалистов на одни лишь технологии управления поведением на уровне души, будь-то рефлексивное управление или магия. Смычка мировоззрения с практикой для надежности интерфейса должна (по фракталу небесной троичности) включать и логию для тела, и логию для души, и логию для духа. Ибо где тонко (одна только технология, например «оранжевой революции») – там и рвется. Прочность же смычки кроется в троичности конструкции, где человек-разумный связан и с небом над его головой и с землей, на которой он стоит; и с Духом Истины и с Правдой «мира сего».
На небе – сферы. И земля – круглая. Поэтому разумно было бы моделировать матрицу базовых смыслов бытия не как плоскость, а как шар. Однако связи человека с небом и землей все же представляются как прямые линии. На плоскости принцип троичности связывает линии в треугольник (например, символ «Всевидящее Око»). А самая близкая к форме шара объемная фигура – это икосаэдр: правильное тело с 20-ю треугольными гранями и 12-ю вершинами.
Зашитый в формы (одежды) русского языка троичный цивилизационный код (коллективное бессознательное) лежит в основе трех систем взглядов людей русской культуры. Это и дохристианское родноверие, где устои мироздания троичны: верхний мир – Правь, средний – Явь, нижний – Навь. И вероучение православия с догматом Святой Троицы: Бог Отец – Вседержитель, правящий миром видимым и невидимым / единосущный Отцу Сын Божий, воплотившийся на яву / от Отца исходящий Дух Истины, вездесущий также и в неизъяснимом наваждении. И даже любавический хабад: от «хохма, бина, даат» — мудрость, разум, знание — названия трёх верхних сефирот в Каббале. Который соединяет исполнение заповедей Торы не с мистикой, а с радостью интеллектуального понимания грядущего соединения материального (видимого) и нематериального (невидимого) миров.
В 2007-2009 годах ищущий ум не остепененного ученого, а кадрового разведчика (Рубанов В. А., бывший начальник Аналитического управления КГБ СССР). На основе слов русского языка. Начав с решетки перекрещивающихся рядов имен, сопрягающихся в своих значениях. Затем, свернув получившуюся плоскость решетки смыслов в кристалл тетраэдра. В конце концов, замкнул взаимосвязи всех базовых смыслов когнитивной сферы в полноту икосаэдра.
Икосаэдр Рубанова, подобно периодической системе элементов Менделеева, представляет собой замкнутую модель взаимосвязей элементов (смыслов) бытия, где опознавание хотя бы одного из них, позволяет протянуть цепочку к любым другим (ближним, соседним и дальним). И, тем самым, взять в толк (понять) порядок взаимодействия элементов в поле энергоинформационной системы с именем ноосфера, где разумная деятельность человека становится фактором организованности в развитии природы, общества и мышления. Пример цепочки имен, замкнутой в кольцо: мировоззрение – вера – мечта – самосознание – знание – мнение – субъект – стереотип – рефлекс – реальность – событие – язык – объект – аналог – модель – ценность – идеал – миф – мировоззрение.
Ухватив когнитивную сферу в базовых смыслах можно, по модели Икосаэдра Рубанова, как языкового конфигуратора связей, создавать неаналитические кибернетические модели информационных систем шестого поколения. А уже алгоритмами поиска этих новых информационных систем (инфо) вершить технологии слияния живой и неживой природы на нано-уровне (C — I+B+N).
Когнитивными же технологиями седьмого технологического уклада могут стать c одной стороны языковые конфигураторы связей для разведывательно-информационных систем, обеспечивающих снятие масок дезинформации (инкогнито). Иными словами, позволяющие по признакам сущности, распознавать в сложной среде скрытые смыслы (элементы правды) и так управлять сложной средой. А с другой стороны, создавать нематериальную (когно) инфраструктуру доверия для NBIC комплексов, где живое (био) представляют не бактерии, а социальные сети. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ