Предложения по устройству российского павильона на выставке ЭКСПО в 2010 году в Шанхае

Основная идея экспозиции.

Идеальный город является проекцией представлений человека о мироустройстве в объемах пространства земной реальности. Каков идеальный человек, таков и идеальный город. И напротив, идеальный город, будет образом, влияющим на становление личности человека.  Каждая эпоха приносит своё представление об идеальном градостроительном решении. Задачей российского павильона должна являться манифестация образа города будущего, вмещающего всё человечество, как продолжение небесной (универсальной) гармонии, перенесенной человеком с небес на землю. Такое представление о городе должно изменить и человека, строящего на Земле реальные города. Причем в основу композиции должно быть положено такое представление о всемирном граде земном, которое было бы понятное и китайцам, и всем другим посетителям выставки почти без комментариев. Образное воплощение выставки должно исходить из того, что истинность образов может и должна изменить жизнь людей к лучшему. Правильные образы – правильная жизнь. Если система образов, манифестируемая павильоном, будет понятна и понравится людям, то и путь в будущее, исподволь предлагаемый Россией, построившей этот павильон, так или иначе, но будет обсуждаться. Это – главное. Павильон должен являться призывом к такому обсуждению. Идеологическим посылом, зашифрованным в образных рядах композиции российского павильона, помимо прочего, должна быть и идея «смены вех» мирового развития.

Основы композиционных решений.

В основу архитектурного замысла российского павильона предлагается   положить образ павильона как символа Вселенной – Универсума, включающей в себя (внутри) город людей. Универсум (Дао в китайском мировоззрении) порождает и содержит в себе этот город. Внешний облик павильона должен символизировать Мировое Яйцо. Из Мирового Яйца, судя по представлениям, имеющимся кроме славян («Курочка Ряба, яйцо Кощея Бессмертного, матрёшка и т.д., пасхальное яйцо), у прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и. т. д., возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.). Мировое Яйцо павильона должно стоять в обрамлении наружных несущих конструкций, символизирующих галактическое космическое устройство. Это «яйцо» должно сиять, светиться внутренним светом.

В основу внутреннего композиционного решения павильона предлагается положить образ Мирового дерева (космического дерева, дерева жизни). Мировое дерево является древнейшим и, можно уверенно сказать, основным архетипом всей человеческой цивилизации. Дерево растет в центре рая у всех народов, персиковое дерево – символ бессмертия у китайцев (другого рая у них нет), в центре Небесного Иерусалима также растет дерево, пророк Мухаммед, поднявшись на седьмое небо к престолу Всевышнего, увидел там чудесное дерево с разноцветными листьями и т.д. Город с деревом в центре – это и есть рай земной. Древо жизни значительной высоты (насколько позволят средства и технические возможности) и максимальной выразительности и красоты должно быть в центре павильона и являться основой – осью его композиции. Крону дерева (как и пирамиду доллара) венчает глаз, символизирующий мыслящее начало гармоничного единого мира.

Экспозиционная композиция, выражающая восхождение к лучшей жизни, должна строиться по принципу «семи небес», поднимающихся от уровня земли и до купола неба, под которым растёт Древо Жизни. Экспозиция нижнего уровня рукотворные достижения: машины, компьютеры и т.д. далее к живой природе, потом человек (и семья), а на верхнем уровне ничего – блаженная лаконичная пустота и возможность созерцать Крону древа жизни.  Подъем на седьмое небо по спиральным лестницам. Горизонтальная композиция должна быть ориентирована по сторонам света, где на всех уровнях располагаются экспозиции народов многонациональной России: на западе русские, на севере финно-угры, на юге дагестанцы на востоке буряты, но древо жизни в центре и одно на всех. Основой экспозиции должен быть образ счастливого человека-созидателя Универсума по закону Дао – всех национальностей России. Этот образ должен быть выражен в фото (это не дорого), в произведениях искусства и науки и техники, но везде в центре человек, а не машина, не компьютер.  Такая композиция символизирует многоярусность города будущего, его полиэтничность, близость к Природе и сакральное значение вертикальности его композиционного устройства. Возможны также подземные ярусы, где под корнями дерева можно расположить древности и архетипы: свитки, знаки и символы, а еще ниже что-то отвергнутое и забытое. Поднимаясь по винтовым лестницам, символизирующим развитие универсума (и каждого человека), посетитель как бы поднимает себя к Небу и осознанию смысла своего существования. Возможный аттракцион: свет гаснет и под музыку загорается волшебное дерево (необычайной красоты), а под куполом (как в планетарии) разворачивается некий ряд образов, символизирующих замысел выставки. Архетип дерева является также выражением человеческой и мировой души и духовности, без которой строительство града небесного на земле невозможно. Сегодняшняя Россия далеко отстала от мира, в том числе и от Китая, в области реального градостроительства, поэтому ей не удастся показать какие-то сногсшибательные технологические новшества в своём павильоне. Показать можно только идею будущего мироустройства или идеи российских архитекторов. Сам павильон – и есть такая идея. Эта идея – идея восхождения к гармоничному миру – единому миру для всех, одной мечте. Земля – райский сад. У людей должен возникать вопрос: «Что они хотели выразить таким павильоном?» Ответ в принципе ясен – работа общества на человека, но образ этого человека – это не герой блокбастеров, а одухотворенный идеей сотрудничества с Единым Сущим творческий и любящий человек – ЧЕЛОВЕК ТРУДА.  Это человек новой, не коммунистической, и не либеральной, а универсальной формации (от слова «мир-универсум»).

Конечно, на ярусах можно поместить предложения российских архитекторов по организации городского пространства, коммунальным и технологическим решениям в городе будущего и т.д., выражающих их представления о городе будущего, выражающих мечту об идеальном городе. Но ясно, что каков человек, таков и его мир. Уродливый человек порождает уродливый город, а прекрасный человек создаст прекрасный город. (Разумеется, возможно и обратное влияние. В этом и заключается роль архитектуры). О том, что именно можно разместить в экспозициях на ярусах должны решать специалисты по градостроительству, здесь же предлагается концепция самого павильона.

Сам факт того, что в центре мирового яйца помещено дерево, зашифровывает смысл, известный китайцам из закона перемен: дерево преодолевает всё на данном цикле развития бытия, а дерево в их архетипах связывается с Россией (славянско-тюркским миром). Поэтому в экспозициях павильона должна быть достаточно представлена и тюркская составляющая русского этноса, в частности идея Чингисхана, когда-то объединившего Китай и Русь, как положительный момент русской истории.

Лозунги и дополнительная символика

Лозунгом российского павильона снаружи (Универсум как Мир) является: любовь, свобода и творчество – это принципы Универсума как творящего Абсолюта, а изнутри: милосердие, воля, справедливость – это принципы Универсума как человека, если он со-творец, воплощающий Замысел (законы Дао, если по-китайски). Тем самым провозглашается, что Любовь Всевышнего (Неба) реализуется через человеческое милосердие, Его свобода – через правильную человеческую волю, а Его творческий замысел через справедливое устройство общества. Такое словесное выражение смысла творения и есть троичная гармония, в паре Инь-Ян (если по-китайски). Лозунг должен быть выражен лаконично, в том числе и иероглифами. Везде и всюду должны раздаваться и продаваться сувениры, символизирующие Дерево Жизни.  Обрамление участка земли вокруг дерева можно выполнить восьмиугольным (восьмиугольник триграмм И-Цзин), что будет особым «реверансом» в сторону Китая, а также обозначать, что Дерево Жизни находится вне перемен, в нём перемены заканчиваются и достигается бессмертие, как цель человечества. В центре и мира, и российского павильона не человек, а жизнь во всей её полноте (включающая и человека), символизируемая мировым деревом в мировом яйце.

Цель выставки.

Приняв концепцию мирового дерева, как образа универсума, Китай сможет использовать её для экспансии своей идеологии, выражающей всемирную гармонию, но это будет совершенно невозможно без авторского сопровождения России. Как этап этой экспансии может быть осуществлена реорганизация юаня (в том числе в новом образе с изображением дерева с глазом, или без глаза), как природосовместимой валюты, причем в расчет его «природосовместимости» можно будет включить и российские природные ресурсы, поддерживающие китайскую мощь на взаимовыгодной и уважительной основе. В этом тандеме Россия должна выступать как инновационный «мотор», способный служить осью формирования идеологии будущей мировой гармонии, основанной на концепции мирового дерева. Если начнется оформление этого «тандема», то он неизбежно будет дополнен и участием мировых финансовых центров, как третьей необходимой составляющей будущей справедливой реорганизации мирового устройства, выражающей уже новый экономический порядок – природосовмстимого и «человековместимого» мирового хозяйства. Если эта идея начнет обсуждаться и найдет поддержку, цель выставки будет достигнута, и трансформация мира начнётся. Смыслом этой трансформации будет переход от человекоцентризма постиндустриального общества, к универсальной концепции информационного общества, рассматривающей человека как со-творца небесного (божественного) замысла, ответственного за его выполнение.  

 

© Александр Викторович Кашанский

24 апреля 2008 год