Зачем и кому нужен вывод военной базы США из Киргизии
Со стратегической высоты оценки перспектив развития обстановки в Центральной Азии вывод военной базы США из Киргизии нужен самим Североамериканским Соединенным Штатам. После диверсии 11.09.2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне США взяли на себя всю ответственность за результаты борьбы с терроризмом, гнездо которого американцы определили в Афганистане. И тогда в 2001 году для обеспечения военных действий США против сил исламского движения «талибан» в Афганистане на столичном аэродроме «Манас» в Киргизии была создана база транспортной и боевой авиации ВВС США.
Теперь с 2009 года, в связи с исторической неудачей республиканской администрации США в Ираке, новая демократическая администрация президента Обамы Благословенного (смысл имени Барак на арабском языке) приняла решение понизить собственную ответственность, а силовой контроль «зоны нестабильности от Суэцкого канала до китайского Синьцзяна» сделать интернациональным.
Первым этапом интернационализации выступила борьба с морскими пиратами на выходе из Красного моря у побережья Сомали. Следующим этапом должна стать борьба с террористами в Афганистане и в «зоне племен» соседнего Пакистана. Если авиационную базу США в Киргизии убрать, то задачу интернационализации борьбы с терроризмом в Афганистане и Пакистане решить будет удобнее и проще. К транзиту грузов для группировки американских войск в Афганистане вместо Киргизии можно будет подключить Россию и втянуть другие страны ШОС. И так вместо маленькой базы получить масштабное влияние США в регионе. Примечательно, что МИД РФ сразу же после заявлений Киргизского руководства о закрытии американской базы предложил США помощь в организации северного воздушного моста через территорию России. А для Киргизии либеральная Россия срочно выделила кредит, перекрывающий убытки от прекращения доходов за пользование базой «Манас» американцами.
Замысел усиления силового давления на талибов заключается в том, чтобы нестабильность в «зоне племен» выдавить с афганско-пакистанской границы на восток в Кашмир на пакистано-китайскую границу, а также на север – в страны ШОС. Тогда распространение нестабильности из «зоны племен» на Синьцзян (кашгарию), а также в Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, вынудит КНР включиться в интернациональные силы активной борьбы с терроризмом.
Делать это можно будет по инициативе либеральной России, которая в 2009 году председательствует в ШОС. Если же затем США под эгидой ООН удастся выделить для КНР отдельную зону контроля в этой «зоне нестабильности», то главная задача США: утопить своего конкурента Китай в море бесконечной религиозной войны с фанатиками ислама, для которых смерть в бою с неверными есть величайшая ценность и смысл жизни, американцами будет решена.
Усиление группировки ВС США в Афганистане и интернационализация силового контроля «зоны нестабильности» в оперативном плане также направлено на блокирование Ирана. Ибо ядерный статус Ирана при наличии средств доставки делает Исламскую республику Иран источником смертельной угрозы, как для Израиля, так и для интересов США на всем Большом Ближнем Востоке.
В плане мирового экономического кризиса интернациональное выдавливание талибов из Афганистана нужно США для решения финансовых задач: перевода нелегальной торговли наркотиками с исчисления платежей в золоте на исчисление в USD. Таким образом, США через контроль вне банковских денег (хавалу) смогут положить на натуральную основу (наркотик как реальную стоимость) триллионы долларов, существующих лишь как учетные записи нулей в компьютерах.
Что касается России, то связка сопрягающихся интересов: республиканская администрация президента США Буша – «силовой блок» президента РФ Путина в 2009 году меняется на связку сопрягающихся интересов: демократическая администрация президента США Обамы – «либеральный блок» президента РФ Медведева. В этой связи дипломатический размен: отмена развертывания американской системы ПРО в Европе (которой де-факто нет) на сокращение стратегических ракет (которые у России де-факто есть, но требуют технического списания) будет лишь легендой прикрытия реальных планов интернационализации хаоса по-американски (втянуть в хаос всяко дешевле, чем установить порядок).
Вполне очевидно, что планы интернационализации силового усмирения «зоны нестабильности» подрывают коренные интересы, как Китая, так и России.
Так или иначе, главным театром военных действий, на котором будут решаться глобальные проблемы лидерства на исходе эпохи индустриального общества, в ближайшей перспективе будет не Европа, а Центральная Азия.
Полковник Девятов А.П., постоянный заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия (ИРКСВ).
Оценка смыслов No 35/3,8 от 28.02.09
По заказу Пекинского общества исследования зарубежных проблем.