Моё путешествие в Беловодье

В ходе трансгималайской экспедиции, предпринятой в 1923-1928 годах, Николай Рерих посетил Уймонскую долину в горном Алтае, которую русские староверы в XVII веке называли Беловодьем. Что именно нужно было Рериху на Алтае – трудно сказать. Официальная миссия экспедиции заключалась в ознакомлении с памятниками древности Центральной Азии, обычаями и культурой, следами великого переселения народов. Некоторые авторы, исследующие наследие Рериха, считают, что у экспедиции были и другие, «более глубинные и не подлежащие широкому оповещению цели, связанные с   задачами, имеющими решающее значение для эволюции человечества»[1]

Результатом посещения Алтая стали восторженные отзывы Рериха о природе Алтая и несколько картин, как всегда символических и многозначительных. Алтай произвел на Рериха такое впечатление, что он после окончания экспедиции даже хотел поселиться в Верхнем Уймоне, староверческой «столице» Алтайского Беловодья.

Интересно, что перед поездкой на Алтай Рерих посетил Москву и передал Луначарскому и Чичерину «Послание махатм». Вот текст этого письма: «На Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков жизни. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем многие построения совершатся в годах 28 - 31 - 36. Привет Вам, ищущим общего блага!»

Большевики, по-видимому, не придали значения этому посланию, а принесенные Рерихом в дар Советской России картины Луначарский отправил в Нижегородский музей.

Некоторые исследователи масонства считают, что Н. Рерих был масоном высочайшего уровня, а дизайн однодолларовой купюры с пирамидой и повторяющимся числом тринадцать – это результат применения его творческого гения. Что ж, может быть, ведь он был, действительно, выдающимся художником, способным тонко и с глубоким пониманием оперировать символами. Тогда тем более интересно, что же все-таки хотел увидеть и узнать сверхосведомленный Рерих на Алтае?

Надо вспомнить, какое это было время. В эти годы в Германии в среде последователей общества Туле нарождалась оккультная идеология германского нацизма, а в России с помощью или без помощи рериховских махатм укреплялся и расцветал материалистический коммунизм, реально претендуя на мировое господство. Мир исподволь уже готовился к великой войне и все, кто понимал ее неизбежность, пытались найти некие дополнительные силы для будущей схватки в мирах видимых и невидимых… Экспедиции в Тибет совершали и НКВД, и «Аненербе» – оккультное бюро СС. 

Для Н. Рериха, находившегося под сильнейшим влиянием любимой жены Елены Рерих, поддерживающей телепатическую связь с махатмами, и Шамбала и «тонкие миры» – были абсолютной реальностью. А люди, которые его поддерживали, в частности финансируя длительную и дорогостоящую трансгималайскую экспедицию, по-видимому, хотели, чтобы Шамбала и махатмы стали такой же реальностью не только для Рерихов, но и для властной элиты Советской России. Зачем, почему? Это, конечно, интересно, так как помогает понять методологию ведения войны смыслов, но меня на Алтае интересовало не это. Кто бы ни был Рерих, для меня он, прежде всего, великий художник, выдающийся исследователь и знаток русской и мировой культуры. Но почему Алтай?..  Что он так притягивал и притягивает самых разных ищущих духовного обновления и откровения людей, и до Рериха, и после него?

Ответ на этот вопрос невозможно получить из книг, а, только увидев то же, что видел Рерих, поэтому я и отправился в Уймонскую долину.  По моей гипотезе, являющейся выводом из «цветодинамики души», алтайская земная «чакра-эгрегор» является белой. То есть связь человека с «Космосом-Универсумом» здесь должна происходить наиболее полно и без искажений. Это позволяет человеческой душе раскрыться и проявить себя наиболее полно. То есть человеку на Алтае проще понять «кто он, зачем и куда идет» и разобраться в своем предназначении. Может быть еще и поэтому Рерих сделал такой крюк в сторону от основного маршрута перед путешествием в Лхасу, бывшей главной целью его экспедиции (его туда, кстати, не пустили).

Четыреста километров от Горно-Алтайска по вполне сносным дорогам и я в Уймонской долине. Она, действительно, очень красива. Нигде на Алтае я не видел ничего подобного. Это долина – кусочек Руси, окруженный высокими горами, которые как сияющий бриллиант увенчивает Белуха. Березы, ели, благодатная пашня – все родное русское, а вокруг горный ландшафт. Представляю, как изумились русские первопроходцы-староверы, пришедшие сюда еще в конце XVII века. 

Южный горный Алтай – это высокогорная степь, подобная монгольской. Центральный – это горы, поросшие лиственницей и скудные степи, несомненно, глубинная Азия. Северный Алтай – южно-сибирская тайга. А Уймонская долина – это своеобразная Алтайская Русь, да и заселена она, в основном, русскими, поселившимися здесь с незапамятных времен. Причем голубые глаза и светло-русые волосы некоторых местных жителей явно свидетельствует о северорусских, возможно архангелогородском происхождении их предков.

Первым чудом, которое я увидел, помимо природных красот, стал мост через Катунь, ведущий кратчайшей дорогой из Усть-Коксы, райцентра, прямо к Верхнему Уймону – «столице» староверческого Беловодья, построенный, как выяснилось, в 2005 году. Мост большой, по-видимому, очень дорогой и пока, собственно, ведущий в никуда. Трудно поверить, что небольшая деревня Верхний Уймон – единственная причина строительства такого моста. Нет здесь никаких природный ископаемых, нет и не будет крупных населенных пунктов, к тому же ниже по течению Катуни есть другой мост. Зато в Верхнем Уймоне есть музей Рериха, построенный энтузиастами. Очень хороший музей, кстати, с гидом и прекрасной книжной лавкой, в которой в изобилии находятся труды Рерихов и Блаватской. Есть в Верхнем Уймоне и музей староверчества, но он был закрыт, так как его смотритель летом на покосе, и у него, поэтому, нет возможности сопровождать туристов.

Несомненно, есть на земле некие культурообразующие зоны, характеризующиеся типичным природным ландшафтом и особой историей, каким-то образом вмещающие в своей красоте и положении культурный код народа. Вырвать такую территорию из народной судьбы, то же что вырвать у народа душу. Контроль над этими зонами очень важен. Кто контролирует Москву – правит Россией, кто контролирует Алтай – исподволь, на уровне духовного влияния, правит Евразией, а может и всем миром – такая мысль пришла мне в голову, когда я смотрел на Белуху со стороны алтайской деревни Курунды. Эта мысль еще более укрепилась, когда я увидел на окраине Усть-Коксы грандиозное строительство для разворачиваемого здесь погранотряда. Уймонская долина – это теперь охраняемая погранзона, въезд в которую для граждан Российской Федерации разрешен на основании личного заявления, оформляемого прямо на КПП, и пока не ограничен. Очевидно, что мудрые власти видят здесь большое будущее для туризма и заранее готовятся к многократному увеличению потока туристов, развивая инфраструктуру и пограничную охрану. Но знают ли они в полной мере то, что, наверное, знал Рерих и теперь знаю я?..

Кстати, Рерих искал в Уймонской долине подземные пути в Шамбалу, об этом свидетельствуют его записи и картины. А старовер Атаманов, в доме которого Рерих жил, и в котором сейчас расположен музей Рериха, рассказывал ему предания о чуди, святом народе, ушедшей под землю, когда в Усть-Коксу пришли войска Белого Царя.

Рерих написал картины, копии их есть в Верхнее-Уймонском музее, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о значении, которое придавал Рерих Алтаю и Уймонской Долине. В частности, «Богатыри проснулись» (1940), (а Великая Отечественная война еще не началась), и «Победа» (Змей Горыныч) (1942), (до окончания войны еще далеко и исход ее неизвестен).  На обеих картинах изображена Белуха. Образы этих картин свидетельствуют о том, что, по мнению художника, русский народ победит врага (любого врага), взяв силу на Алтае, в самом центре Евразии. Рерих, а точнее Рерихи, так считали. Кстати, лицо русского богатыря, изображенного на второй картине, имеет и явные тюркские черты. По Рериху отсюда, из легендарного Беловодья, найденного раскольниками, Русь будет черпать силы для борьбы со злом и отсюда начнется ее пробуждение к новой жизни в новую эпоху. Эпоху великой гармонии, о которой без устали писала Елена Рерих в своей Агни Йоге.

Здесь не хотелось бы рассуждать о Живой Этике и Агни Йоге, претендующих на общечеловеческое значение. Могу лишь сказать, что современные эзотерические новоделы, по-моему, значительно уступают трудам Елены Рерих, действительно искренне и талантливо пытавшейся соединить мистические учения востока и запада на основе буддистского и индуистского оккультизма и откровений госпожи Блаватской. Сколько в ее трудах истины – другой вопрос. Но как бы там ни было и кто бы ни были Рерихи, теперь для меня стало еще более очевидно синтетическое и интегрирующее значение Алтая для мировой культуры, что остро чувствовал своим художественным чутьем Николай Рерих, и знала его мистически настроенная супруга. Я во время своей поездки лишь в очередной раз в этом убедился, увидев подтверждение этой идее в Алтайских небесах, горах, лицах людей и делах, осведомленных власть имущих. Все это новое видение отразилось ощущением уверенности в моей бессмертной душе.

Почему именно так, какие есть факты?  Именно на Алтае по буддистской традиции находится священный северный предел буддизма – горы Белуха, Даван Богдо Ула и Найрандал. Здесь на краю христианского мира находилось (и находится) Беловодье – легендарная страна православных святых, исповедующих чистую христианскую веру, или, по крайней мере – единственный путь в Беловодье. Здесь же крайняя северо-восточная зона распространения массового ислама. Отсюда по миру растеклись тюркские всадники, поклоняющиеся Единому Вечному Синему Небу – Тенгри, монотеистической религии, возникшей задолго до ислама и христианства. И, наконец, совсем рядом от Уймонской долины в Кырлыке родилось учение о Белом Бурхане и его друге Ойроте, алтайская «белая вера». Я уж не говорю об удивительной истории и природе, вмещающей в алтайской почве и горах исторические корни многих народов. Алтай – по существу огромный некрополь, где каждый может услышать не только голос своего Духа, но и голос крови. Здесь же находится самое сердце евразийского материка, средоточие его сердцевины, его Hartland. И, наконец, если Рерих, действительно, потомственный розенкрейцер и был действующий масон, это лишь дополнительное свидетельство того, что его желание построить в Уймонской долине город Звенигород – духовную столицу будущей Великой Руси – заслуживает самого пристального внимания. Ведь независимо от того, кто и как относится к розенкрейцерам и масонам, никто не назовет их людьми мало осведомленными и недалекими.

То, что Рерих привез в Москву «послание махатм», можно рассматривать и как факт, подтверждающий, что нечто общее между розенкрейцерами и коммунистами было и есть. На это общее – на их желание служить «общему благу», а не благу православия (православных) или ислама, или буддизма, – и рассчитывал Рерих. Тогда вербовка советской элиты оккультными силами не состоялась, а сегодня уже нет атеистической Советской России, но общее благо-то должно быть... И, между прочим, стоит задуматься,  почему ищущие общего блага, будь то коммунисты или еще кто, побеждали и побеждают, и, несомненно, победят всех ищущих частного блага – для православных ли, мусульман, или буддистов, русских или китайцев, если раньше не разразится Конец Света. Убеждён, если у буддистов, христиан и мусульман, верящих в победу Добра, не появится своего общего дела и понимания общего блага, они обречены быть побежденными силами, в котором нет места ни христианству, ни исламу, ни буддизму. Для нас же задачей является определить, каким именно должно быть это общее благо…

Еще, пожалуй, стоит коротко сообщить еще об одном маленьком личном открытии, совершенном во время алтайской поездки, – знаке триединства, который был использован Н. Рерихом как символ культуры. Этот символ был символом Пакта Рериха, направленного на защиту культурных ценностей от войн и разрушения. Пакт был подписан США и странами американского континента в 1935 году и послужил прообразом Гаагской конвенции. Рерих утверждает, что этот знак триединства является древнейшим символом, который присутствует во всех культурах и символике всех мировых религий. В Уймонском музее я купил книжку, иллюстрации которой подтверждают это. Древность и широкое распространение символа триединства – еще одно косвенное подтверждение тому, что универсальная триединая всеобъемлющая основа бытия была известна людям с незапамятных времен. А это означает, что априорные установления универсального мировидения имеют основания в мировой истории, культуре и древнейшей символике.

И в заключении, пожалуй, скажу еще вот о чем.

От Уймонской долины до китайской границы – рукой подать, а к ней через фантастически красивое и девственное плато Укок собираются тянуть трансконтинентальный газопровод и дорогу. Это очень важное дело для России, огромные деньги и очень, очень большая политика. Скорее всего, поэтому появился и новый мост через Катунь, и погранзаставы. Экологи, наверное, уже считают, какой ущерб природе может быть нанесен в результате этой работы. И, надеюсь, что правительство не пожалеет средств, чтобы минимизировать этот ущерб. Но вот кто просчитает ущерб и возможные последствия того, что трудолюбивый китайский рабочий появится в Кош-Агаче, на Укоке и в Уймонской долине, принеся в нее Дух Поднебесной. Я думаю, этот вопрос гораздо важнее вопроса о строительстве газопровода.  Проснутся ли русские богатыри, спящие под Белухой, и поможет ли нам чудь подземная, если рядом будут чужие люди?.. Этот вопрос вряд ли может иметь рационально обоснованный ответ. Ответ на него может дать лишь каждый человек, которому небезразлично будущее России, и только наедине с собой, услышав голос своей души.  Я этот ответ уже получил…

 

© Александр Викторович Кашанский

Сборник Новосибирск

2006 год

 

[1] «Рерих и Алтай».