Великий поход

Этюд в голубых тонах

 

Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.

(Еккл.1:4)

 

Нет ничего вечного под солнцем, и век человека недолог, поколение быстро сменяет поколение, и каждое новое поколение стремится переосмыслить прошлое и обозначить для себя вехи в будущем. Людей объединяет в единый народ общее прошлое, а направляет – единое видение будущего. Если образ будущего неизменен в веках, путь прям, если изменяется, меняется и направление пути, ну а если нет его, каждый человек волен идти, куда ему заблагорассудится, тогда уже и нет народа.

После разрушения Второго Храма и изгнания из Иудеи у евреев не осталось ничего, что было у других народов: ни государства, ни возможности жить на своей земле, а вскоре даже общего живого языка. Казалось бы, рассеянный по бескрайнему миру еврейский народ обречен на исчезновение. Сколько уже было примеров, когда и меньшие несчастья служили причиной ассимиляции и исчезновения куда более многочисленных народов. Они оставляли после себя исторические памятники и произведения искусства, но сами исчезали безвозвратно. Трудно сказать, долго ли просуществовали бы евреи в рассеянии, и где бы умер последний из них, еще осознававший себя евреем, если бы духовными водителями еврейского народа не был создан план национального спасения – великий еврейский Проект.

Суть этого социально-культурного Проекта была проста: никогда не менять прошлого и никогда не менять образа будущего. Долг еврея хранить прошлое, верить в великое будущее и продолжать себя в детях, во что бы то ни стало. Все остальное – суета. Для того чтобы не возникали сомнения в возможности реализации этого плана, прошлое стало священной историей, будущее – великой миссией, а настоящее было детальным образом регламентировано правилами, опять же священными. Для их кодификации был создан Талмуд, по сути – детальная концепция реализации плана национального спасения в условиях рассеяния. Талмудический иудаизм стал культом национального единения, но уже не вокруг Храма, а для реализации национального Проекта, великой еврейской миссии, которую должен завершить Мешиах. Долговременность и масштаб проекта требовал особого отношения к потенциальным его участникам. Каждый, рожденный еврейской матерью, или готовый пройти с еврейским народом свой жизненный путь,  ценен, даже если сам до поры и не осознает своей ценности. Родина для такого народа – объединение людей, а не земля, пусть у человека нет родной земли, но мать-то у него всегда есть. Пока есть матери, осознающие кто они, будет и народ. Главное, чтобы они говорили своим детям: ты – еврей. Хотя бы этого одного – уже достаточно. Вырастет – поймет, что это значит. Пока есть народ – еще ничего не потеряно, даже земля у него еще может быть, но если на земле будут жить люди, не знающие: кто они, откуда, и зачем, – это уже не родина, а только территория.  

Нет крепче стен, чем духовные, а цели выше, чем рожденная верой. За духовными стенами Талмуда был сохранен народ, для которого и его прошлое, и его будущее священно. Теперь, спустя почти две тысячи лет, можно сказать, что еврейский национальный Проект удался. Произошло то, чего вроде бы не может быть: творческая энергия народа не иссякла за две тысячи лет, его пассионарность не улетучилась. Теория Л.Н. Гумилева, определяющая срок жизни, любому этносу, в полторы тысячи лет, возможно и верна, но с одной существенной оговоркой, – она распространяется на этносы, своего национального проекта не имеющие. Можно даже сказать так: этнос – это народ, не имеющий своего национального проекта.

Евреи – яркий пример, наглядно демонстрирующий всем, что нужно делать, чтобы сообщество людей жило не только как биолого-социальный организм, а как духовное единение. Если рассматривать народ, как национально-культурную общность людей, то метод, отработанный евреями в течение тысячелетий, для сохранения и развития своего народа, может быть применен и для других общностей, сформированных по иным критериям. Ведь, по сути, социально-культурный проект, – есть особый духовный инструментарий, способствующий передаче некой важной информации от поколения к поколению. От того, какое общее прошлое будет взято за основу, какая миссия выбрана, какой круг участников проекта определен, и какие принципы заложены в его основу, будет зависеть и характер проекта. Он может быть национальным, или цивилизационным, локальным или мировым.

По Марксу главное отличие самого плохого архитектора от самой хорошей пчелы заключается в том, что архитектор, прежде чем начать работу, способен вообразить, что же он собирается построить, то есть создать план. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что национальный Проект – это долговременный план национально-культурного строительства, то есть такой план, который будут призваны реализовывать многие поколения людей.  Именно его долговременность предопределяет особые требования к качеству и характеристикам такого проекта. Главными из них являются незыблемость базовых предпосылок, то есть оснований проекта и безусловная красота облика строящегося здания, не меркнущая от поколения к поколению. Именно в выборе этих предпосылок и прорисовке желанного облика, который будет соответствовать представлениям о красоте и через тысячу лет, заключается талант архитекторов. Если и то, и другое сделано правильно, проект состоится. В отношении еврейского проекта можно утверждать, что его архитекторы были по-настоящему талантливы. Они нашли образы, сохранявшие свою ценность и притягательность для участников проекта на притяжении тысячелетий, что заставляет задумываться о Божественном участии в проектировании. Отрицать такое мнение не следует, можно только предположить, что именно такая оценка и участника, и внешнего наблюдателя – тоже часть замысла проекта, а не только его предпосылка.

Национальный социально-культурный проект кем-то должен осмысленно создаваться. Он не может возникнуть сам по себе. Еврейский проект создавался поколениями духовных учителей. Они собирали тексты разрозненных преданий разных народов, редактировали эти тексты, компилировали из них Библию, писали комментарии к Торе – Мишну, а потом комментарии к комментариям – Талмуд. Они адаптировали Талмуд к требованиям современной жизни, разрабатывая концепцию участия своей нации, не имеющей государственности, в мировом разделении труда, потом концепцию сионизма, строили государство Израиль, а теперь защищают его и на военных, и на духовных фронтах. За всей этой огромной работой чувствуется гигантская нечеловеческая воля, объединяющая усилия множества людей на протяжении тысячелетий. И все это делалось для того, чтобы выполнить миссию народа Израилева. Эта миссия в еврейском проекте выражена очень ясно и недвусмысленно и никогда ни от кого не скрывалась. Ее доверил народу не кто-нибудь, а сам Б..г, являющийся главным архитектором еврейского проекта. А как же иначе, кто еще может возглавлять поход через века и тысячелетия… Миссия формулируется по-разному, но смысл ее заключается в том, что именно евреи должны довести до всего человечества величественную первоначальную мысль о цели Творения, что достижимо только благодаря расцвету Торы и народа Израиля. Вот так. Не достижение Царствия Небесного, которого, спасаясь, каждый стремится достичь, как может, каждый сам по себе или в составе сотен христианских конфессий, и не распространение религии Пророка по всему свету, а расцвет собственного народа является миссией еврейского проекта. И выполнять эту миссию предстоит здесь, на земле. Именно поэтому еврейский проект с полным основанием можно назвать прикладным, реальным национальным проектом, в котором религия – лишь его идеологическое обоснование.  

Важнейшим условием незыблемости миссии еврейского народа является ее божественное происхождение, определенное Торой и пророками задолго до начала рассеяния. Сам факт Божественного вмешательства – предмет религиозной веры, но интересным является результат проявления Высшей воли: миссия была возложена не на человека, не на сообщество верующих, а на народ, выделенный среди других народов, и явлена в виде письменного документа. Почему так произошло? Существуют многочисленные исследования, говорящие, что Тора в ее сегодняшней редакции появилась не ранее эпохи Ездры, то есть V века д.н.э. Из этого можно заключить, что начало Великого национального еврейского проекта можно отнести уже к этому времени. Иначе говоря, Ездра и другие мудрецы именно тогда, вскоре после вавилонского пленения, осознали, что надо делать, чтобы никогда больше не могла реализоваться угроза исчезновения народа.  Результатом этого осознания и стала Тора – книга, мифологизирующая как прошлое, так и будущее еврейского народа, что делало возможным изменение и того, и другого человеком только при выходе из проекта, то есть отказа, как от своих исторических корней, так и от выполнения миссии. Человеку же без корней и высшей цели жить плохо, он, подняв глаза от земли, дающей пропитание, начинает искать и то, и другое, так уж создан. Надо было подготовить для такого человека ответы на все главные вопросы бытия и дать возможность его самоидентификации во все времена, что и было сделано. К сказанному надо добавить, что свою окончательную форму Тора приняла уже в эпоху рассеяния, массориты добавили в текст гласные звуки, выправив его, согласно живому преданию и сообразно своим представлениям о миссии еврейского народа, а это уже VII-VIII века н.э.

О чем это говорит? Да только о том, что не еврейский Проект исходит из Библии, а Библия из еврейского Проекта, или, во всяком случае, создание Проекта и кодификация веры были параллельными процессами. Все пророки, начиная с Авраама, были людьми, любившими свой народ и желавшими ему того же, что много позже понял престарелый Гетевский Фауст: «Жизни годы прошли не даром…». Их сверхзадача состояла в одном: сделать нечто такое, что бы помогло небольшому народу, находящемуся среди жестоких гигантов, в тяжелейшей борьбе за существование, и они сделали это, создав великий план спасения и духовный инструментарий для его исполнения. Для создания священной истории были использованы мифы и предания, к тому времени уже глубоко укоренившиеся в сознании ближневосточных народов, для выработки миссии – взяты духовные устремления лучших из лучших, пользовавшихся безусловным авторитетом и уважением людей. И не суть важно, были ли переданы Моисею скрижали Завета…  Важно, что в это верят, потому что хотят верить, а хотят верить, потому что вера доказала свою действенную силу в борьбе за выживание народа, как единого социально-культурного организма.  Если и есть в чем-то несомненная воля Божественного провидения, так именно в самом факте создания такого Проекта людьми.

Иудаизм последовательно придерживается концепции свободы воли. Человек волен делать, что угодно, в том числе верить или нет в Б..га, и все же, поколение за поколением, большинство евреев выбирают веру в особое предназначение еврейского народа, тем самым, становясь участниками великого национального проекта. Если воля свободна, и люди делают такой выбор, значит, привлекательность для них проекта обусловлена качеством самого проекта, разработанного правильно, то есть в нем живет вечная, общая для всех еврейская душа, а душа каждого еврея требует именно такого, а не другого проекта. Если бы хоть что-то из того, что делали евреи в целях исполнения своей миссии на протяжении тысячелетий, противоречило самой глубинной сущности участников проекта, их святая-святых, он бы давно потерял привлекательность и прекратился. Именно эта таинственная святая-святых, имеющаяся у каждого и общая для всех, генерирует в каждом новом поколении возможность, именно возможность, восприятия основополагающих принципов, на которых основывается проект.

Вопрос, что первично – характерный тип сознания, некая духовная константа, заложенная в евреях, требующая своей актуализации на всех уровнях сознания, или сам проект, – никогда не найдет однозначного ответа. То, что проект именно такой, а не другой, и то, что сами евреи никогда особенно не стремились расширить его за пределы своей нации, заставляет думать, что не каждый в принципе способен воспринять этот проект, как свой, а только посвященный в евреи и осознающий себя евреем, – избранным для выполнения миссии. А это, действительно, возможно для очень немногих. Для нас важен именно сам факт такого посвящения, очерчивающего некий круг участников проекта. По-видимому, это является обязательным требованием любого социально-культурного проекта, будь он национальный или цивилизационный.  Важно, что человек присягает не государству, не личности, а идее, тем самым вступая в общность, имеющую определенную миссию.

Из сказанного следует простой вывод, если этнос хочет стать народом, конкурентоспособным в течение долгого исторического пути, он должен иметь свой национальный проект, характеризующийся определенными качественными особенностями, то же можно сказать и об объединении народов – цивилизации. Народ в рамках национального проекта должен иметь свою выраженную миссию в среде других народов, признаки, по которым определяются участники проекта, систему мифов, определяющую, откуда взялся народ и куда он идет. И самое главное – мудрецов (назовем их так), способных  выразить этот проект и в дальнейшем адекватно времени проводить его текущую корректировку, ни в коем случае не меняя миссии и исходных предпосылок. Секрет успешности или неуспешности проекта зависит от того, насколько правильно определены исходные предпосылки и миссия проекта.

Исходные предпосылки еврейского проекта предельно просты и изначально были определены для еврейского народа абсолютно правильно, автор этой статьи именно в этом усматривает Господнее благословение. Вот они. Первая. Есть единый Б..г Творец всего сущего. Вторая. Есть свободный человек – любимое творение, призванный реализовывать план Творения. Третья. Отношения между Б..м и человеком определяются Заветом. Все. Кажется, этого недостаточно для того, чтобы построить на таком фундаменте огромное здание национального проекта, в своих деталях доходящее до самых простых вопросов человеческого бытия. Но на самом деле эти три принципа определяют правила жизни, в рамках построенного по ним проекта, жестче любой конституции. И еврейские мудрецы давно поняли это. Ничто в еврейской Библии не противоречит этим трем принципам. Всякие ее прочтения, их допускающие, – есть только вольные толкования людей, желающих при помощи священной книги еврейского народа обосновать какие-то свои представления об истине.

Евреи действительно были первопроходцами на пути национальной идентификации. Они создали уникальную экстерриториальную сетевую цивилизацию, построенную не на принципах кровного родства, а на принципах верности великой миссии, которая в высшей степени благородна: хранить светоч монотеизма. Проблема осознания своей национальной исключительности – не проблема евреев, а проблема других народов, возжелавших использовать их «проектные наработки», прежде всего Библию, в своих интересах. Никому не возбранялось стать «народом избранным» и послужить Всевышнему, но нельзя построить свой дом на фундаменте чужого. Проще говоря, люди, неспособные разработать и реализовать здесь на земле свой Великий национально-культурный проект, а также принять его основополагающие принципы (впрочем, это и невозможно, надо иметь свои), пытались принизить и уничтожить тех, кто такой проект имел, – в этом главная причина антисемитизма.

Конечно же, христианское троичное понимание Бога никак не соответствует иудейскому. Любому, кто способен «разуть глаза», ясно, что Б..г Ветхого Завета и Бог Нового Завета мало похожи друг на друга, их общность в одном: и Тот, и Другой – Бог. Бог для людей, которые в Него верят. Совмещение христианами в одной священной книге Ветхого и Нового Заветов – это произвольная компиляция, выполненная много позже возникновения христианства для мифологизации его прошлого, в целях создания собственного христианского наднационального проекта. Этот проект, надо сказать, не удался по причине его изначально выраженной небесной миссии, которая не была способна объединить людей для последовательной реализации целей земного социально-культурного строительства, в течение долгих веков. Царство Божье на земле построить нельзя, а если возьмешься строить – или станешь неконкурентоспособным, или дискредитируешь религию. Христианство после многочисленных и разнообразных попыток участия в политической жизни общества осталось только религией, а не практическим руководством к социальному и политическому действию, в каком-то одном, заданном в веках, направлении. Но ценности, на которых основано западное христианство, были распространены среди многих наций и стали основой для разворачивания западного социально-культурного проекта.  Этот проект нового и даже новейшего времени не мог быть национальным, более того, он не мог иметь только религиозное идейное ядро. Ведь ко времени осознания необходимости единения европейских народов, прошедших через средневековое мракобесие, реформацию, контрреформацию, эпоху религиозных войн и яростного нерелигиозного национализма, христианская религия сама по себе уже не представляла незыблемой ценности, способствующей выживанию. Поэтому была выдвинута объединяющая концепция прав человека, по сути своей исходящая из западной трактовки христианства, но к нему не сводящаяся. Так уже в XX веке, с огромным опозданием, появилась концепция западного, а точнее – западноевропейского Проекта, который уже в чистом виде является цивилизационным, то есть построенным на базе ценностей, распространенных  в рамках большой культурной общности – цивилизации. Создание такого проекта – объективный результат самоактуализации европейского общественного сознания. Об этом проекте здесь говорить не будем, нам важно обратить внимание на то, что теперь еврейский проект не является единственным социально-культурным проектом. Уже появились проекты-конкуренты, имеющие иные корни, миссию и представления об идеале человека. Другим подобным примером может являться исламский Проект, рождающийся в кипящем котле быстрорастущего исламского мира,  этот список можно продолжить. Были и  политические глобальные Проекты, созданные на основе принципов социально-культурного проекта, например – коммунистический.

Еврейский народ, сумев раньше других разработать свой национальный  вневременной проект, получил огромное преимущество, которое ему еще в древности обещали прозорливые создатели Проекта, понимавшие значение духовного объединения людей во имя великой цели. Только народ, осознающий свою миссию, способен возглавить другие народы, о чем было прямо сказано. В связи с этим, представляется очень важным проанализировать историю еврейского народа, с точки зрения проведения его интеллектуальной элитой последовательной политики выживания, при незыблемом следовании заданной миссии. Этот опыт, как в положительных, так и в отрицательных аспектах, увы, у каждой медали есть и оборотная сторона, воистину бесценен и может пригодиться многим и, прежде всего, русскому народу, несомненно, имеющему свою особую миссию и поставленному сегодня в тяжелейшие условия, требующие проведения долговременной, осознанной национальной и цивилизационной политики. Эта политика должна строиться, исходя из принципов, в той же степени соответствующих духовной сущности русского народа, в какой принципы, когда-то положенные в основу еврейского проекта, соответствуют «святая-святых» еврейского народа.  

Еврейский народ был, есть и будет, будет и еврейский Проект, уверен, и еврейское государство.

Русским по духу необходимо развернуть Русский Проект, который должен быть не национальным, а цивилизационным по своей сути. Этот проект нужно не декларировать, а делать, проявляя долгую и твердую волю, чтобы сохраниться как народ и обрести силу, необходимую для выполнения своей особой миссии, определенной Всевышним.

 

© Александр Викторович Кашанский

01 июля 2004 год