Наследники Карфагена

Этюд в синих тонах

 

Борьба за мировое господство между Римом и Карфагеном – яркий пример политической бескомпромиссности, ставший классическим. Знаменитое Катоново: «Карфаген должен быть разрушен», – может быть, главное, что осталось от Эпохи Пунических войн, как образец решения проблемы противостояния цивилизаций.

Строгий, арийско-языческий Рим, строивший свое могущество, опираясь на армию, в ту пору состоявшую из свободных землевладельцев, республиканское правление и функциональную бюрократию, противостоял семитскому, идолопоклонническому Карфагену, власть которого основывалась на торгово-финансовом могуществе, позволявшем содержать наемную армию и привлекать к себе народы не столько военной силой, сколько обещанием богатства.

Антропоморфные боги Рима, обладавшие всеми человеческими качествами, были мало похожи на финикийских идолов, ничего общего с человеком не имеющих и лишь требующих жертв. Римское искусство и римский порядок отрицались карфагенским, и то, что ценилось у римлян, карфагенян не прельщало. Все наоборот, все не так. Конечно же, где витает Римский дух – там не быть Карфагену, и напротив.

Надо сказать, что Карфагенский предприимчивый купец уже в ту эпоху побывал в тех краях, куда лишь через многие века ступила нога римского легионера, и правление силою денег было весьма эффективным, иначе бы не было Ганнибала, битвы при Каннах и сотни лет противостояния, подтверждавшего, что на полях сражений сошлись равные соперники.

Что было бы, если б тогда победил Карфаген? Ответа на этот вопрос нет, потому что, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. Но она устроена так, что всегда или почти всегда позволяет взять исторический реванш проигравшей стороне, то есть народам, следующим ценностям, казалось бы, навсегда уничтоженным победителем. Если в Эпоху Античности победил Рим, то сегодня победа осталась за Карфагеном.

Да, верхняя палата Конгресса США называется Сенатом, и здание его стоит на Капитолийском холме, но сидят на трибунах Капитолия наследники Карфагена.

А как же абсолют закона и строгие лица американских сенаторов? Одень их в тоги – и не отличишь от славных отцов римской нации. Как же доблестная американская армия, распростершая свое присутствие по миру, подобно римским легионам? Все ведь говорит о наследниках Рима?

Закон есть закон – это лишь неизбежная форма любой государственности – форма соблюдена, как и внешняя, почти катоновская строгость его создателей и блюстителей, но глубинное содержание всего этого республиканского великолепия – подменено. Не грозный, человекоподобный Зевс сидит на духовном троне североамериканской нации, а бездушный Ваал, в образе денег, совершенных машин, удовлетворяющих любые человеческие желания, и творений Голливуда. А поэтому армия – наемная, богатство – синоним успешности, а технический прогресс – это смысл и цель существования человечества.

Соединив в нужных пропорциях деловитую протестантскую строгость и прозорливое иудейское накопительство, Америка получила идол Золотого тельца, в качестве общенациональной идеи. При этом христиане остались христианами, иудеи – иудеями, а безбожники – безбожниками. Это сочетание иудейских и христианских ценностей оказалось воистину золотым сечением, при помощи которого было отстроено все здание современной Западной цивилизации. И пока эта пропорция сохраняется, Новый Карфаген не может быть разрушен, потому что лидерство его в мире обусловлено необыкновенной, мистической привлекательностью этой «золотой» пропорции для каждого, кто воспитан в культурной традиции Запада.

Только выдерживая эту пропорцию, США могут сохранять себя как сильное государство и лидер Западной цивилизации. Это надо понимать всем, кто США любит или не любит, чтобы не питать иллюзий. Доказательство этого факта лежит в области скорее иррациональной, как и все, что движет странами и народами, но плохо осознается людьми, но все же поддается некоторому анализу.

Главной особенностью ситуации взаимодействия и взаимопроникновения цивилизаций является именно то, что, соединив разные ценностные системы, получается не их формальное смешение, а качественно новая система. Это чрезвычайно важное обстоятельство, на которое необходимо обращать самое пристальное внимание, чтобы понимать логику действий современной западной элиты, впрочем, как и других.

Чем же славен современный Карфаген, что ему неумолимо диктует «золотое сечение»?

Принцип антропоцентризма является общим и для западной христианской традиции, и для иудаизма. Другим общим принципом является монотеизм. Это достаточно прочный фундамент для того, чтобы строить на этих представлениях об устройстве мира систему общих ценностей, а уже на ее основе – и все здание цивилизации. Отличительным для христианской и иудаистской мировоззренческих концепций мира является трактовка образа Бога: у христиан – он троичен, у иудеев – един. Парадоксом является то, что как христианство, так и иудаизм ставит божественный закон выше человеческого, а вот их синтез ведет к обожествлению прав человека, то есть, в результате сложения в общественном сознании двух одинаковых представлений о роли Бога в человеческой жизни, получается новое, его отрицающее. Это ведет к многочисленным последствиям, преподносимым как победа гуманизма и терпимости. Безусловно, так оно и есть, сегодня на Западе человек выше Бога, но в результате получается еще один парадокс – если у каждого может быть Бог, то у всех вместе бог – Золотой телец. То есть идея Всевышнего уже никого не объединяет, и вместо него, на самом деле, правит бездушный идол. До чего доведет его правление?..

Вопрос, хорошо это или плохо, – неправомерен. Потому что, складывая ценности разных цивилизаций, вынужденных, в силу различных обстоятельств, жить вместе, должны получаться и получаются качественно новые системы ценностей, их объединяющие. Надо не разрушать карфагены, а стремиться понять, как именно взаимодействуют цивилизации, и почему от сложения двух сил получается третья. И поэтому, спустя две с лишним тысячи лет, я, оппонируя Катону Цензору, говорю: Карфаген не должен быть разрушен. Даже если лично мне он не нравится.

Именно в этом «должен» заключается причина миллиардов насильственных смертей за всю человеческую историю. Старательно пестуемая, так называемая толерантность не распространяется на карфагены, которые у каждой цивилизации свои. Карфаген – это тот, кто отрицает близкие мне ценности. А поэтому он отвратителен, он пожирает детей как Ваал, и мне нет дела до того, что он сам о себе думает, – важно то, что о нем думаю я. А если ты сам для кого-то житель Карфагена, который должен быть разрушен?...

Всем, кто хочет хотя бы когда-нибудь прекратить бесконечное, человеческое жертвоприношение, пора понять: в том, что касается основополагающих ценностей, критерия истины нет. Ни успешность государства, ни богатство, ни ареал влияния не являются доказательствами такой успешности, с точки зрения истории. «От великого до смешного – всего один шаг». Где Карфаген, где Рим, где Британская Империя, где СССР?... Об этом следует крепко помнить тем непримиримым, для которых пример Катона Цензора является образцом последовательного, нравственного патриотизма.

 

© Александр Викторович Кашанский

16 июля 2004 год