Навстречу солнцу

Этюд в фиолетовых тонах

 

И от всякого, кому дано много, много и потребуется,

и кому много вверено, с того больше взыщут.

(Лук.12:48)

 

Какие всходы появились на пепелище русской истории, зависит не от нас. Они появляются всегда, земля – святое место, оно пустым не бывает. Пожарища революции и гражданской войны уничтожили старую Русь-Россию, Великая Отечественная подорвала основу-основ русского народа, его генофонд, перестройка и демократизация ослабила его волю и обесчестила душу, подведя итог русской трагедии XX века. Сейчас на пепелище растет все: и из зерен, и из плевел. Надо строить новую жизнь из того, что есть, а не из того, чего хотелось бы. Для этого надо признаться себе в том, что все произошедшее с Россией она заслужила, и ее не спасла ни ее культура, ни религия, и ни что другое, что спасало других.

Ответить на вопрос: «Почему, зачем, а главное – за что?» – необходимо, но до сих пор настоящего ответа нет, он теряется в исторических частностях, глубокомысленных мудрствованиях и официозных заклинаниях. Сколько бы вариантов ответа не было, самым правильным будет следующий: русские чем-то сильно прогневали Бога, а с тех, которым много дано, много и спрашивается. Чем можно досадить себе самому наилучшим образом? Да не делать того, что тебе предначертано судьбой, то есть не выполнять своей миссии (вспомним модного «Алхимика» Коэльо).

Если же говорить о механизме и испытания, и наказания, то он скрыт в двойственности природы русского человека, а значит и русского народа. Эта двойственность заключается в теснейшем переплетении языческой и монотеистической-православной доминант сознания в русском народе, примерно равных по силе, они и раскачивают маятник общественной жизни по очень большой амплитуде. Русское общество мечется между языческой свободой и православной необходимостью. Языческие ценности отрицают православные, в результате их сложения получается нуль, означающий анархию, безволие и бунт. В этой ситуации обнуления воли русские готовы сказать любому: «придите и правьте». И приходили, и правили, результат известен: сегодня стоит вопрос о выживании нации и сохранении государства.

Что же это за таинственное и губительное противоречие?

Классическое языческое мировоззрение, изначально присущее и русскому народу, основывается на трех фундаментальных принципах: ценности человека, то есть антропоцентризме, одухотворении природы, не обладающей единой волей, и возможности взаимопроникновения человеческой и сверхчеловеческой сущностей, в частности, выражающейся в антропоморфности богов и божественности героев. Православное мировоззрение, также органично присущее русским, основывается на примате общества над личностью, единой Божественной воле и возможности взаимопроникновения человеческой и божественной сущностей, выражающейся в стяжании Святого Духа, принятии Святых Даров, да и в богочеловеческой природе главного героя Христианства – Христа. Антропоцентризм отрицается Богоцентризмом, языческий индивидуализм – церковно освященным коллективизмом.  

Считалось, да и сейчас считается, что язычество на Руси искоренено, но это глубокое заблуждение. Можно уничтожить его внешние проявления: идолов, обряды, даже традиции, но дух его неуничтожим, потому что живет в людях. Искоренить его нельзя, он возрождается с каждым новым поколением, также, впрочем, как и потребность верить в единого христианского Бога. Подавляющее число людей не может разобраться в глубинных причинах своих тайных предпочтений, да никогда и не пытается это делать, объясняя свое поведение воспитанием, данью традиции, культурой, условиями жизни. Все это так, и все же, языческая душа требует своего: свободы, упоения жизнью, битвы и подвига. Можно креститься, ходить в церковь, проповедовать христианскую веру, страстно верить в Единого Бога, но в душе оставаться язычником, даже и не подозревая об этом. Ведь и страстность веры может идти от языческого упоения жизнью, переходящего в его отрицание. Кто ты есть на самом деле, определяется в смутные времена, когда люди раскрывают свою истинную сущность, становясь частью огромной, действующей толпы, подавляющей индивидуальную волю и заставляющей забыть почти все из приобретенного воспитанием, образованием, традицией.

«Душа-христианка» требует нравственного закона, покаяния, смирения и духовного подвига. И каждая эпоха дает возможность получать требуемое, соответственно духу времени. Но пожалуй, главное, что я хочу сказать: не каждая душа-христианка, у русских – примерно каждая вторая… А поэтому: сами строили храмы, сами их и жгли, на смену Святой Руси с легкостью пришел Синодальный религиозный порядок, а ему на смену – воинствующий атеизм. Для всего этого на Руси всегда были и духовные предпосылки, и социально-культурная основа.

Для того чтобы общество нормально развивалось, его воля должна быть ярко явлена, какие-то ценности должны доминировать не на телеэкранах, а действительно быть востребованными людьми, по их внутреннему убеждению. Только в этом случае вектор силы общественной устремленности будет достаточно велик, чтобы приводить в движение все общественные механизмы. Русские же до сих пор не знают, какое мировоззрение, какие ценности их объединят, и что им на самом деле надо: свобода или диктатура, республика или монархия. А не знают они не потому, что не хотят, а потому, что не могут, не в состоянии определиться. Главное доказательство этому вся наша жизнь, весь этот перманентный национальный раздрай и разброд, при беспримерном интеллигентском трепе, всегда усиливающемся при уменьшении консолидирующего вектора, неспособность создать ни одной нормальной политической партии, экономический застой, слабость власти. 

Представьте себе Христа и Ахиллеса, сидящих друг напротив друга, благо, что после недавно прошедших по экранам всего мира хороших фильмов это не так трудно сделать. Мог Ахиллес стать христианином? Трудно сказать, но я думаю – мог. Изменилась бы при этом его сущность? Опять же трудно сказать, но я думаю – нет, а если бы он заставил себя пойти в монастырь – страдания его были бы безмерны. Мог ли Христос сражаться, как Ахиллес? Ответ – нет. А если бы его что-то заставило делать это? Что? Ну, предположите на миг... Невозможно представить!

Представить невозможно, но делалось и делается. Христиане, по убеждению, исходящему из самых сокровенных глубин их души, вынуждены убивать, участвуя в бесчисленных войнах, а язычники – креститься и каяться. И те, и другие – русские люди, и те, и другие чувствуют кто свою греховность, кто свою ущербность, приводящую иногда к бессмысленному покаянию (за что каяться-то), а иногда к бессмысленной же ярости.

Эпоха язычества сменилась эпохой христианства, язычников насильственно крестили, изгоняли, уничтожали. Потом маятник истории пошел в другую сторону, бывшие христиане, вдруг поддавшись большевистской пропаганде, руководимые комиссарами, или самостоятельно рушили храмы, грузили священников и монахов в баржи и топили безжалостно. И если бы мы одни русские! Немцы были не лучше, правда, священников живьем не закапывали, но Вотану молиться уже начинали и сожгли почти всех европейских евреев. А пуританская Америка, благословляющая однополые браки! Только в Классической Греции такое было и грехом, между прочим, не считалось. Главный вопрос: почему качается маятник?... И когда он пойдет назад? И сколько это будет продолжаться?

Умная, просвященная Америка нашла ответ на вопрос, как избежать рецидивов организованного насилия. Средство одно – хорошо всех кормить и развлекать, да так, чтобы мало не казалось, а хотелось еще больше. Сытый человек, будь он язычник или христианин (или мусульманин, иудей, буддист, атеист, хоть кто), крушить кормящий его мир не будет. Америка восстанавливала поверженную Германию и Японию, превратив их из врагов если не в друзей, то в союзников. И России давали кредиты, да все не впрок, любые попытки сделать ее сытой, а значит и безопасной для самой себя и для других успехом не увенчались. Долг стомиллиардный, а половина страны как была за чертой бедности, так и осталась. Как же так? Почему? Да все потому же. Потому что у русского народа нет воли изменить свою жизнь, для чего, прежде всего, надо определиться с ценностями, а вот это-то – на самом деле, а не понарошку – то есть в медийном пространстве не получается, и это не купишь за деньги, надо работать самим.

На самом деле принципиальный выход только один – резко повысить уровень благосостояния населения, причем надо сделать это собственным потом (не кровью). Смею заверить, в этом случае в России победят именно православные ценности (не православные!). Такая уж это страна, когда она живет хорошо – обращается к Богу, когда ей плохо – достает из тайника молот Перуна и колошматит все, что попадется под руку: и своих, и чужих. Для достижения цели «нормальная спокойная жизнь» все средства хороши. Но прежде чем использовать любые из возможных средств, надо договориться, что не ценности превыше всего: демократические (читай – для России – языческие),  патриотические  (читай – для России – централизованная диктатура), а сам русский народ: и языческий, и православный, и всякий иной. Это понимание должно проникнуть в самые глубины национального сознания, и люди должны этому поверить, тогда они поверят и в себя. Вот, что надо консолидировать, – ценности, а не правых и левых, либералов и социал-демократов… А это очень трудно, для этого нужен новый взгляд на мир и новая парадигма действий. Этого еще никто не делал!

Языческую свободу и упоение жизнью, и православный порядок, и аскетизм может примирить только принцип гармонии, выстраиваемый вокруг миссии русского народа, которого призвал ее выполнять Творец, разделив русских примерно поровну на христиан с «душой-христианкой» и язычников с языческой душой, склонных вырабатывать разные мировоззрения и следовать разным ценностям. И никому из них Он не дал решающего преимущества – в отличие от большинства других стран. Он требовал от русских одного – научиться жить в мире и согласии самим с собой, в одной стране, стать примером такой гармоничной жизни людей, следующих разным фундаментальным ценностям (не культуре и даже не религии), для всего мира. Не смогли. Пока не смогли. Но обязаны.

Сегодня в мире доминирует подход к построению мирового порядка, исходящий из обязательного следования одним – общечеловеческим ценностям, он неверен. Привожу это утверждение без глубоких доказательств, это докажет жизнь, и уже доказывает. Скажу лишь, что ценности, приведенные в Декларации прав человека, – вторичны, а поэтому фундаментальными не являются – по-настоящему фундаментальные принципы, определяющие всю работу человеческого сознания, его мировосприятие, лежат глубже и заставляют людей воспринимать эту декларацию по-разному. И никакие юридические толкования не заставят людей видеть одни и те же явления жизни одинаково. Жизнь разорвет любые словесные формулы, в том числе и силой, если они не будут соответствовать ее требованиям. Свобода в понимании русского, китайца и англичанина – разные свободы, и пора закончить споры на эту тему, они имеют смысл только в борьбе за власть. А сегодня это путь в никуда.  

Так что же делать?

Русский Ахиллес должен оставаться язычником, а подражающий Христу – христианином. Пусть кто угодно сражается за свои ценности. В этой борьбе не было и не будет победителей. Все уже предупреждены…. И Бог их накажет (а не Бог, так Великая Мать Природа). Для будущей новой России главное – порядок и стабильность, создаваемые для реализации великой русской миссии построения действительно гармоничного общества. Вот цель, а не фантомы ценностей и принципов, всегда толкающие Россию в пропасть. Народ, осознавший, а не декларировавший этот принцип, станет уже другим народом – и не православным, и не языческим народом будущего – «мультиценностным», способным самостоятельно распорядиться своей судьбой и выполнить свою миссию.

 

© Александр Викторович Кашанский

08 июля 2004 год