Стратегия глобальной безопасности. (Открытое письмо президенту США Д. Бушу)

Уважаемый господин Буш!

В сегодняшнем мире именно Соединенные Штаты Америки являются главным гарантом глобальной безопасности. И поэтому, поздравляя Вас с переизбранием на пост президента США, я обращаюсь к Вам с письмом, выражающим мою точку зрения на эту проблему. Я полагаю, что с моим мнением в той или иной степени солидарны очень многие люди, как в России, так и в других странах, поэтому она может быть Вам интересна.

С тех пор как появился Homo sapiens – человек разумный, его природа мало изменилась, а скорее всего, не изменилась вообще. Давно известно, что насилие порождает насилие, и так же давно надежным способом обезопасить себя считается только сила, большая, чем у других. И насилие продолжается, и «все возвращается на круги своя».

Можно ли остановить насилие? А можно ли изменить человеческую природу? Когда же «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Исаия 65-25)?

Порядок в звериной стае устанавливается, когда есть вожак, способный проучить любого. Если претендентов несколько, между ними идет борьба. Сравнивать человечество со стаей, увы, можно с полным основанием, потому что поведением людей управляет отнюдь не только и не столько разум, и чем больше толпа, тем менее она разумна, вся история тому яркое подтверждение. Человечество сегодня – гигантская, глобальная толпа. Преследуя цели сегодняшнего дня, человек подрывает саму основу для нормального существования своих внуков и правнуков. Homo sapiens – как вид неразумен даже в большей степени, чем муравьи, потому что занимается самоуничтожением и потребляет то, что ему на самом деле не нужно, разрушая и себя, и природу.

И вот  после долгих тысячелетий безвластия, или многовластия, что еще хуже, в человеческой видовой стае наконец-то появился претендент на роль вожака, способный заставить подчиниться своей воле любого. Мир через баланс страха должен наконец-то замениться на мир через подчинение единой воле. Вожак установит закон для всей стаи. Выполняй этот закон, и будешь жить. В мире, по крайней мере. Этот вожак – США – страна, являющая собой символ перехода вида Homo sapiens из царства свободы в царство необходимости – необходимости подчиняться разуму. Наконец-то!

И все было бы хорошо, и все бы склонили голову, и лев принялся бы есть солому, если бы не принципы, на которых должно основываться мирное сосуществование, провозглашенные человечеству явленным вожаком стаи. Свобода, демократия, плюрализм, толерантность, законность – это кончено очень хорошо все само по себе. Каждое слово – желанная цель, к которой стремится разум, где бы он ни созерцал прекрасный мир: на Севере или Юге, Западе или Востоке. Проблема заключается не в самих провозглашенных гуманных принципах,  а в практике их применения, заключающейся в одном  уже вполне зверином принципе: моя воля – и есть закон.

Я люблю Америку, разумом, а не сердцем. Все или почти все плохое, что говорят о ней,– это психологическая защита слабого или бред воспаленного ненавистью воображения. Здесь чаще всего срабатывает знаменитый эффект реакции бревна в своем глазу на  сучок в глазу чужом. Америка создала себя из ничего, стала родиной для миллионов людей, в том числе моих бывших соотечественников, и вполне заслужила роль лидера современного мира. Проблема заключается в том, что, то, что хорошо для двухсот, трехсот, девятисот миллионов, не может быть хорошо для всех. Количество и здесь перерастает в новое качество, и любовь превращается в ненависть, а добро во зло.  Тайна противления навязываемому добру насилием кроется именно в глобальности применения гуманных принципов, так как именно глобальность переводит их в новое качество, обращая добро во зло. И свобода становится неволей, демократия – диктатурой, плюрализм – тоталитаризмом, законность – беззаконием. Претенденты на роль противников вожаку стаи появляются и будут появляться, вожак будет убивать их в детском возрасте, но они будут появляться вновь и вновь, тем самым, отрицая провозглашенные  свободу,  плюрализм,  толерантность и демократию. Таков закон жизни, закон человеческого рода, не терпящего однообразия и единоначалия. Заставить всех подчиниться единой воле можно. Нельзя только таким образом установить долгий и справедливый мир.

Модель глобальной безопасности с Америкой во главе в пределе своего развития может обернуться тоталитарной диктатурой по сравнению с которой нацистская Германия и большевистская Россия покажутся детскими садиками. Прототипом такой диктатуры можно, пожалуй, назвать  Спарту с ее спартанцами и илотами. Сегодня уже определены кандидаты в и спартанцы, и в илоты. Некоторые из будущих илотов смирились, некоторые еще пытаются вскочить в последний вагон уходящего поезда глобализации, а некоторые, скрепя сердце и сжав зубы, куют оружие будущей партизанской борьбы, первое проявление которой так называемый «международный терроризм».

А есть ли выбор у человечества, когда оружие массового поражения грозит расползтись по миру, подобно зачумленной крысиной стае?

В реализуемой сегодня Америкой глобальной модели безопасности человек будущего – есть человек потребляющий, не Homo sapiens, а на самом деле – Homo consumptor. Модель безопасности так называемого однополярного, а гораздо точнее – однообразного мира, предполагает подавление человеческой агрессивности через всемерное удовлетворение всех мыслимых и немыслимых потребностей, лишь бы свобода удовлетворения этих потребностей не ограничивала свободу другого. Свобода в этой модели рассматривается, прежде всего, как свобода потреблять, отрегулированная законом. Принцип потребления всего и вся – от жевательной резинки, до религии, реализованный в глобальном масштабе, позволит обеспечить глобальную безопасность, разумеется под присмотром вожака. Возможно ли это? Да, возможно, но только в случае, если потребляемые блага будут распределены справедливо, иначе при безграничных потребностях и ограниченных ресурсах главное право человека потребляющего – потреблять будет осуществляться непременно за счет других.  Понятие справедливости, в контексте реализации права человека потреблять все больше, приобретает всеобъемлющий и глобальный смысл, угрожающий похоронить саму эту концепцию, а вместе с ней и модель глобальной безопасности. В мире человека потребляющего обделенные страны будут бунтовать явно или тайно, требуя большего потребления, а обделенные люди партизанить, требуя справедливого потребления. Богатые и успешные будут подавлять их всеми возможными способами, идеологического, экономического, а если потребуется, то  и прямого принуждения. Что, собственно говоря, уже и происходит, но преподносится как борьба за права человека, подразумевая права человека потребляющего. Уже и сейчас идет борьба за ресурсы, которых не хватает для расширяющегося потребления, а что же будет завтра, когда начнет заканчиваться пресная вода и пахотная земля!

Агрессивная и всепроникающая реклама, уже перешагнула грань, за которой начинается прямое нейролингвистическое программирование,  практически не оставляет выбора у человека, живущего в глобальном информационном пространстве. Он должен стать человеком потребляющим, а значит, и потерять свою агрессивность, сместив все свои цели из духовной сферы в сферу достижения реальных материальных благ, то есть в область экономической конкуренции. Законопослушный потребитель – вот идеал будущего, обеспечивающий глобальную безопасность. В этой модели любая деятельность человека, не связанная с потреблением, потенциально опасна, так как разрушает стереотип безопасного поведения. Неформальное, искреннее исповедование любой веры, фанатичная приверженность любой идеологии иррациональна, а значит, потенциально опасна, так как генерирует человека другой формации. Причем здесь необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство: есть модель нового порядка для «спартанцев» и для «илотов». Спартанец должен потреблять и «духовную пищу», то есть обосновывать сам для себя поклонение «золотому тельцу» некой миссией служения добру, иначе какой же он будет солдат. Человек ведь остается человеком, ему нужно высокое обоснование для своих действий. Илот же может потреблять и бездуховно, как животное, ему это позволительно и даже приветствуется спартанцами. То есть для спартанца, призванного поддерживать порядок в обществе потребления, оно – это высоко духовная конструкция, вмещающая в себя все лучшее, что выработано человечеством. Для илота же – это, прежде всего царство денег, а в остальное он может верить, если может, или не верить, если не хочет, но подчиняться обязан.  

Для обеспечения глобальной безопасности в отрабатываемой  модели необходимо уничтожить все островки, сопротивляющиеся внедрению концепции человека потребляющего. Этим и занимается США, взявшие на себя функцию глобального регулирования, несущего тяготы бремени миротворца и это сегодня уже всем почти очевидно. Поэтому все разговоры об эксплуатации человечества через эмиссию доллара и ссудный процент не имеют высокого смысла, а точнее имеют смысл противодействия будущему мирному существованию.

Для того чтобы обвинять США в эксплуатации ресурсов планеты, грабительской глобализации и неоправданном  насилии,  надо прежде предложить реальную альтернативу глобальной безопасности. Ведь бремя установления нового мирового порядка что-то да стоит! И за это должен расплачиваться весь мир, даже если и не хочет, или не понимает этого. Такова, наверное, логика. Лично мне о такой альтернативе пока не известно, все доказательства гибельности глобализации сводятся к выражению острого эмоционального неприятия модели глобализма по-американски, в лучшем случае подтверждаемой рассуждениями о неизбежности краха доллара. 

Спартанец, если он настоящий спартанец, будет вдохновенно утверждать, что каждый может стать спартанцем, это кстати – один из краеугольных камней глобалистской доктрины, но это утверждение – есть идеализация ситуации. Глобальный рынок, основанный на конкуренции, не позволит всем потреблять одинаково, а значит и качество человека, в смысле его соответствия идеальной модели, а значит и степень его «спартанскости» будет   зависеть от уровня потребления, попросту измеряемой в количестве долларов на душу населения. Эта модель жизнеспособна в том случае если количество спартанцев будет  достаточно для поддержания устойчивого равновесия. Это – есть главное условие ее существования, а не всеобщность. При ограниченных ресурсах неизбежно будет выполняться главное условие, а не второстепенные. И на самом деле, за примерами далеко ходить не надо. Африка в нищете и вымирает, но западу ведь не приходит в голову довести уровень потребления в Африке до уровня западных стран, потому что именно это разрушит модель глобальной безопасности.

Само по себе многополярное мироустройство – вовсе не гарант мира. Он тысячелетия был многополярным, и тысячелетия шла война. Действительно, не настало ли время попытаться сделать его однополярным? Чем угроза потери духовности частью человечества, пусть и значительной, хуже угрозы уничтожения? В конце концов, Homo consumptor, бесконечно жующий резинку,  чистящий зубы до бриллиантового блеска, красящий необыкновенно пышные волосы в немыслимые цвета и разъезжающий на красном гоночном автомобиле под пальмами – тоже человек, и сам по себе он не многим хуже людей, борющихся за идею или бьющихся в молитвенном экстазе.  Вопрос заключается в достижимости реализуемой сегодня модели глобальной безопасности и в отыскании возможной ей альтернативы.

Формально достижимость отрабатываемой сегодня модели глобальной безопасности заключается в возможности обеспечения  американского силового превосходства, основанного на технологическом и информационном преимуществе над прочим миром. Этот вопрос уже выверен, группа прорыва в виде западного цивилизационного союза создана и опробована. И дело осталось за малым: создание эффективной ПРО. После этого вопрос строительства однополярного и однообразного мира будет предрешен. Власть будет в одних руках, это так,  но и ответственность за судьбу человечества тоже. Кто готов ее взять на себя? Не слишком ли это тяжелая ноша?

Здесь мы подходим к эсхатологической теме антихриста, межу прочим, созданной хоть и очень-очень давно именно для тех стран, которые сегодня ее и реализуют, а не для стран с конфуцианской или буддистской культурой. Интересно, не правда ли? Предсказанный две тысячи лет назад ход событий с ужасающей точностью реализуется. Все делается из наилучших побуждений, и все ведет к чьей-то единоличной власти над миром. Если сегодня американский президент не может принять решение, к примеру, уничтожить или стерилизовать лишнее население какого-нибудь континента, то послезавтра он сможет сделать это, руководствуясь соображениями глобальной безопасности, как сегодня он принял решение уничтожить Саддама Хусейна из соображений безопасности Америки. И не будет реальной силы, способной остановить его. И будут спартанцы и будут илоты. И жизнь илота не будет стоить ничего, так же, впрочем, как и жизнь спартанца – для илота. Такой чудовищный мировой порядок, основанный на насильственном исправлении верховной глобальной властью порочной человеческой натуры, бессмысленно размножающейся, чрезмерно жаждущей, уничтожающей природу, может разрушить только Бог. Сделает ли он это?  Священные книги, написанные если не Богом, то людьми, знающими человеческую природу уж точно не хуже творцов глобализации, говорят, что да. Но ни одна из них не говорит, что это будет обязательно, если сценарий развития человечества будет иным.

Вопрос, если не спасения человечества, то его достойного существования в будущем, – есть вопрос нахождения реальной модели глобальной безопасности, альтернативной глобализации по-американски. Модель многополярного мира, в ее сегодняшнем понимании, то есть модель баланса  сил, такую безопасность обеспечить не может. Лично я в этом убежден. Где же альтернатива?

Опять и опять возвращаемся к сущности человека, к человеческим качествам. Любая глобальная модель безопасности должна основываться на концепции человека. Антагонизмом человеку потребляющему является человек духовный, реальный же человек, как правило, находится где-то посередине между ними. И если материальная сторона человеческого существования для всех людей одинакова: каждый хочет есть, иметь крышу над головой, жить в безопасности, иметь друзей, то духовная сторона различна. Реализуемая модель  исходит из того, что если материальная сторона жизни одинакова, то и духовная, понимаемая как служение идеалам свободы и демократии, тоже, при этом религиозные идеалы или другие ценностные парадигмы – вторичны этим.  Именно в таком подходе кроется ущербность модели, потому что происходит подмена причины и следствия. И свобода, и демократия – следствия, а не источник духовности. Человеческая духовность многообразна, человек реально существует уже долгие тысячелетия как человек многообразный, а поэтому путь между материальной сущностью человека и его духовностью каждый проходит по-разному и это не обязательно путь к свободе и демократии. Если принять концепцию человека многообразного, то можно прийти к концепции многообразного мира, именно многообразного, а не многополярного.  В этом мире человек с его правами не будет иметь абсолютной ценности, и поэтому его права, и, прежде всего, право потреблять, можно и нужно будет ограничивать, рождаемость регулировать, безопасность обеспечивать силой. Но никто и никогда не должен навязывать человеку ценности, а значит и основанные на них политические, экономические и социальные системы. На информационные и финансовые войны должен быть наложен запрет, так как они есть такое же насилие над духовной природой человека, как и обычные. Гарантом такого мира должно стать действительно мировое и всемирное правительство, имеющее реальную власть и отражающее реальное положение  вещей в мире, и, прежде всего, интересы человека многообразного. Сегодня такое предложение может показаться утопичным, но завтра оно может стать единственной альтернативой разворачивания всемирного кризиса.

Что же из себя может представлять многообразный мир будущего?

Пересматривается концепция прав человека,  рассматриваемая уже не как концепция прав человека потребляющего, а как человека многообразного, в нее должны быть внесены положения, определяющие и обязанности человека по отношению к другим людям и человеческому роду, рассматриваемому как единство многообразия проявления духовности и человеческих качеств. 

Законодательно запрещается критика ценностных (в том числе и религиозных)  политических, экономических и социальных систем. Подобные публикации в средствах массовой информации рассматриваются как призыв к насилию. Толерантность рассматривается как приятие чужих ценностей.

Свобода рассматривается не как абсолютная ценность, а как средство к достижению справедливости, а справедливость как путь к свободе.

Природа рассматривается не как объект, а как одна из основ человеческой сущности, требующая такой же жесткой защиты, как и человеческие права.

Планета рассматривается как единый дом всех людей, в котором необходимо жить по всеобщему закону, не допускающему чрезмерной эксплуатации ресурсов планеты и достижения преимуществ какой-либо ценностной парадигмы. Потребление и численность населения ограничивается законодательно.

На этих принципах разрабатывается всемирная Конституция, на основе которой формируется всемирное правительство и всемирные вооруженные и полицейские силы. 

Высшим органом исполнительной власти является Всемирный Совет из двенадцати представителей, выражающих интересы стран и цивилизаций. Он  избирается прямым голосованиям в двенадцати районах мира имеющих, ценностное и культурное своеобразие, причем границы этих избирательных округов не обязательно должны соответствовать государственным границам. Предлагается следующий состав совета по регионам мира:

– Европа (без России, Белоруссии и восточной Украины) 1 представитель;

– Остальная Европа, Казахстан, Армения – 1 представитель;

– Африка – 1 представитель;

– Китай и Юго-восточная Азия – 2 представителя;

– Япония – 1 представитель;

– США, Канада, Австралия, Новая Зеландия – 1 представитель;

– Центральная и Южная Америка – 1 представитель;

– Индия – 1 представитель;

– Израиль – 2 представителя

– Страны исламского мира – 1 представитель.

Данный состав имеет обоснование, которое здесь не приводится, но именно такой состав может и должен обеспечить в Совете представительство всех значимых ценностных парадигм.

Любой житель Земли по своему желанию может голосовать по какому-нибудь одному избирательному округу.

Вето в Совете обеспечивается тремя голосами.

Совет избирает Председателя, обладающего верховной исполнительной властью.

Верховный законодательный, и судебный орган избираются по тем же округам по принципу пропорционального в Совете представительства.  

Государства, принявшие Всемирную Конституцию передают верховное командование своими вооруженными силами Совету.

Возможно ли это?

Я уверен – возможно, и не далее 2050 года, иначе будет поздно.

Мир нестабилен и, к сожалению, количество проблем, требующих срочного решения, не уменьшается, а возрастает. В трудные минуты своей, да и мировой истории, США демонстрировали взвешенный и рациональный подход к решению проблем. Но остается одна проблема, без решения которой все прочие не могут быть решены – проблема глобальной безопасности. Наступает время решить и ее.

Я верю в Россию с надеждой смотрю на Америку.

 

С уважением,

© Александр Викторович Кашанский

январь 2005 год