Новый русский проект. А. Кашанский
Многие образованные, умные и патриотично настроенные русские люди и не только русские говорят о необходимости создания и реализации русского проекта. По их мнению, это должен быть план действий для сознательной части российского общества в борьбе России за место под солнцем.
Вообще говоря, русский национальный проект уже был и назывался «Третий Рим». Он имел все необходимые проектные составляющие: собственную уникальную идеологию – православие, политическую систему – монархию, и проектообразующий этнос – русских. Это был мессианский проект, и действовал он до конца XIX века, пока не был подвергнут сомнению русской демократически настроенной интеллигенцией, начавшей взрывать бомбы и читать К. Маркса. Всё это время Россия развивалась как православная абсолютная монархия, противопоставляющая себя католической и протестантской Европе.
На смену национальному проекту «Третьего Рима» в России пришёл новый проект – коммунистический. Он последовательно отрицал предыдущий российский проект по всем позициям: вместо православия – атеизм, вместо монархии – власть Советов, вместо русского национализма – пролетарский интернационализм. Отрицать, так отрицать! И лишь мессианская суть нового проект осталась та же, что и у прежнего: коммунизм – светлое будущее человечества, и Россия – первая на этом пути. Маркс говорил, что революция должна быть мировой, и по-другому её не мыслил, но русские и здесь проявили неповторимую самобытность, начав строить коммунизм в одной стране. Если православие – единственная правильная вера, то и коммунизм в российском исполнении – единственно правильный коммунизм!
«Капитал» читал не только В. И. Ленин, и выводы из марксизма делал не только он, но и социал-демократия европейских стран. Европейские социал-демократы пошли своим путём, русские большевики – своим. Ведь у России всегда и во всём свой особый путь. Русские – не такие, как все. Эта инаковость русских по отношению к Европе, коренящаяся очень глубоко в подсознании и испокон веков, может быть, главный мотив их действий. Автор относится к этому феномену своей национальной психологии очень серьёзно без всякой иронии. Это реальность, с которой нельзя не считаться всем, кто хочет дружить с русскими, или ими управлять…
Для русских стать как все остальные европейцы – то же, что для китайца потерять лицо. Лучше уж умереть… Таких непокорных наций, категорически озабоченных своей особой миссией, причём, испокон веков, чуть ли не от сотворения мира, в Западной Евразии, пожалуй, только две: русские, да евреи. Евреи носятся со своим монотеизмом и богоизбранностью, отличающей их от всех прочих народов, а русские?... А русские со своей мессианской мечтой о своей особой роли, как минимум, отличающей их от народов близкой по крови и культуре Европы. Эта мечта выражается то в богоносной империи, то в коммунизме, то… Здесь пока поставим длинное многоточие. Не случайно в мире на сегодняшний день существует две, наверное, генетически обусловленных фобии: антисемитизм и русофобия. Уж очень «достали» и евреи, и русские своим мессианством! И не случайно две исторически сложившиеся мессианские нации поначалу объединились для построения коммунизма в отдельно взятой стране. И тем повернули ход мировой истории в сторону универсализма, то есть универсальной и интернациональной идеологии и культуры, которая ещё только будет создана!
Русская мечта выражается в постоянном поиске всего такого, что бы позволило русским быть не как все, а главное – не как европейцы. Для того чтобы русскому человеку чувствовать себя хорошо, он должен иметь цель иную, чем Европа, всегда пытавшаяся поглотить Россию. Какую цель? Это уже вопрос следующий. Если в Европе строят «открытое общество», русским это уже не подходит, если там рыночная либеральная демократия, им это уже не надо. Надо всё делать от противного: общество закрытое, тоталитарное и мобилизационная экономика. Это первое что приходит в голову «проектировщиков». Иначе сомнут, то есть сделают как всех. А это смерти подобно! Под это подводится идеологическое обоснование: от вполне рационального, до совершено фантастического. Логика поведения русских национальных «проектировщиков» со времён создателей «Третьего Рима» примитивно простая, но очень надёжная: не будь как все вокруг. Это не прихоть, а объективная необходимость, причина её скрыта в русской душе.
И вот вдруг после революции 90-х оказалось, что русские должны быть как все. Это впервые за пятьсот лет было заявлено властью громко и ясно. Новая российская власть слово в слово повторяет всё то, что говорят в Европе. Набор ключевых смыслов невелик: демократия, гражданское общество, толерантность, рыночная экономика, – всё как у всех! Но ведь это же невозможно вынести традиционной русской душе! И взор русского человека сразу же обращается туда, где не так, как в Европе. Может быть китайский путь лучше для России, чем европейский? Или, может, вернуть «православие, самодержавие, народность»? Или… Какой новый русский проект нам выдумать, чтобы сохранить своё лицо?! Это – доминантная парадигма русского национального сознания: у русских должен быть свой проект, отличный от всех, основанный на своих ценностях. Русские – не европейцы, они русские. Как и евреи – не семиты, они евреи.
И что со всем этим делать? Перечеркнуть крест-накрест и выбросить на свалку истории? Может, кто бы и хотел так сделать, или хочет, да нельзя! Это, действительно, сломает русское национальное самосознание и может уничтожить Россию. Надо исходить из того, что русским всё же придётся создать свой проект, основанный на своих особых ценностях хотя бы для того, чтобы уцелеть. А уцелеть, я думаю, всем русским хочется. Это данность, с которой нельзя не считаться. Это очень простая логика, её можно долго развивать и обосновывать, или категорично отвергать. Этим многие занимались и занимаются, сопоставляя бесчисленные исторические факты, но это дело неблагодарное. Правда заключается в том, что русские, являясь европейцами, хотят жить так же комфортно, как в Европе, но по-своему, по своим законам, основанным на своих ценностях, обязательно отличных от западных. Вопрос: возможно ли это? Вот на эту тему можно рассуждать.
Итак, первый вывод простой: надо делать русский проект не таким, как у европейцев! «Суверенная демократия» – это слишком мало для того, чтобы разбудить русский творческий дух. Где найти подсказки: как сделать новый русский проект, и в каком направлении идти? Эти подсказки может дать цветодинамика души. Она определяет основной принцип правильного развития человеческой личности, как принцип «вмещения». Суть этого понятия такова: выше в духовной иерархии развития, а стало быть, ближе к Замыслу Творения, тот человек и тот народ, который может больше духовно в своём самосознании (а не по власти!) вместить других религий и культур, но без потери национальной и духовной идентификации. То есть для того, чтобы возвысится, надо не забывая, кто ты и откуда, не отказываясь от исторической религии (религий) и своей истории, пытаться вместить как можно больше религий и культур, даже и отдалённых от родной. Вмещать, казалось бы, легче всего родственные культуры. Но это не вполне так. Чем ближе цивилизационные проекты, тем им легче друг друга понять и тем труднее принять. Для этого нужны очень большие усилия, с выходом в духовную надсистему, т. е. надо прыгнуть выше своей головы и посмотреть и на себя, и на соседа, как бы сверху. Пример: англичане и немцы, сербы и хорваты, русские и (западные) украинцы. Так устроен мир…
Схема взаимоположения мировых проектов друг относительно друга в координатах: небо, земля, человек, – на основе сопоставления базовых ценностных архетипов представлена ниже.
В соответствии с цветодинамикой души соседями русского проекта являются одной стороны католический, а с дугой стороны и существенно дальше индуистский, а ценностным антагонизмом является китайская конфуцианская цивилизация.
А. Девятов в своей статье «Кризис и КНР»: пишет: «Партия и правительство провозгласили принцип "человек — основа основ", тем самым возвращая народ от марксизма к традиционным нормам конфуцианской морали. Это четыре благополучия. Долголетие жизни в кругу семьи. Богатство повседневной сытой жизни и накопления на черный день. Гармония в отношениях с родственниками и соседями. Плюс добродетели. Добродетелей пять: гуманность (послушание и почтительность в иерархии высших и низших, забота и помощь семьи), справедливость (власти), мудрость (отца), верность (матери), долг (сына). Ни любви, ни стыда, ни совести, ни воздержания от грехов в моральном кодексе строителей духовной цивилизации по-китайски нет».
У русских же главное это как раз любовь, стыд, совесть и воздержание от грехов! Власть должна быть жестока, а не гуманна, правитель на виду, а не в тени, никакой гармонии, а кнут и пряник. В общем, всё наоборот…. Случайно ли это ценностное противопоставление? Нет не случайно, потому что русские – это, в соответствии с цветодинамикой, как раз духовные антагонисты китайцев. К сказанному надо добавить, что неоязычество – это никакое не новое русское слово, а лишь вариант всё той же «сине-фиолетовой» русской парадигмы в состоянии внутренней духовной инверсии. Так что на этот счёт не следует обольщаться. На основе неоязычества можно лишь сделать новый русский национализм, который никого не сможет вместить, или попасть уже под индуистский проект…
Для того чтобы максимально возвыситься в духовной иерархии человечества, русским надо бы попытаться вместить своих духовных антагонистов, не выдуманных (европейцев), а действительных – китайцев. Вмещать русским культурно и генетически близкий им Запад – это не сложно, но это значит дать себя поглотить, так как Запад вместит русских гораздо быстрее. А это для русских сейчас пока хуже смерти! Вот и надо попытаться вместить Китай так же, как сегодня Китай, руководствуясь своей древней мудростью, стремится вместить западный антропоцентризм, но через свою конфуцианскую традицию, провозгласив, вслед за Западом, человека основой основ, но по-своему. Это хитрый ход конём китайский проектантов! Автор уверен, что очень скоро Запад тоже пойдёт по пути духовного вмещения китайской традиции, чтобы первым получить, действительно, универсальные (и общечеловеческие в истинном смысле) ценности. Этот слом западной ментальности произойдёт не позже 2020 года. Но сейчас Западу это труднее сделать, чем России, потому что он пока благоденствует в мире своего человекоцентризма, а Россия отнюдь…
На самом деле человек – не основа основ, а лишь одна из трёх основ бытия вместе с природой, и Абсолютом, это вывод универсализма. Китайцы, поставив цель, какую они поставили, придут к этому, как и русские, если поставят цель вместить китайский ценности. Но для этого русским сначала надо бы сделать шаг далеко назад и вернуться к общехристианской идее человекоцентризма (единства людей в богочеловеке Христе и ценности индивидуальной личности), которая русскими принципиально отвергалась, чтобы быть непохожим на «проклятый запад». Это главная духовная исторически сложившаяся и выстраданная в длительной борьбе с самим собой аномалия русского сознания, которую надо исправлять, может быть и через вмещение китайской «гармонии». А вместе с этим двигаться в сторону освоения китайских ценностей, находя в своей культуре и судьбе соответствующие традиции и архетипы.
© Александр Викторович Кашанский
12 января 2010 год