Зачем Украина блокировала транзит газа в Европу
Со стратегической высоты мирового системного кризиса политико-экономические истоки строительства нефте- и газопроводов Сибирь – Восточная Европа, начала 80-х годов ХХ века, и обозримые перспективы всей российской трубопроводной системы на период до 2012 года видятся как заложенный архитекторами глобализма запасной инструмент управления переходом мировой экономики с углеводородного топлива на водородное.
Выход из мирового кризиса, как свидетельствует история, возможен либо через мировую войну, либо через мировую революцию, либо через мировую деградацию. В связи с рисками «ядерной зимы» и отсутствием идей планетарного масштаба для мировой революции архитекторами глобализма был выбран вариант мировой деградации, который для прикрытия получил имя «устойчивое (или иначе самоподдерживающееся) развитие». А системой обеспечения деградации был выбран демобилизующий власть либерализм.
Также как переход из феодального общества в индустриальное сопровождался переходом с дров на углеводороды (сначала уголь, затем нефть, затем газ), так и переход в постиндустриальное общество требует вывода угля, нефти и газа как основного топлива эпохи индустриализма из хозяйственного оборота и скачка в новую энергетику. Сохранение же ставки на уголь, нефть и газ тогда, когда новое богатство будет измеряться уже не технологиями материального производства, упершегося в «пределы роста», а технологиями управления поведением людей, и есть путь медленной самоподдерживающейся мировой деградации. Исполнить этот вариант призваны, прежде всего: США, КНР и РФ. США – это самая развитая страна эпохи индустриализма. Китай – это гигант, набравший в переходный период самые высокие темпы развития. А Россия – это самая богатая природными ресурсами страна, упреждающая развитые страны в освобождении от пут индустриализма (деиндустриализации). Путь деградации приведет мир к расколам и хаосу. Результатом же выхода стран и народов из эпохи индустриализма через хаос будет единый «глобальный человейник».
Отношения между США и КНР официально называются «конструктивное сотрудничество». Конструктивность этого сотрудничества обеспечивается их конкуренцией за роль мирового лидера. Важным участком конкуренции выступает контроль за путями подачи нефти и газа из России в Европу и Китай. Российская трубопроводная система на суше находится вне прямого силового контроля США. Поэтому США разными способами воздействия (включая высокие технологии рефлексивного программирования элиты) добиваются от России отказаться от трубопроводов и перейти на поставки нефти и газа в основном морским транспортом. Для чего России твердо предлагается развернуть трубы к портам (например, идущий в Европу нефтепровод «Дружба» замкнуть на порт Усть-Луга, а нефтепровод Ангарск – Дацин вывести не в Китай, а в порт Находка), создать в портах соответствующие терминалы, и сделать упор на сжижение газа в портах. Тогда, за явным преимуществом в морской мощи (в январе 2009 г. на воду спущен очередной ударный авианосец «Джордж Буш») США будут способны в любой момент блокировать пути подачи российского топлива в Европу и Китай и переключить его поставки на США. Одновременно методами стратегического саботажа срываются объявленные соглашения и планы строительства новых трубопроводов. Будь-то Балтийская трубопроводная система-2; нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан или три прямых газопровода из России в Китай. Китай же ускоренными темпами укрепляет стратегический тыл: налаживает поставки нефти и газа по суше трубами из Центрально-Азиатских стран своей Шанхайской организации сотрудничества, Туркмении и Ирана.
На западном направлении США, сделав ставку на своих союзников в Украине и Грузии (для этого и проводились «оранжевые революции»), в январе 2009 года руками этих стран СНГ закрыли транзит газа в Европу и Армению. В процесс разблокировки поставок втянулись Германия и Италия. Так под прикрытием хозяйственных споров была достигнута стратегическая цель: Россия «потеряла лицо» и доверие как надежный поставщик топлива. Европа же вспомнила о дровах и задумалась об альтернативной энергетике.
Следует ожидать, что в перспективе трех лет, вслед за блокированием транзита газа по советским трубам через Украину последуют сложности и с транзитом топлива по советским трубам через Белоруссию. А строительство новых газопроводов «Южный поток» в Италию и «Северный поток» в Германию методами стратегического саботажа будет сорвано так же, как срываются планы по прокладкам труб из России в Китай. Так руководство России «потеряет лицо» уже как политический партнер и Запада, и Востока.
Законным же оправданием срыва соглашений и планов будет пересмотр условий финансирования прокладки труб в форс-мажорной обстановке мирового системного кризиса в его первой кредитно-финансовой фазе.
Полковник Девятов А.П., постоянный заместитель директора ИРКСВ
Оценка смыслов No 17/5 от 19.01.09
Для Российского Стратегического Общества