«Поймандр» Гермеса Трисмегиста с комментариями

Вступление.

Статья будет посвящена подробному разбору древнего трактата «Поймандр», который приписывается Гермесу Трисмегисту – Триждывеличайшему. Этот текст, по мнению многих исследователей, был написан в Александрии, вероятно во втором веке до р.х., а может быть и позже.  

Для цветодинамики души этот факт имеет важнейшее значение потому, что Александрия эпохи эллинизма была местом, где переплелись три древние культуры: эллинская, иудейская и египетская. Каждая их этих культур выражается в цветодинамике определённым цветом. иудейская – голубой, эллинская пурпурно-фиолетовый, а египетская оранжево-жёлтый. Если смешать эти цвета, то мы получим оттенок близкий к серому. А это значит, что в Александрии, может быть, впервые в истории, могла возникнуть универсальная, тот есть всеобъемлющая, метафизика. Это был город, где были сосредоточены и перемешаны высочайшие достижения культуры, проявления духа, того времени. Ведь именно Александрии была Великая библиотека. Там семьюдесятью «толковниками» с древнееврейского на греческий язык была переведена Библия, ставшая канонической Септуагинтой. Я уж не говорю о том, что, по мнению многих учёных, евангелие от Иоанна тоже было написано в Александрии. Туда стремились греческие философы и мудрецы. Александрия в эпоху эллинизма была культурным и духовным центром всего мира, а это значит, что, если, где и собралась «критическая масса» действительно просветлённых людей из разных культур, способных манифестировать религию «светлой веры», так это именно там. И их общение продолжалось много лет, что, собственно, и требуется для манифестации такой веры.

У «Поймандра» интересная судьба. Если его прочитать внимательно, что мы и сделаем, то легко обнаружить, что содержащиеся в нём основополагающие установления стали фундаментом, на котором выросли многие учения. Кое-что из «Поймандра» перекочевало к гностикам (или наоборот?..) и стало основой богомильской и катарской ересей. Уже в XIX-ХХ веке на фундаменте идей «Поймандра» (в том числе, конечно) было воздвигнуто здание «теософии». Оттуда напрямую исходит эзотерическая мудрость, клонируемая в бесчисленных современных текстах. Сегодня идеи «Поймандра» опосредованно являются базой для создания откровений в стиле космизма движения «New Age».  Но об этом мало кто знает. А вот о том, что Гермес Трисмегист был основателем астрологии и алхимии – знают многие. Так ли это? А точнее, можно ли и нужно ли «Поймандр» считать теоретическим обоснованием астрологии и алхимии? Попробуем ответить на этот вопрос.

«Высокий герметизм», основывающийся на «Поймандре», забыт, хотя в своё время он был союзником, а потом и конкурентом христианства (прежде всего, в Александрии). А вот «низкий герметизм», основанный на герметических апокрифах, находится в основе оккультных наук, забыт не был. Он пышно расцвёл в эпоху средневековья, и продолжает жить и здравствовать и теперь.

Для цветодинамики души «Поймандр» представляет огромную ценность, потому что этот трактат – исторически первая попытка манифестации универсальной метафизики единого человечества, объединённого образом Человека. И для цветодинамики не важно, кто был Гермес Трисмегист, которому приписывается авторство «Поймандра», и был ли он вообще.  Если следовать древней традиции и признать, что Гермес Трисмегист является египетским богом Тотом (по совместительству), а сам явился в Египет в образе человека из Атлантиды, принеся египтянам знания, что ж – путь будет так. Мы ничего не имеем против этого. Истинные знания – вечные, и могли прибыть на Землю даже и из Космоса. Для нас важно, основываясь на «Поймандре», написанном, вероятно, не раньше первого века до Р.Х., попытаться воссоздать герметическую картину мира и человека для того, чтобы сопоставить её с соответствующими картинами, которые обрисовывают нам мировые религии. Если картина мира Гермеса Трисмегиста является универсальной, то она в существенных деталях должна не противоречить им, а вмещать их в себя.

Читателю надо набраться терпения, чтобы получить ответы на поставленные автором вопросы, потому что сначала нам всё же придётся прочитать «Поймандр» Гермеса Триждывеличайшего и выслушать авторские комментарии текста.

 

ПОЙМАНДР* ГЕРМЕСА ТРИЖДЫВЕЛИЧАЙШЕГО

*Перевод, используемый для комментариев, взят из книги «Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада» (составитель К. Богуцкий). Он  выполнен в основном с французского языка по изданию A.-J. Festugiere (и A. D. Nock), "Corpus Hermeticum", Paris, "Les Belles Lettres", 1945-1954, в 4-х тт. и сверен с древнегреческим и латинским текстами по тому же изданию и по изданию W. Scott, закончено A.S. Ferguson, "Hermetica", Oxford, 1924 -1932, в 4-х тт. Особенно важные и сомнительные фрагменты переведены с древнегреческого или латинского языков и сверены с французским и английским переводами по тем же изданиям, а также по изданиям L. Menard, "Hermes Trismegiste Traduction complete", Paris, Academic des Inscriptions et Belles-Lettres, 2-е изд., 1867 и G.R.S. Mead, "Thrice- Greatest Hermes", London и Benares, The Theosophical Publishing Society, 1906, в 3-х тт. В связи с испорченностью многих манускриптов в квадратных скобках мы приводим версии реконструкции и перевода других исследователей. Сокращения в скобках после примечаний обозначают их авторов: Л. Д. - Луи Менар, В. С. – Вальтер Скотт, А. Д. Н.- Артур Дарби Нок, К. Б. - Константин Богуцкий. Неподписанные примечания принадлежат Андре Фестюжьеру (примечание К. Богуцкого).

В скобках со звездочкой обозначены примечания К. Богуцкого, приведённые в конце текста. 

 

1) Однажды, когда я начал размышлять о сущем, мысль моя витала в небесах, в то время как все мои телесные ощущения были притуплены, как в тяжелом сне, который наступает вслед за пресыщением пищей или большой усталостью. Мне показалось, что некто огромный, без определенных очертаний предстал передо мной, окликнул меня по имени и сказал мне:

– Что желаешь ты услышать и увидеть, постигнуть мыслью и знать?

2) –А кто ты? – спросил я.

– Я Поймандр (*1), Высший Ум. Я знаю, чего желаешь ты, и повсюду я с тобой.

Гермес не увидел, а ему показалось, что «некто огромный, без определённых очертаний» предстал перед ним. Этот «некто» никак не явлен, звучит только его голос. Сначала «некто» спрашивает о том, что хочет узнать Гермес. После того, как Гермес говорит, что ему надо, «некто» сообщает: он и так знает, что Гермес желает, потому что «повсюду с ним». 

3) –Я желаю, – сказал я, – изучить вещи, понять их природу и постигнуть Бога – вот о чем я хотел бы услышать.

– Прими же в свою мысль все то, что ты желаешь знать, – сказал он мне, – я тебя научу.

«Некто» соглашается передать Гермесу знания, которые тот хочет знать, предварительно узнав волю Гермеса. Без проявленной (высказанной) воли Гермеса «обучающий» не передал бы этих знаний, хотя он «всё время с тобой». В этом существенное отличие Трисмегиста от прочих пророков, так как обычно Высшее Существо ничего не спрашивает у пророков, а просто диктует откровения, отзываясь на «духовную жажду». Но и пророк-то особенный, в первую очередь он хочет «изучить вещи», а потом уже (или вместе с этим) постигнуть Бога. Скорее – он философ, чем религиозный мистик. Возможно, если бы Гермес начал со второго пункта и откровение бы было несколько иного плана.

4) (*2) При этих словах он изменил облик, и сразу мне все открылось, взору моему предстало величайшее зрелище.

(*3) Все стало Светом, мягким и приятным, пленяющим мой взгляд. Вскоре после этого спустилась тьма, жуткая и мрачная, завивающаяся в спирали, подобно змеям, как мне показалось. Затем эта тьма превратилась в нечто влажной природы, бурлящее невыразимым образом, изрыгающее дым, как от огня, и издающее какой-то звук, скорбный неописуемый рев. Потом оттуда раздался нечленораздельный крик, словно голос Света (Райценштайн, Фестюжьер: огня).

Нечто огромное, присутствующее где-то рядом, но невидимое, стало видимым – проявилось, как Свет, мягкий и приятный. Всякие предположения о том, как именно выглядело это «Огромное», остаются предположениями. Мне встречались комментарии, что это Нечто выглядело как змей, или дракон, но это не следует из текста. Только после того, как воссиял Свет, причём такой, каким его описывают мистики, спустилась тьма, завивающаяся в спирали, подобно змеям. Так показалось пророку. Пламя, кипение, скорбный рёв – весьма трагическое зрелище! И из этого хаотического ада вдруг раздался нечленораздельный крик, то ли огня, то ли света. Этот отрывок надо понимать так: Некто породил (произвёл) Свет и вместе с этим сотворил состоящую из материальных субстанций: огонь, вода хаотическую никак неоформленную материю-природу, спустившуюся «сверху», может быть в виде двух переплетающихся и извивающихся чёрных змей (как спираль ДНК, кстати говоря, жезл Гермеса, представляет собой две переплетающиеся змеи – очень напоминающие вид ДНК).  То, что этот хаос – есть материальный мир – предположение, но весьма твёрдое, так как говорится о «влажной природе». ИТАК: Ум был явлен человеку-пророку как   Свет, и Ум сотворил Тьму. Для цветодинамики крайне важно, что Ум явлен как Свет (изменил невнятный облик и стал как Свет). Впервые здесь говорится о Свете, как эманации творящего Единого Ума. Во всяком случае, мне не известно более ранних источников столь определённо связывающих Свет с Первопричиной бытия. Евангелие от Иоанна написано гораздо позднее, а зороастрийские источники, в которых говорится о Свете, как проявлении Ахурамазды, всё-таки исходят из позиции последовательного дуализма. Кто испустил «нечленораздельный крик» свет или огонь – не вполне непонятно из имеющихся текстов. Свет – эманация Ума, а огонь – тварная субстанция, первоэлемент материи, заключающая в себе энергию.  Вероятно, крик был из огня, об этом говорит и вариант перевода.

5) Святое Слово спустилось из Света и покрыло Природу, чистый огонь восстал из влажной Природы ввысь, к тонкому миру; он был легкий, проникновенный и в то же время действенный. И воздух благодаря своей легкости последовал за огненным языком;(*4) от земли и от воды он восходил к огню, к которому он как будто был подвешен. Земля и вода оставались на месте перемешанными настолько, что через одно не было видно другое, и непрерывно получали воздействие дыханием Слова, возносившегося над ними на том, что воспринимает ухо (*5).

После сотворения хаоса в него от Света спустилось Слово, после чего началось разделение и оформление природных стихий. Огонь стал лёгким, проникновенным и действенным. Появился воздух, но земля и вода пока оставались перемешанными. Творения стихий и форм началось под воздействием Слова-Логоса. Именно это – главное. Из этого же можно сделать некоторые выводы о функциональном предназначении огня. Огонь – действенный и проникновенный.  Сначала был мрак хаоса, из него вышла влажная природа, от которой отделился воздух и огонь. Всё это происходило под воздействием Слова.

6) – Понял ли ты, - спросил меня Поймандр, – что значит это видение?

– Я узнаю, – ответил я.

– Этот Свет, – сказал он, – это я, Ум, твой Бог, который предшествует влажной Природе, вышедшей из мрака. Исходящее же из Ума лучезарное Слово – это Сын Божий.

– Что хочешь ты сказать? – спросил я.

– Знай же, что я хочу этим сказать: то, что в тебе видит и слышит, есть Слово Господне; Ум (Фестюжьер: Ум твой) есть Бог-отец. Они неразделимы, ибо в единстве их жизнь.

– Благодарю тебя, - ответил я.

– Сосредоточь же свой ум на Свете и постигни сие, – сказал он.

Поймандр говорит о «видении», то есть представшая перед Гермесом картина творения была видением-представлением, разыгранным пред ним для наглядности. Действительно, ну как иначе ещё можно рассказать человеку о начальном акте творения!  Очень важным является то, что Ум предшествует Природе. Это утверждение не позволяет считать концепцию, излагаемую в «Поймандре», настоящим дуализмом, да и дуализмом вообще. Природа здесь без всяких сомнений сотворена Умом, о чём прямо говорится, а потом при помощи Логоса-Слова она была первоначально оформлена в четыре первичные природные стихии. Причём Логос исходит из Ума и «носится на том, что воспринимает ухо». Можно предположить, что творящий Логос имеет материальный носитель, хотя и порождается Богом и сам нематериален.

Логос герметизма носится над водами, как дух Бога Ветхого Завета «над водою», оформляя материальные субстанции. И пока нет человека. Проследим далее, как Логос будет принимать участие в человеческой судьбе.

На этом этапе повествования формируется такая картина «божественного устройства»: Бог герметизма – это то, что предшествует Свету-Логосу. «То, что в тебе видит и слышит», – это Логос (Слово Господне), Ум – есть Бог Отец, который «постоянно с тобой». В то же время для восприятия Истины надо сосредоточиться на Свете. Причём Логос и Ум, то есть Бог Сын и Бог Отец неразделимы. Жизнь, как представление о себе самой «Я – есть», исходит из их единства. То есть Логос присутствует в человеке, так же, как и Бог-Ум, а значит и Бог-Свет!

Из уже прочитанных фрагментов однозначно следует, что человек бы не был человеком, то есть даже и не знал бы о себе, что он есть, если бы не Бог-Свет, который и есть то, что в человеке видит и слышит Истину.

Из сказанного Поймандром можно заключить, что в герметизме Бог, как триединство Ума, Логоса и Света, воплощается в каждом человеке. Сама же картина творения не слишком отличается от библейской. Но в герметизме подробно (это ещё более наглядно будет видно далее) показывается механизм творения. Бог – это нечто, невидимое и не проявленное. Потом он становится Светом. В библии же свет творится Богом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».  Существенным отличием библейской картины от герметической является то, что в герметизме Свет определённо имеет метафизическое значение, а в Библии буквальное (на первый взгляд). В герметизме Бог порождает Свет, в Библии же ничего этого нет, свет – творение. Но удивительным парадоксом, на который обратили внимание многие исследователи ещё с незапамятных времен, является то, что свет творится Богом библии ещё до светил… И лишь потом на четвертый день Бог сотворит светила «чтобы отделять свет от тьмы». Что же это за свет такой? Это заставляет думать о том, что в первый день Бог сотворил какой-то другой свет, а именно метафизический, который сам Бог и отделил от тьмы, не доверив это светилам. Уже в этом фрагменте «Поймандра» формируется представление о человеке отличное, как от библейского, так и от христианского. Человек «Поймандра» представляет собой некий двойник Логоса-Света, несущий Его в себе. Но при этом он не тождественен Богу, так как не обладает полным знанием Бога, хотя и обладает самостоятельной волей. Бог должен Знание человеку открывать, но может этого не делать. Герметическое тождество человека и Бога напоминает отношение Атман-Брахман индуизма, но лишь напоминает, так как не является полным и зависящим только от человеческой воли. В герметизме между Человеком, и Богом есть некая перегородка, сущность которой ещё предстоит установить.

7) Сказав это, он довольно долго смотрел мне в лицо, и я содрогался от вида его. Потом, когда он (Скотт: я по его знаку...) поднял голову, я увидел в своей мысли Свет, состоящий из несметного количества Сил, ставших безграничным миром, и огонь, окруженный превеликой силой, достигает своего равновесия. Вот что моя мысль различила из этого видения, ободренная словами Поймандра.

«Он смотрел мне в лицо, и я содрогался от вида его». Бог библии утверждает, что его человеку видеть нельзя. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Отсюда можно заключить, или Библия не верна, или Поймандр – не бог, а например, сатана; или пророк, которому всё это говорится – не вполне человек. Исходя из текста и контекста повествования, проще всего предположить третье. Во всяком случае, в древности Гермеса никто и не считал обычным человеком. Разброс представлений о нём был велик: от человека-учителя и до языческого Меркурия и даже Гермеса-Логоса со-творца мира. При этом Гермес ходил по земле и щедро делился с людьми своими знаниями (некоторые считают, что он продолжает делать это и сейчас).

В этом фрагменте ещё раз и однозначно свидетельствуется о том, что в человеческой мысли так же есть Свет (метафизический), а во-вторых, о том, что Свет состоит из несметного количества Сил, которые и становятся безграничным миром. Если человеческая мысль идеальна, а это априорное утверждение, то значит, что Свет – это и есть безграничный мир идей, сформированных какими-то несметными силами. Эти силы формируют идеи-образы вещей.  Но Гермес видит и огонь «окружённый превеликой силой». Значение и природу огня и его «превеликой силы» нам ещё надо установить. Важно отметить, что огонь, во-первых, окружён какой-то великой силой (не световой), а во-вторых, находится в равновесии со светом. Но, без всякого сомнения, Свет здесь не является порождением огня. Огонь – это, несомненно, природная тварная стихия, ранее сотворённая Богом.

8) Видя мое изумление, он добавил:

– Ты увидел в своей мысли форму исконную, предшествующую бесконечному началу. – Так сказал Поймандр.

– Из чего возникли стихии Природы? – спросил я.

– Из Воли Божией, – ответил он, – Который взял из нее Слово и, видя в нем стройность и красоту, создал мир по его подобию, со стихиями, извлеченными из него самого и с его собственными плодами - душами.

Этот фрагмент ещё одно яркое подтверждение того, что идея «в голове бога» – «форма исконная» предшествует бесконечному началу природы со всеми её стихиями. Природа сотворена из воли Божьей, то есть из ничего (какой же здесь дуализм!), по подобию Бога и с плодами самого Бога – душами, вкраплёнными в тело Природы, как изюм в пудинг. Вот тебе и раз… это нечто совсем новое! Причём формообразующее начало природы – это Слово-Логос, исходящее от Бога-Ума, – это нечто «прекрасное и стройное», что и оформило исконную, то есть идеальную форму в материальных вещах. Здесь уместно вспомнить евангелие от Иоанна:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

(Иоан.1:1-5)

Этот фрагмент свидетельствует о воплощении Логоса во Христе, но ничем не противоречит «Поймандру». Сама идея христианского Логоса, по мнению многих исследователей христианства, принадлежит александрийским гностикам. Итак, Бог создал мир по Своему подобию, извлекая из себя стихии Словом-Логосом. Посмотрим, что будет с Логосом и миром дальше.

9) Ум, Бог, объединяющий мужское и женское начала, который есть жизнь и Свет, сотворил Своим Словом иной созидающий Ум – Демиурга, бога огня и дыхания, который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой.

Это отрывок, положивший начало обширной астрологической и алхимической литературе. То, что Бог объединяет мужское и женское начало, то есть не мужчина и не женщина, – это понятно, странно было бы предположить иное. То, что Он – есть жизнь («Я – есть») и Свет, – об этом говорилось раньше. Всё это есть во многих религиозных концепциях. Но вот то, что Слово не только упорядочило и оформило хаотическую материю, но и создало «иной созидающий Ум – Демиурга» – это нечто совершено новое! Понадобился какой-то Демиург! Этот Демиург – созидающий Ум, а вместе с этим «бог огня и дыхания». Опять таинственный «огонь», обрётший, наконец, своего бога. Этот Демиург – не порождён, а сотворён, как и Природа и является частью Природы, хотя и обособленной, наделенной некоторыми исключительными свойствами. Трактователями «Поймандра» из этого фрагмента был сделан вывод, что семь управителей – это семь планет, управляющие судьбами людей. Ведь говорится о том, что эти управители «объемлют в своих кругах мир чувственный и управляют им с помощью того, что называют Судьбой».  Посмотрим далее – так ли это.

10) Слово Божие устремилось вскоре от стихий, находящихся внизу, в сию чистую, только что сотворенную часть Природы, и соединилось с Демиургом, так как он обладает той же сущностью. А стихии низшие тем самым остались простой бессловесной материей.

Здесь говорится о том, что Логос, завершив формирования природных стихий, устремился в «сию чистую, только что сотворённую часть Природы, которая далее называется «миром творчества» и соединился с Демиургом». Значит, на этом этапе Демиург уж никак не злокозненный Сатана! Логос ушёл из сотворённой им Природы, нет его больше в ней, и слился с тварным Демиургом в чистой, сотворённой части Природы. Логос воплотился в Демиурге! Из этого можно заключить, что Демиург – это некая «чистая, сотворённая часть природы», к тому же обладающая той же сущностью, что и Логос-Слово. Сущность же Логоса идеальна. Это значит, что некая чистая часть природы идеальна, или по крайней мере пригодна для воплощения идеального. Но есть и некие низшие стихии, являющиеся простой бессловесной материей. По христианской традиции воплотившийся Логос – это Христос. Может быть Демиург – это и есть Христос?.. Но герметический Демиург не рождён от женщины, да и вообще человека ещё нет, не сотворён он. Творение продолжается!

11) Демиург, соединенный со Словом, охватывая круги Управителей и приводя их в быстрое вращательное движение, обратил их на самое себя и направил от их начала к концу, как между двумя недосягаемыми рубежами, так как там, где все заканчивается, все бесконечно начинается (Кюмон: он начинается, но не заканчивается). Это круговращение, послушное воле Ума, сотворило из низших стихий тварей бессловесных (ведь над ними больше не было Слова). Воздух понес тех, кто летает, вода – тех, кто плавает. Вода и земля были отделены друг от друга по воле Ума (*6), и земля выпустила из своего лона тварей, которых она в себе содержала: четвероногих, пресмыкающихся, животных диких и домашних.

Здесь описывается следующий (предконечный, потому что пока ничего не говорилось о человеке) этап творения. Наконец-то появились твари бессловесные, то есть животные. Демиург, соединённый с Логосом, «охватывая круги Управителей и приводя их в быстрое вращение» творит их по воле Ума (Бога). Почему из этого следует заключать, что семь управителей – это планеты не вполне непонятно, а точнее – совсем не понятно. Неужели круговращение планет «послушное воле Ума» «сотворило из стихий низших тварей бессловесных»? Это слишком большое допущение! Как это может быть? Механизм какой? А ведь «Поймандр» очень подробно описывает именно механизм творения. Здесь Демиург, соединённый со Словом и управляющий судьбой, однозначно исполняет волю Бога-Света-Ума. Демиург вместе с Управителями представляет собой некий соединённый с Логосом «механизм», не принадлежащий к «низшей природе» – низшим стихиям, но этот «механизм» может на них напрямую воздействовать, через «установление природных связей», являясь проводником Божественной воли. Здесь, несомненно, речь идёт о механизме творения, обеспечивающем передачу замысла Ума к Природе. Если Логос-Слово несёт в себе некую программу творения и существования Природы – её Судьбу, то семь управителей с кругами – это какое-то таинственное «считывающее устройство», снимающее управляющую информацию с бесконечно вращающихся кругов-управителей, и передающий её в виде управляющей воли бездушной материи. Всё это и по форме, и по действию очень сильно напоминает работу некого космического компьютера, где семь управителей – это устройства, считывающие информацию с вращающихся дисков-кругов.

12) Но Ум, Отец всего сущего, который есть жизнь и Свет, породил Человека, подобного Ему Самому, и возлюбил его, как Собственное дитя. Своею красотою Человек воспроизводил образ Отца; Бог действительно полюбил свое подобие и отдал Человеку все Свои творения.

Это фрагмент почему-то начинается с «но». Вроде бы всё шло хорошо, всё по плану Ума-Знания и вдруг, «НО» породил Ум человека (и отсюда-то всё и началось…)

Здесь фиксируется факт, что Бог породил (а не создал) человека, подобного себе самому, и полюбил его как своё дитя, а поэтому и отдал (как-то) человеку все свои творения. Это очень важный фрагмент. Человек в своей первой модификации не сотворён, а порождён, то есть он – идея, он идеал человека! То есть пока Демиург при помощи семи Управителей вместе с Логосом занят актом творения вещей Природы и установлением её законов, Бог-Ум, независимо ни от какого Демиурга, а Сам (но не без Света, так как единосущен с ним) порождает человека. Тот идеальный, единосущный Богу человек – настоящий Сын Божий, и он, разумеется, не имеет никакого отношения к Природе. Он – это идея мира света, её раньше не было. Хотя определение «раньше» – здесь вряд ли уместно, так как в том мире нет времени. А это значит, что она была вечно, потому и порождена, а не сотворена. Причём Бог породил человека для того, чтобы отдать ему все свои творения, то есть всю Природу, в том числе и Демиурга, который есть лишь одно из творений Бога, хотя и особенное.

13) Но Человек, увидев в огне плоды творения Демиурга (Скотт: своего брата, создавшего планеты), также возжелал творить и получил на это позволение Отца. Войдя в мир творчества, где ему была дана полная власть, он увидел творения своего брата, а Управители полюбили его, и каждый из них дал ему часть своей природы (Райценштайн: разделил с ним свою ступень в иерархии сфер). Тогда, познав их сущность и причастившись их природе, он возжелал преодолеть границы кругов и возвыситься над могуществом того, кто властвует над огнем (Айнарсон: постигнуть крепкость небосвода, возвышающегося над огнем).

И опять «но». Человек, являясь свободным, как и его Отец, «возжелал творить», то есть проявил свою автономную волю, чего не делал Демиург, его хоть и сотворённый, но брат. Но для того, чтобы творить, человеку надо было спуститься-перейти из мира идей – мира Света в «мир творчества», а это, судя по всему, – уже другой мир. И в этом мире находится Демиург и вращаются круги управителей. И вот когда Человек, пока ещё единственный и подобный Богу, туда вошел, получив, кстати, соизволение Отца, то есть не вопреки его воле, началась вселенская драма. Управители, очевидно, вместе со своими кругами уже находившиеся в этом мире, сотворенные Демиургом (а не Умом) полюбили Человека и отдали ему часть своей природы.  Как только это произошло, Человек возжелал возвыситься над «могуществом того, кто властвует огнём», то есть над Демиургом. Для этого Человеку надо было «преодолеть границы кругов», то есть сломать план Демиурга, а вместе с тем и Бога, ведь доселе Демиург выполнял всё, что ему предписано Логосом, то есть слово в Слово. Ведь в кругах был записан весь Божественный план развития творения, а тут такое… Короче говоря, Человек войдя в операционный зал, откуда теперь производился процесс управления творениям по заранее заложенной Логосом в кругах программе, встал к пульту управления и решил продолжать творение как ему хочется.

14) И сей властитель мира и существ смертных и бессловесных через всеобщие связи и крепкое устройство (*7) кругов, показал Природе, находящейся внизу, прекрасный образ Бога. Пред этой чудесной красотой, где все энергии семи Управителей были соединены в форму Бога, Природа улыбнулась от любви, узрев отражение благолепия Человека в воде и его тень на земле. И он, увидев в Природе изображение, похожее на него самого, – а это было его собственное отражение в воде, – воспылал к ней любовью и возжелал поселиться здесь. В то же мгновение, как он это возжелал, он это и совершил, и вселился в бессловесный образ (Менар: и была зачата форма, лишенная ума). Природа заключила своего возлюбленного в объятия, и они соединились во взаимной любви. (*8)

По-видимому, между Человеком, ещё единственным и не воплощённым в материю, и Демиургом началась борьба. Ведь «тот, кто властвует над огнём», был властителем мира «через всеобщие связи и крепкое устройство»! Он все эти связи и устройство и наладил, был, так сказать, управляющим при Начальнике – Боге! А тут этот Человек… И Демиург, в отместку любимому сыночку Бога – Человеку, показал Природе прекрасный образ Бога. Какой драматизм! Демиург не взбунтовался против Бога, а лишь при помощи имеющихся у него средств показал Природе прекрасный образ своего Отца.

И здесь, и это очень важно, вдруг оказывается, что энергии (само слово «энергии» – много значит) семи управителей соединены в форму Бога. Но ведь форма-образ Бога в идеальном мире – есть Свет. Об этом неоднократно говорилось ранее! Об этом говорят все мистики всех времён и народов. Итак, «разверзлись небеса», отгораживающие Природу от Бога, и она (неразумная) увидела божественный Свет. Этого не должно было быть! Природа увидела то, что ей не положено было видеть, правда, не напрямую, а при помощи Управителей, которые изобразили как-то собой образ Бога – Божественный Свет. То есть в программе всемирного компьютера по инициативе Демиурга произошёл какой-то сбой, и в природу была «слита» какая-то не предназначавшееся для неё информация, моделирующая самого Бога. Это сильнейшим образом изменило природу, очевидно дав ей возможность проявлять как-то самостоятельную творческую волю. И виноват в этом программном «сбое» Демиург, здесь, очевидно, впервые не внявший голосу Слова-Логоса. Это – уже бунт!

Похоже, план Демиурга удался. Природа была очарована отражением человека в себе (в воде и земле) и Человеку, пока ещё находящемуся в мире творчества, она очень понравилась. Ещё бы она ему не понравилась, ведь она была образом Бога! И человек решил «вселиться в бессловесный образ», что и сделал. Наверное, это был человек, но ещё неразумный, сотворённый в ряду других тварей бессловесных. Почему Человеку понравилась именно этот образ – трудно сказать. Но, вполне возможно, это не так уж и давно, а всего-то может семь, а может, десять тысяч лет назад...

15) И вот почему единственный из всех существ, живущих на земле Человек двояк: смертен телом, бессмертен по своей сущности. Бессмертный и властелин всех вещей, он подчинен Судьбе (эймарменэ), которая царит над всем смертным; высший, чем порядок кругов (Менар: мировая гармония), он стал его рабом; муже-женщина, как Отец его, и не нуждающийся во сне, ибо он произошел от сущности, не нуждающейся во сне, он, тем не менее, подчинен телесной любви и сну (Скотт: забвению; текст испорчен).

Этот фрагмент полностью подтверждает сказанное выше. Человек – сын божий, несущий в себе его светоносную сущность, он «высший, чем порядок кругов». Как и Бог человек бессмертен и «властелин всех вещей», в этом заключается его идеальная сущность. Но из-за того, что он слился с Природой (по собственной воле), он подчинён Судьбе, царящей над смертными, то есть материальными вещами. Эта судьба записана в порядке кругов Управителей. Это могут быть и законы природы, записанные на кругах-дисках божественного компьютера, определяющие всё поведение материи.  Разумеется, как подобие Бога, идеальный (в идеальном мире) человек не мужчина и не женщина. Но, совершив «внедрение» своей идеи в Природу, человек стал двупол, а значит, подчинён телесной любви (как и все животные) и всему прочему, что свойственно животному миру, в том числе и сну. Но драма появления человека в Природе ещё не закончена, впереди самое интересное и самое важное. Вот оно оказывается, как всё было! Гермес так поражён тем, что он узнаёт, что не смог сдержать своего изумления.

16) Эта речь пленяет меня, мысль моя (Менар: – сказала тогда мысль моя). И Поймандр сказал:

– Вот то, что до сего времени было сокровенным таинством. Природа в соединении с Человеком совершила самое удивительное из чудес. Человек состоял, как я тебе говорил, из воздуха и огня, как семь Управителей; Природа, будучи не в состоянии ждать, не остановилась на этом и породила семь человек, тоже муже-женщин, возносящихся к небу.

– О Поймандр, - воскликнул я, – продолжай, мое любопытство возрастает, и я горю желанием слушать тебя.

– Так помолчи, - сказал Поймандр, – ибо я еще не закончил мою первую речь.

– Я молчу, - ответил я.

Природа, увидевшая показанный ей Управителями образ Бога, сама, без всякого на то позволения Бога, получив в Человеке, доселе находящемся мире творческом, информационную матрицу, размножила её. Она создала «по образу и подобию», попавшего в её распоряжение Человека, сразу семь людей – по числу Управителей. Но так как образец имеет сущность, пригодную для существования на Небе, то есть в мире творческом, то и эти семь творений, пока ещё муже-женщин, тут же вознеслись к небу. То есть человек запустил с «пульта управления творением в природу сам себя, а результат оказался совершенно неожиданным. Может быть потому, что природа не была предназначена для принятия такого «подарка». Как смогла Природа совершить такой акт? А вот как:

17) Рождение этих семи человек, как я говорил, происходило следующим образом. Природа дала четыре стихии: земля была началом женским, вода - животворящей стихией (Скотт: началом мужским), огонь довел вещи до зрелости, из эфира Природа получила жизненный дух и произвела на свет тело по образу Человека, тепло человеческой формы. И Человек из жизни и Света превратился в душу и ум; душа пришла к нему от жизни, ум пришел к нему от Света. И все члены мира чувственного прожили в таком виде до завершения периода и начала видов.

Семь человек прародителей человечества, живущего уже не на небе, а в Природе, были сотворены Природой из природных стихий, причём не двух, как человек, находящийся в «мире творческом» – воздуха и огня, куда человек перешёл с позволения Бога, а всех четырёх: земли, воды, огня и воздуха-эфира. Душа же ПРИШЛА. Она уже была в Природе от сотворения стихий! Вспомним: Бог «создал мир по его подобию, со стихиями, извлеченными из него самого и с его собственными плодами – душами». После того, как к сотворённому Природой человеку «пришла душа», привнесённая в природные стихии когда-то Логосом, к нему пришёл и ум. Здесь ум – с маленькой буквы. Но он пришёл от Света. Свет несёт в человека ум, когда у человека есть душа. Нет души – нет ума, есть душа – есть ум. Рассудок же, как способность к мышлению, – это, по-видимому, другое. Здесь говорится об уме. Но и это ещё не конец сотворения человека. Так как «начало» видов ещё не состоялось.

18) Слушай же теперь то, что ты так жаждал услышать. Когда период был завершен, вселенская связь (строение) была развязана по Воле Бога; ибо все твари, до сих пор двуполые, были разделены на два в то же самое время, что и Человек, и род людской сложился из мужчин, с одной стороны, и женщин - с другой. Тогда Бог изрек Своим святым Словом: "Растите в рост и размножайтесь во множество, вы все, мои создания и творения; и пусть тот, в ком есть разум, знает, что он бессмертен и что причина смерти есть телесная любовь, и пусть он знает все сущее".

Только после того, как душа и ум пришли к семи прародителям человечества ещё муже-женщинам, хотя уже и во плоти (состоящих из четырёх стихий), все семь человеческих прародителей были разделены на пары: мужчина-женщина, и начали «плодиться и размножаться».  Твари же земные были и «до сих пор двуполые», то есть люди стали как все твари земные. Так процесс сотворения человека был завершён.

Итак, на Земле получилось семь типов людей – по числу управителей. Число семь – для цветодинамики – хорошее число. Ведь и число цветов радуги, на которую разлагается свет – тоже семь. Этот фрагмент, вместе со всем, что сказано выше, позволяет нам сделать вывод о том, что же всё-таки такое есть эти таинственные Управители, и чем отличаются семь муже-женщин, сначала «вознёсшихся к небу». Легко предположить, что это семь типов людей, различающихся по своему идеальному, а значит, душевному устройству. Именно душа способна вознестись на небо. Ведь если бы это были семь биологических рас, они бы не устремились на небо сразу после того, как были сотворены Природой. А эти устремились, но их туда, в мир творчества, уже не пустили, так как кроме огня и воздуха эти люди, сотворённые природой, включали в себя ещё и воду и землю, да и не было этого творения в Замысле… Поэтому не пригодны они для жизни на небе.  А отличаются эти семь типов людей тем же, чем отличаются и Управители. Что это – нам ещё предстоит выяснить.

Так «Человек из жизни «Я – есть» и Света» (божественная сущность) в результате драматических событий «превратился в душу и ум», воплощённую в земное биологическое тело, да ещё и разделённый на семь отличающихся друг от друга видов. И когда «приземление» людей произошло, «период был завершён, и вселенская связь была развязана по воле Бога», и род людской, наконец, сложился из мужчин и женщин и стал «плодиться и размножаться». Человек, если он человек разумный, по «Поймандру» должен, прежде всего, помнить три вещи:

– что он бессмертен;

– что причина смерти – есть телесная любовь;

– что он должен знать всё сущее.

Как говорится, «без комментариев» …

19) Когда Бог сказал так, Провидение (пронойа), с помощью Судьбы и строения кругов (Менар: посредством гармонии законов), наладило связи и установило поколения. И все существа расплодились, каждый согласно своему виду, и тот, кто познал себя самого, достиг совершенного Блага, избранный среди иных; но тот, кто, по заблуждению любви, лелеял тело, тот существует, блуждая во мраке, преданный ощущениями страданиям смерти.

После того, как Бог благословил человеческий род «всё вернулось на круги своя», то есть законы, установленные для Природы, опять вступили в полную силу. Значит «компьютерный сбой» закончился, и всё пошло своим чередом. Здесь опять говорится о кругах, которые связали виды и поколения, то есть о божественных законах, управляющих миром (почему астрологических законах? – всех!). И теперь всё идёт так, как идёт: кто познал себя самого – стремится к Благу и бессмертию, кто лелеет сметное тело, тот блуждает во мраке. А как иначе, ведь Бог находится в каждом человеке. Кого же изучать, как не себя самого?! Здесь также говорится о «заблуждении любви». Пестуемая христианством, да и многими другими религиями любовь, объявляется заблуждением, в то время как познание, в первую очередь самого себя – путём к спасению. Не правда ли интересно?..

20) – Какой же, – воскликнул я, – грех совершили невежды, такой непростительный, что это их лишило бессмертия?

– Вижу, - ответил он, – ты не понял то, что ты услышал; разве я не призывал тебя быть внимательным?

– Я внимателен, – сказал я, – и помню все, что ты сказал; я тебе очень благодарен.

– Если ты внимателен, то скажи мне, почему те, кто во смерти, достойны смерти.

– Это потому, – ответил я, – что наше тело происходит из сей мрачной мглы, из которой вышла влажная природа, из которой наше тело создано в мире чувственном – пастбище смерти.

Поймандр не отвечает на вопрос Гермеса о грехе, а лишь говорит о том, что тело – от «влажной природы» и является «пастбищем смерти». Так был ли грех? Это интересный вопрос. Получается, что это Гермес думает о грехе, а Поймандр? Он предпочитает промолчать. А что ему было сказать?! Ведь сам же создал небесного Человека по своему образу и подобию, то есть свободной и творческой личностью. И сам благословил его перейти в мир творчества. И не воспрепятствовал, когда человек влюбился в Природу, которая создана по образу и подобию самого Бога. Как в неё, такую прекрасную было не влюбиться человеку! Где грех-то?

21) – Ты правильно понял, друг (утос) мой, – сказал он, – но почему тот, кто постиг сам себя идет к Благу (Менар: к Богу; Фестюжьер: к себе), как говорит Слово Божие?

– Потому что, – ответил я, – жизнь и Свет составляют Отца, от которого рожден Человек.

– Хорошие слова, – ответил он, – Бог и Отец, от которого рожден Человек, есть Свет и жизнь. И если ты знаешь, что ты вышел из жизни и света и что ты из них создан, ты вернешься к жизни. – Таковы были слова Поймандра.

– Научи меня еще, – сказал я ему, – о мой Ум, как я пойду к жизни? Бог сказал: (Менар считает эти слова Гермеса ответом Поймандра: мой Бог ответил: ...) "Да познает Человек, обладающий умом, да познает он себя самого".

Здесь прямо и однозначно говорится о том, что Человек (с большой буквы), то есть небесный Человек, ставший прообразом творения Природы – земного человека, рождён (не создан) от Света, то есть от Бога, и Гермес, поняв это, обращается здесь к Поймандру: «О мой Ум». То есть каждый человек – сын Божий по своей идеальной сущности, ведь душа и ум приходят в него от Бога, они не творения природы, а плоды и порождения Бога. И это надо твёрдо помнить, чтобы вернуться к Отцу своему Небесному, который и есть Жизнь («Я – есть»). Ну а путь спасения – это не вера, а познание! Поймандр прямо говорит: «И если ты знаешь, что ты вышел из жизни и света, и что ты из них создан, ты вернешься к жизни». Отсюда происходит вся гностическая традиция, и знаменитое теософское: «Нет религии выше истины», и многое-многое другое, что борется с религиозной верой и часто одерживает победу. Теперь осталось получить ответ на вопрос о всеобщности принципов спасения. И Поймандр не замедлил сделать разъяснение.

22) – Значит, не все люди наделены умом? «(Менар: Правдивые слова», —сказал он.) Думай о том, что ты говоришь. Я, Ум, присутствую у святых, благих, чистых, милосердных, у тех, кто живет благочестиво. Мое могущество для них помощь, и им сразу становится ведомо все сущее, и они призывают Отца с любовью, и посвящают Ему благочестивые деяния, прославления и похвалы, должные Ему, с сыновней любовью. И даже перед тем, как покинуть тело в момент смерти, им присущей, они презирают ощущения, чьи дела они знают; или, скорее, я, Ум, не позволю свершиться делам плоти; как стражник, я закрою дверь на пути дел дурных и постыдных, устраняя сами мысли о них.

Поймандр он же Ум-Бог четко и ясно говорит, где он присутствует, и где его нет. Людям, которым доступен Ум-Свет, непосредственно дана Истина. Об этом говорилось в нашей первой лекции. Если есть трансцендентное видение – есть и Ум, нет трансцендентного видения – нет Ума…  И этого видения есть мера, которая и определяется душой. А чем же ещё?

23) Что же касается неразумных, порочных и злых, завистливых и алчных, убийц и безбожников, я далек от них и предоставляю их демону-мстителю, который, применяя к заслужившему это Человеку огненную иглу, изливает в его органы чувств всепроникающий огонь, все больше и больше толкает его (Человека) на зло, дабы усугубить его наказание, и непрерывно разжигает его страсти ненасытными желаниями, питает их, невидимый враг, и раздувает в грешнике неугасимое пламя, поглощающее его.

Здесь с такой же предельной ясностью говорится о тех, от кого далёк Ум-Бог-Свет. Не отсутствует вовсе, а именно далёк, и о том, каково будет наказание. Здесь же появляется демон-мститель, с огненной иглой, изливающий в органы чувств огонь, который толкает человека к гибели всё больше и больше. Итак, демон мститель, наказующий людей, отвернувшихся от Бога, всё же есть, и он казнит их огнём. А кто он этот «демон-мститель»? Кто у нас властелин огня, исходящего от Природы, ставший причиной того, что человек возжелал Природы? Не трудно догадаться. Конечно, это тот самый Демиург, «кто властвует над огнём» и над могуществом которого решил возвыситься идеальный Человек?! Как ему теперь не мстить человеку земному! Нашлась и отправленному в отставку Демиургу на Земле работа. Получается, если кого Бог хочет наказать, он лишает разума (ума) и, допускает сатану впрыснуть человеку в жилы огоньку – адреналину-тестостерону. Исход известен «воспламенение духа» – и на борьбу-войну… Демиург уже отстранен от процесса творения и управления, но властелином огня он остался, и теперь использует свою власть во вред людям неразумным. К неразумным людям относятся те, кто не в состоянии познать самого себя.

24) – Ты обучил меня всему, – сказал я, – как я и желал, о Ум; но просвети меня еще в том, каким образом происходит вознесение.

– Сначала, – сказал Поймандр, – разложение материального тела предоставляет его составляющие для преобразований; видимая форма исчезает, моральный характер (Фестюжьер: я (разум), теряя свою силу, отдается демону, ощущения возвращаются к своим источникам и становятся их частью, снова смешиваясь с энергиями. Отвращение и вожделение (*14) возвращаются в бессловесную Природу.

Любящий и бесконечно терпеливый Бог не закрыл для человека путь к себе, но этот путь от Земли на Небо долог. С телом, сотворённым из земли и воды, всё просто, оно используется для преобразований в другие вещи, туда же возвращаются отвращение и вожделение – природные рефлексы. Разум (не ум!) отдаётся демону. На этот момент обращаем особое внимание, то есть способность к логическому мышлению, которая, по-видимому, и есть разум-рассудок, Богу не нужна. Что же остаётся-то от человека? Об этом – далее.

25) Далее Человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них способность расти и уменьшаться; во втором - лишается своей силы источник злобы и коварства; в третьем – обессиливается наваждение похоти; в четвертом тщеславие власти; в пятом - безбожное высокомерие и дерзость; в шестом исчезает привязанность к богатству; в седьмом - лукавая ложь.

Человек (здесь написано с большой буквы, значит, речь идёт об его идеальной сущности) возносится через строение кругов. Не через круги планетные, а через «строение кругов», их некую совокупность, – это надо подчеркнуть особо. Там он сначала избавляется от причин своих природных влечений и способностей, потом от эмоциональных привязанностей и, наконец, от идеальных, психологических приобретений. Почему это должны быть планетные круги? Ведь даже названия семи смертных грехов, продекларированные в этом отрывке, не совпадают с астрологическими «характерами» планет. Разберём этот фрагмент ещё подробнее. Очевидно, что семь управителей управляют человеческой сущностью следующим образом:

Круг первый, принадлежащий первому управителю, – материальная способность биологических тел «расти и уменьшаться». Как уже показывалось в первой лекции – за это отвечает красный участок Света Истины, управляющий биологической материей.

Круг второй – сила, придающая злобу и коварство, то есть некая биологическая энергия, способствующая борьбе за существование. Это жёлтый участок спектра Света Истины, управляющий биологической и психической энергией. Здесь же либидо.

Круг третий – это управление экзистенциональными переживаниями и эмоциональными привязанностями, зелёный участок спектра Света Истины, 

Круг четвертый – управление волей, прежде всего направленной на обретение власти. Это голубой цвет.

Круг пятый – «высокомерие и дерзость» – управление уже вполне интеллектуальным действием, сопряжённым с волей, и сконцентрированным в высокомерии и дерзости. Это сине-голубой цвет.

Круг шестой – управление интеллектуальной целенаправленной человеческой деятельностью, которая в отрицательном значении концентрируется в стремлении к богатству. Это сине-фиолетовый цвет.

Круг седьмой – «лукавая ложь». Лукавя ложь – это вершина духовной деятельности падшего человека. Это фиолетово-пурпурный цвет.

Очевидно, что качества Управителей, описанные в Поймандре, гораздо больше соответствуют традиционным для восточных духовных учений качествам, приписываем чакровому строению человеческой энергетической сущности, чем астрологической традиции. Более того, эти круги очень сложно, да и просто невозможно «без натяжек» привязать к «планетным характерам». Очевидно, что здесь первые круги – красное – материальное, последующие – зелёное – экзистенциональное, завершающие – синее – интеллектуальное. То есть человек, прежде чем соединиться с Богом, должен избавиться от всех приобретённых качеств, задаваемых Управителями. Управители расположены в мире творчества. Их создал не Ум, а Демиург, когда ещё исполнял волю Бога.  Вспомним: «Демиург создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой». Всё, связанное с судьбой должно быть здесь оставлено, стёрто, уничтожено. А с судьбой связано то, что человек приобрёл от действия энергий, получаемых посредством соответствующих управителей.

То есть человек, когда-то, ещё в мире творчества, «причастившись природе управителей» тоже, как и божественный «компьютер операционного зала», обладает неким семисоставным «устройством». Это «устройство» предназначено для получения из кругов, на которых записаны законы Природы и человеческая Судьба, специфических управляющих воздействий, отвечающих за определённые стороны его психической и органической деятельности. Собранные в человеке вместе последствия этих воздействий, выраженные в свободных человеческих поступках, собственно, и составляют его природную (а не пришедшую от Бога-Света) сущность. От неё и надо избавиться на пути к Богу. Разумеется, от работы этого «устройства», управляющего всей человеческой жизнью, зависит судьба человека.

В Поймандре неоднократно подчёркивается, что природный человек – есть равновесие огня и света. Огонь, как можно установить из текста, – это «проникновенная действенная» энергия. По-видимому, эта энергия, находящаяся в человеке в равновесии со светом, заключённом в «пришедшем» уме и обеспечивает деятельность природного человека, то есть нас вами. Поэтому не сложно сделать простое умозаключение, что в человеке управители управляют как раз распределениеи этой энергии «Огня», властелином которого является падший Демиург – Сатана. Причём исходная программа этого распределения задана в «строении кругов». Эти круги в совокупности являются МОДЕЛЬЮ божественного света, раскладываемого на цвета радуги. Вот почему они – круги смогли показать Природе образ Бога.

Можно сказать, что человек представляет собой газовый семирожковый светильник, каждый огонёк которого светится при горении своим светом. И каждый цвет соответствует участку спектра Света Истины. В этом светильнике каждый рожок имеет краник. Приоткрыл первый краник побольше – начал быстро расти размножаться, второй – появилось много энергии, третий – пылаешь любовью, четвертый – исполнился творческой волей, пятый усилилось эго, шестой – интеллект, седьмой – активизировалась духовная жизнь.  Краниками крутит человек (если научится), или Сатана, но программа управления этими краниками записана на кругах, что в мире творчества, как Судьба. И каждый круг соответствует такому кранику. Наверное, там, на кругах, зафиксирована и программа, управляющая циклами развития личностей и социумов. Ведь это очень просто заставить угаснуть человека и народ. Перекрыл краники – и конец… Это – судьба! Добавил синего пламени – процветает интеллект. Добавил жёлтого – пышет воинственная энергия. Всё просто. Но кто бы ни крутил краники: программа-судьба, человек, или «демон-мститель», предназначение человека, СВОБОДНО и СОЗНАТЕЛЬНО исполнять Божественный замысел творения, записанный на кругах, не меняется. Этот замысел надо распознавать, изучая и себя, и природу, отделяя то, что даётся умом от химер-творений рассудка. Человек должен соответствовать ЗАМЫСЛУ ТВОРЕНИЯ, несмотря ни на что, в том числе и на последствия действия управителей. Если ему это удаётся, он успешно проходит через круги и устремляется к Богу, если нет – то ему (его душе) представляется следующая попытка (об этом говорится в других герметических трактатах).

Итак, Управители обеспечивают трансляцию управляющей человеком энергии-огня от Природы, поэтому они и управители. Каждый управитель моделирует своим действием в человеке (и животных) какую-то часть божественной сущности, заложенной в Свете Истины. НО Свет Истины доходит до одушевленного человека непосредственно, без помощи управителей. То есть в идее лошади, о которой мы говорили в первой лекции, есть и «грубая» вещная материальность, «закодированная» Логосом в красном участке Света Истины. Этому участку соответствует первый управитель и так далее. Вероятно, шестой и седьмой управитель «обнулены» в идее лошади полностью: лошади не надо «тонкой энергии, огня» управляющей работой рассудка.  Что это за энергия, какой её физический смысл – пока неизвестно. В китайской традиции она называется ци, в индийской прана. Но она материальна, об этом не раз говорится в Поймандре.

26) И, очищенный таким образом от всего, что произвела совокупность кругов, он входит в огдоадическую (восьмую) природу, сохранив только свою собственную силу, и поет вместе с сущностями (Уси) гимны во славу Отца. Все радуются его появлению, и, став похожим на них, он поет мелодичным голосом Сил, кои суть выше огдоадической природы и которые поют хвалы Богу. И тогда они (присутствующие души) по порядку поднимаются к Отцу, и доверяются Силам, и, став Силами, рождаются в Боге. Таково конечное Благо тех, кто владеет Знанием (*16), - стать Богом. Чего ты ждешь теперь? Ты унаследовал от меня все учение, тебе осталось только указывать дорогу людям, достойным того, чтобы при твоем посредничестве Бог спас род людской.

Совокупность кругов привносит Судьбу. Только очистившись от всего лишнего, произведённого «совокупностью кругов», на которых записана Судьба, человек переходит к Отцу. Туда допускается только то, что составляет его первичную – идеальную сущность, точно соответствующую тому идеальному единственному Человеку, порожденному Богом! Судьба – судьбой, предназначение – предназначением, но в сухом остатке только то, что было в неизменном первоначальном Замысле. А там Человек, рождённый единственным, и он не мужчина и не женщина, и он подобен Богу.

Здесь опять говорится о силах, составляющий Свет, в которые превращается человек, чтобы родиться (не слиться, а возродиться) в Боге. Разумеется, возродиться, ведь Бог неизменен, и Человек, как Сын Божий, там был, есть и будет. Собственная сила человека – это его идеальная первоначальная сущность, божественная сущность, безусловно, и умная, и светлая.

27) Сказав так, Поймандр смешался с Силами. И восхваляя Отца всего сущего и благодаря Его, я поднялся, обретя силу, познав природу Всего (*18) в великом видении. И я начал проповедовать людям красоту религии и Знания: "О народы, люди, рожденные из земли, погрязшие в пьянстве, сне и незнании Бога, отрезвитесь, встряхнитесь от вашего беспутства и чувственного оцепенения, пробудитесь от вашего отупления!"

И Поймандр смешался с Силами. Ну а как же иначе, ведь он – и есть Бог. И Гермес обрёл силу, обретя знание. Его сила – это сила истинного знания.

28) Они услышали меня и все как один собрались вокруг меня. И я продолжал: "Почему, о люди, рожденные из земли, вы предаете себя смерти, когда вам позволено обрести бессмертие? Раскайтесь, вернитесь к себе самим, вы, блуждающие, чахнущие в невежестве; отдалитесь от света сумрачного, приобщитесь бессмертию, раз и навсегда отвергая порок".

Здесь начинается обычная религиозная проповедь спасения.

29) И одни, насмехаясь надо мною, поспешили в свою сторону, а шли они по пути смерти; иные, бросаясь к ногам моим, умоляли меня научить их. И я, поднявшись (Фестюжьер: подняв их), став поводырем рода людского, проповедуя учение, указывая в речах моих путь спасения; я сеял в них слова мудрости, и они отведали воды бессмертия (амброзия). И когда наступил вечер и начали исчезать последние лучи солнца, я пригласил их на молитву. Совершив благодарение, каждый направился к своему ложу.

И в ответ на эту проповедь всё происходит как всегда: одни встали на путь спасения (по-видимому, начав познавать самих себя), другие на путь греха. Гермес стал всё же «поводырем рода людского». И действительно, он, если верить древнегреческим и древнеегипетским мифам, учил людей знаниям ещё в незапамятные времена, предшествующие строительству великих пирамид. Молитва же, как общение с Богом, Гермесом не отрицается, но является, очевидно, не просьбой, а актом признания любви и благодарности Богу, за то, что он не отвернулся от падшего человека, а дал ему возможность возродиться в Боге.

30) А я запечатлел себе благодеяние Поймандра, и, преисполнен того, чего желал, я отдыхал, полон радости. Сон тела вызвал просветление души, мои закрытые глаза созерцали Истину, плодотворная тишина несла в груди своей высшее Благо, произнесенные слова были семенами добродетели. Это случилось со мною, потому что я получил от моего Ума, то есть Поймандра, Высшего Ума, Слово истинного могущества (Скотт: могущества учения); так, благодаря богодухновению, я овладел Истиной. Вот почему всею своею душою и изо всех своих сил я посвящаю Богу-Отцу сию песнь хвалы:

Здесь свидетельствуется о том, что ум Пророка и божественный Ум на самом деле тождественны, но не полностью, а в той степени, которую дозволяет Отец, допуская в человека Свет Божественного Знания. Пророк понимает, что Истина никогда бы не открылась ему без воли Божией. Важным обстоятельством является то, что Гермес пребывал в радости и отдыхал, обретя «плодотворную тишину ощущения высшего Блага». Его экзистенциональные ощущения соответствуют тем, что обычно переживают мистики, имевшие общение с Богом. Это так, к слову сказать, люди же, имевшие контакт с «властелином мира» – обычно получают прилив энергии, заставляющей их творить чудеса разного рода. Ещё бы, ведь падший демиург – властелин энергии-огня, но не Света.

31) Святой есть Бог, Отец Вселенной. Свят Бог, Чья Воля исполняется Его собственными силами. Свят Бог, Который желает быть известным и который известен тем, кто принадлежит Ему. Свят еси. Словом, сотворивший все сущее.  Свят еси, Чей образ воспроизводит вся Природа. Свят еси, Которого не создала Природа. Свят еси, сильнейший всяческих сил. Свят еси, величайший всех величеств. Свят еси, превышающий все похвалы. Прими же чистое словесное жертвоприношение непорочной души и сердца, возносящегося к Тебе, о невыразимый, невысказываемый, Которого одна только тишина может назвать.

В русском языке «святой» и «светлый» – однокоренные слова…. Эта молитва Богу, а не природе. Поэтому называть герметизм «Поймандра» пантеизмом – неверно, об этом свидетельствует и весь трактат. Но теизм «Помандра» – это, всё же, особенный теизм, напрямую и открыто провозглашающий, что Природа воспроизводит образ Бога, а человек несёт в себе его идею-Свет, как чистое и истинное знание.

32) Молю Тебя, ни при каких невзгодах не позволь мне свернуть с пути истинного, дай мне Знание нашей сущности, дай мне силу, просвети милостию Твоею тех, кто суть в невежестве, братьев из моего племени, детей Твоих. Я верю в Тебя и свидетельствую о Тебе, я иду к жизни и Свету. О Отче, благословен будь; человек, принадлежащий Тебе, (*19) желает разделить Твою святость (Фестюжьер. желает уделить тебе помощь в деле освящения), ибо Ты дал ему в этом полную власть.

Здесь говорится о том, что Гермес понимает свою зависимость от воли Бога и считает людей братьями своего племени и детьми Бога. Они заслуживают идти к Свету, и тот, кто упорен на этом пути, достигнет божественной святости.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ СВОД

1. Поймандр - "пастырь мужей" (греч.). (К. Б.)

2. Средневековый арабский учебник магии "Пикатрикс" вкладывает в уста Гермеса следующие слова о том, что с ним произошло: "...Преисполненный желания открыть учение о тайне (Secreta opens mundi) и таинство сотворения, я очутился в мрачной пещере, темной и ветреной. Я ничего не видел из-за царящего в ней мрака и не мог держать зажженной лампу - так сильно дул ветер. Тогда мне явился некто с прекрасным лицом и сказал мне: "Возьми свечу и помести ее в стеклянную лампу, которая предохранит ее от ветра, и он ее не погасит. Затем войдем в подземную комнату..."" (Picatrix, III, 6). Это напоминает Леонардо да Винчи: "Разъяренное море не шумит так даже тогда, когда бушует северный ветер... И влекомый своей страстной волей, жаждущий увидеть великое смешение разных дивных образов, сотворенных искусной Природой, блуждая среди тенистых скал, я дошел до отверстия большой пещеры, стоя пред которой, удивленный, не осознавая, что происходит... И вдруг вскипели во мне две силы: страх и желание, страх перед грозной темной пещерой и страстное желание увидеть, нет ли в ней чего-то истинного" (Cod. Anindel 263, 155г.). (К. Б.)

3. Приводим для сравнения соответствующий отрывок из "Пастыря" христианского автора середины II века Гермы (Hermas): "Когда я помолился и сидел на ложе, вошел ко мне человек почтенного вида, в пастушеском одеянии; на нем был белый плащ, сумка за плечами и посох в руке. Он приветствовал меня, и я ему также ответил приветствием. Тотчас же он сел возле меня и говорит мне: "Я послан от славнейшего ангела, чтобы жить с тобой остальные дни твоей жизни". Мне показалось, что он искушает меня, и я говорю ему: "Кто же ты? Я, говорю, знаю, кому я препоручен". Он говорит мне: "Ты не узнаешь меня?" – "Нет", ­говорю я. "Я, – говорит он, – тот самый пастырь, которому ты препоручен"... В то время, пока он еще говорил, изменился его вид, и я узнал того, кому я препоручен. Тотчас я смешался, меня объял страх, и весь я разрывался от скорби, что отвечал ему так лукаво и неразумно. Он говорит мне: "Не смущайся, но укрепись моими заповедями, которые я имею дать тебе. «Ибо я послан, - говорит он, — чтобы снова показать тебе все, что ты видел прежде, и особенно то, что полезно для вас». Прежде всего, запиши заповеди мои и притчи, остальное же запиши так, как я покажу тебе. Итак, я приказываю тебе сперва записать заповеди мои и притчи мои, чтобы ты по временам читал и удобнее мог соблюсти". Я поэтому записал заповеди и притчи так, как он мне повелел. Если, услышавши их, вы сохраните, будете поступать по ним и исполните их чистым сердцем, то вы получите от Господа то, что он обещал вам..." Перевод А. Б. Рановича. См. также "Исследование" Менара, наст. изд. (К. Б.)

4. В этой космогонии эфир, огненный дух, не имеет четкого отличия от воздуха.

5. На голосе, возможно, на послушании.

6. То есть Первого Нуса, остающегося высшей причиной сотворения.

7. Армониа; здесь: Судьба. Менар переводит как "гармония и крепкие преграды кругов", Меад (англ.) как "harmony". Скотт (англ.) как "structure", Нок (англ.) как "framework", Фестюжьер (франц.) ­"armature". (К. Б.)

8. Приводим для сравнения соответствующий отрывок из другого гностического сочинения - "Сущность архонтов" (Nag Hammadi Codex, II): "Нетленность устремила свой взор в глубь областей вод. Образ ее явился в водах. И силы тьмы воспылали к ней любовью. Они не могли уловить образ, явившийся им в водах, по причине их слабости, ибо души не могут уловить дух, поскольку они суть внизу, а он - вверху. Потому Нетленность взглянула в глубину областей (вод), чтобы по Воле Отца соединить все со Светом". (К. Б.)

9. См. "Асклепий", 7.

10. Возможно, имеется в виду вертикально стоящих, в отличие от животных.

11. Айтерос; судя по всему, имеется в виду воздух или огонь с

воздухом. (В. С.)

12. Генон; возможно, "поколений". (К. Б.)

13. В одном из манускриптов Гермеса здесь находится следующее примечание, опубликованное Буасонадой (Михаил Пселл, "О деянии демона", Psellos, "De operatione daemonum") и воссозданное Парси в его работе "Поймандер":

Из Пселла: "Этот чародей, по-видимому, хорошо знал Святое Писание; именно из него он исходил, излагая сотворение мира. Он не постеснялся даже несколько раз повторить выражения Моисея, как в этом предложении: "Бог сказал: Растите и размножайтесь", которое он демонстративно заимствовал из Моисеева слова. Но вместо того, чтобы сохранить поистине божественные простоту и ясность Писания, он ударился в высокопарный пафос, присущий мудрецам Эллинизма, в аллегории, разглагольствования и чрезмерности, и отступил от истинного пути или был сбит с него Поймандром. Действительно, нетрудно разглядеть, каким был Поймандр у греков; это тот, кого у нас называют "Князь мира", или кто-то из его приближенных. Ибо, говорит (Василий), Дьявол вор, он обворовывает наши обычаи не для того, чтобы отвратить своих от безбожия, но, чтобы приукрасить их ложное благочестие истинными словами и мыслями, и таким образом делает ее более правдоподобной и приемлемой для большого числа людей. Платон не прав, когда говорит, что греки, наученные дельфийскими оракулами, исправляют то, что они заимствуют у варваров. Вернее было бы сказать, что греки не очень утруждают себя поисками истины и что они особенно заблуждаются в своих мнениях о божественном. И это не наши так говорят, это наиболее уважаемые среди греков; в этом можно убедиться, читая письмо, в котором Порфирий просит египтянина Анебо научить его истине, ибо он знает только мнения греков. Существовало ли какое-либо иное варварское племя, которое бы обожало Творца и Царя Мира в традиционной форме и согласно своим национальным обрядам, этого я сказать не могу, но существует множество доказательств тому, что религия Иудеев была прославлена по всей земле и что их правовая система предшествовала этому Гермесу и любому иному греческому мудрецу". (Л. М.)

14. Об этих понятиях см. отрывок XVII на с. 162. (К. Б.)

15. Несомненно, планетные энергии. Подобные семь пороков мы находим у Иренея, но не связанными непосредственно с небесными сферами; они перечисляются в следующем порядке: Агнойа (Незнание), Автадия (Высокомерие), Какия (Зло), Зэлос (Гнев), Фтонос (Зависть), Эриннис (Сварливость), Эпитимия (Вожделение); заметим, что на первом месте стоит Агнойа в паре с Автадией, все остальные пороки исходят из Незнания.

16. Необходимо осознать, что в герметизме отсутствует одно из основных понятий христианства – вера в Бога. Вместо него предлагается Знание Бога. (К. Б.)

17. Скотт помещает параграфы 27-29 в конце трактата, после параграфа 32. (К. Б.)

18. Слово Пан в большинстве случаев переводится как "Всё". (К. Б.)

19. Возможно, "Сын твой" или "Человек - Твой сын". (В. С.)

 

Заключение.

Представленная в «Поймандре» версия сотворения мира и человека является одной из многих. Каждая религиозная система, мифология каждого народа и даже многие секты имеют свою версию, потому что без ответа на вопрос: «Откуда и как произошёл мир и человек», – невозможно создать мировоззренческую систему. Новые космогонии появляются беспрерывно. Они провозглашаются пророками, оглашаются визионерами, приносятся «посланниками из космоса». Достаточно заглянуть в Интернет, чтобы убедиться сколь изобильно человеческое творчество в этом направлении. Это было и будет так, потому что любая религия призвана стать системой, определяющей, как человеку правильно жить. Иначе кому она нужна! Ну а наука с её научной картиной мира? Увы, и сегодня она далеко не всё может объяснить.

И всё-таки версия творения, изложенная в «Поймандре» очень необычна. Она настолько необычна, что не могла получить последовательной трактовки долгие тысячелетия, хотя была известна ещё в эпоху пирамид. Люди, бравшиеся её трактовать, уходили кто в гностицизм, кто в оккультизм, кто просто видел в этом тексте одну из многих компиляций из более поздних религиозных учений. Хотя любое непредвзятое исследование этого текста установит, что в нем совершенно отчётливо зафиксированы принципы:

1. Вторичность Идеи-Света и материи-природы по отношению к Создателю-Уму.

2. Воспроизведение в Природе этой Идеи (суммы идей), как мировой гармонии.

3. Априорность бытия «Я – есть» – ЖИЗНИ в Абсолютной Идее.

4. Последовательное, поэтапное воплощение идеи Человека, порожденного Богом, в природе, где уже было создано материальное тело. Причём акт материализации идеи Человека, несомненно, произошёл в результате какого-то сбоя в процессе творения, вызванного сначала проявлением человеческой воли, а потом и конфликтом между идеальным Человеком и Демиургом, сотворённым Богом специально для осуществления творения. Но человек был прощён Богом, и ему оставлена возможность возвращения-спасения к своему Отцу Небесному и после его воплощения в материи.  Бог любит человека, каждого человека…

5. Наделение природного человека душой и умом, обеспечивающим ему бессмертие и истинное знание, получаемое непосредственно от Бога, как Ум-Свет.  Причём в природном человеке природой изначально сотворено духовное разнообразие людей (семь типов).

6. Наличие в природе «тонких энергий», управляющих человеком, от которых зависят человеческие качества.

7. Рассудок человека и ум – разное. Рассудок – это природное человеческое качество, а ум-свет приходит от Бога и по воле Бога.

8. Наличие у человек души, которая является не творением, а плодом Бога. Вероятно, что душа и является той самой перегородкой, которая отделяет божественный Свет-Ум от рассудка.

9. Зло – результат изначальной непредназначенности человека для жизни в материальном мире. Не было бы в мире человека, не было бы и зла. Человек обрёк себя и мир на зло, когда вселился в него, помимо воли Бога, может быть преждевременно. То есть «сбой программы творения», спровоцированный человеком, привёл к появлению зла. Но Бог не стал это исправлять. Почему? Потому что нарушил бы тем самым проявление человеческой воли.

10. Наличие в сотворенном мире субъекта, способного управлять тонкими энергиями помимо воли человека, вредя ему. Этот «демон мщения» – очевидно Сатана, которым стал Демиург, созданный Богом для реализации плана творения и сначала точно исполнявший волю Бога. Демиург вызвал «сбой программы творения» потому, что не пожелал подчиниться Человеку-творцу, за что и был отстранён от управления творением.

11. Отсутствие каких-либо упоминаний о конце света, судном дне (правда в «Асклепии» есть описание тяжёлого кризиса человечества).

12. Знаменитое «Что вверху, то и внизу» Гермеса Трисмегиста, на котором основывается принцип соответствий, лежащий в основе астрологии и алхимии, исходя из «Поймандра», надо понимать, что на Небе, то и на Земле. Мир Природы (земля) является образом Идеи Бога (Небо).

13. «Познай себя самого» – очевидно означает познание мира и человека, в том числе и научное познание. Именного познание мира и человека, научное познание, в сочетании с моральными качествами, которые даёт Ум, свидетельствующими о его наличии в человека, – есть путь к спасению. 

Ивану Карамазову с его знаменитым: «Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять», – можно ответить, что   этот мир хоть и передан тебе, но не так, как этого хотел Бог, а как возжелал сам человек. Ты сам в него пришёл по своей воле! Так что на Бога не пеняй, а занимайся науками и самосовершенствованием, приводя себя в соответствие божьему миру. Совершенный человек создаст совершенный мир. Несовершенство мира не от Бога, а от человека.

Автор убеждён, что даже если «Поймандр» и был записан в III веке нашей эры на греческом языке, его идеи гораздо древнее текста. И чрезвычайно важно, что они были выражены в законченной картине творения, многое на самом деле объясняющей. Почему это произошло, и произошло именно в Александрии, мы уже говорили.

В этой лекции мы пока не будем давать развёрнутых комментариев о последствиях использования всех этих идей в различных религиях и мировоззрениях. Скажем лишь, что все вместе они не были использованы ни разу ни в одной мировоззренческой концепции, хотя попыток было немало.

«Поймандр», и другие сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту (а их по преданию аж 42 книги), считаются источником гностицизма (развившегося в учения манихеев, митраизма, катаров, альбигойцев, и т.д. и т.п.), герметизма, алхимии, учения тамплиеров, розенкрейцеров и др. Гермесу Трисмегисту, в частности, приписывается авторство «Кибалиона» — основы мудрости герметизма. Теологические сочинения Гермеса Трисмегиста представлены 17 трактатами Corpus Hermeticum, частично до нас дошедшими.

Но достаточно внимательно прочитать сочинения, входящие в Corpus Hermeticum, «Изумрудную скрижаль», «Асклепия», чтобы установить, насколько они разнородны и противоречивы не только друг с другом, но и внутри себя. Просто невероятно, что они принадлежат одному автору и написаны в одно время. Я в этом убедился. Желающие могут это проверить. Но для цветодинамики важно не то, кто и когда написал эти тексты, а то, что в «Поймандре», который составляет самостоятельное и законченное произведение, впервые однозначно совмещены основополагающие идеи:

– единого личностного Абсолюта;

– тождества (ограниченного) человека и Абсолюта;

– предустановленной гармонии природы.

Первое нашло развитее в иудаизме, второе в индуизме, третье в даосизме и конфуцианстве. В соответствие с цветодинамикой, именно совмещение этих трёх основополагающих идей и должно стать верой-знанием, наиболее полно выражающим истину, которая на самом деле одна и едина для всех одушевлённых существ. В следующих лекции мы покажем, что рассказ «Поймандра» о творении мира и устройстве человека в самых главных моментах подтверждается в священных писаниях мировых и древних религий и попытаемся сконструировать душу и смоделировать её работу. Это поможет выявить некоторые закономерности, связанные с эволюцией общества и каждого человека.

 

© Александр Викторович Кашанский

17 ноября 2008 год