Путь к Золотому Веку

Геополитический прогноз

Вниманию просвященной общественности, участвующей в небополитических играх, предлагается анализ геополитической ситуации, при помощи составления «геополитико-химических» формул из участников игры на великом мировом, зеленом сукне. Это новый, не векторный, а логический вариант геополитического прогнозирования, с использованием небосферы. 

За основу форматирования логических построений взята «четырехсторонняя» схема участников игры, включающая: Север, Восток, Юг и Запад.

Здесь Север – это Россия, Восток – Китай, Юг – Исламский Мир, Запад – США+Европа+Израиль.

Каждый участник игры имеет свой доминирующий тип сознания (один из 12 возможных), изображенный в виде сочетания кружков и квадратиков на схемах, рядом с прямоугольником, в котором написано наименование играющей стороны. Как ранее установлено, типы сознания могут соотноситься друг с другом следующим образом:

Идентичные – полное совпадение всех трех цивилизационных признаков (параметров типа сознания) двух цивилизаций (проектов, стран), что ведет к принятию ими одних ценностей и интеграции политических, экономических и социальных систем, в рамках единой цивилизации, а в пределе развития интеграции – к управлению ими из единого центра. На схемах эта ситуация отражена тремя линиями, соединяющими игроков (трехвалентная связь).

Комплементарные – совпадение двух цивилизационных признаков, что ведет к установлению глубокого взаимопонимания игроков, без полной интеграции и при сохранении политической и экономической самостоятельности геополитических субъектов. На схемах это отражено двумя линиями, соединяющими игроков (двухвалентная связь).

Терпимые – совпадение одного признака, что ведет к сдержанному отношению игроков, выражающемуся в недостаточном, но все же неконфликтном взаимопонимании. Взаимодействие игроков друг с другом происходит почти исключительно в рамках экономического, взаимного использования. На схемах это отражено одной линией, соединяющей игроков (одновалентная связь).

Нетерпимые – нет общих признаков. Игрок не представляет для другого никакой ценности (кроме абстрактно-гуманистической), он безжалостно эксплуатируется и может уничтожаться, в случае возникновения противоречия интересов. На схемах это отражено одной прерывистой линией со стрелочками.

Антагонистичные – есть один общий признак, характеризующий тип сознания (северо-западный, южный или восточный), но два других признака – противоположны друг другу – в этом случае ценность антагониста не отрицается полностью, но проявляется полная нетерпимость ко всем его общественно-политическим и социальным институтам, что ведет к конфронтации, все отношения сводятся к экономическому использованию друг друга. На схемах это отражено одной сплошной линией со стрелочками.

Пять предложенных ниже схем, представляющих собой «геополитико-химические» формулы, характеризующие изменения комплементарности отношений между субъектами игры в процессе перемен, последовательно отражают следующие глобальные тенденции трансформации общественного сознания участников мировой геополитической игры, в течение обозримого будущего (примерно до 2040 года):

Запад. Или доминирование американского типа сознания в Западном Союзе сохраняется, или, в случае усиления в нем влияния Европы и ослабления Израиля, доминирующим типом сознания Западного Союза становится «европейский». Этот переход с глобалистской на европоцентристскую парадигму развития Запада может состояться относительно безболезненно, и не будет сопровождаться значительными потрясениями, так как эти типы сознания находятся в соседних секторах, а евроцентристское сознание является традиционным для Запада. Запад движется по кругу перемен, по часовой стрелке, всего на один сектор.

Восток. В Китае, при перманентном повышении жизненного уровня, возможна перемена парадигмы общественного развития с коммунистической (центр власти – КПК) на «конфуцианскую». Это сильная центральная власть, но уже вне коммунистической парадигмы, что, по сути, будет означать переход Китая на традиционный для него, императорский путь правления, с организованной чиновничьей бюрократией, уже вне КПК. Этот переход будет сопровождаться глубоким системным кризисом, который после своего завершения приведет к новой стабильности. В процессе системного кризиса Китай неизбежно некоторое время будет пребывать в объятиях Запада, потому что его вектор актуализации будет проходить через «западные» секторы. Китай движется по кругу перемен, по часовой стрелке, на три сектора.

Юг. Изменение общественного сознания этого участника не рассматривается, оно крайне маловероятно.

Север. В настоящее время доминирующим типом сознания России является «американский». Это выражается не в принятии населением России американских ценностей, а только в том, что он тем или иным образом устраивает большинство, как некий общественный компромисс (вектор России «застрял» в американском секторе при движении от «коммунистического» сектора к «православному»). В соответствии с законом перемен типов сознания, переход к православному типу сознания от «американского» может произойти только при доминировании на некоторое время «китайского» типа (безусловно, в российской интерпретации). Здесь надо сразу оговориться, что православный тип сознания в своем развитии вовсе не предполагает установление теократической диктатуры в каком-либо виде, а лишь доминирование в общественном сознании и в государственном строительстве определенных тенденций: сильная вертикальная, иерархическая власть, при превалировании общественной парадигмы над индивидуалистической (между прочим, то же, что при традиционной исламской и китайской парадигмах сознания).

Перемены типа сознания отражены на схеме, характеризующей закон перемен типов сознания участников геополитической игры. Путь России показан с эпохи Перестройки.

1 этап игры. Сегодняшняя ситуация.

Этап отражен на первой схеме, отражающей нынешнее положение дел, он характеризуется следующими значимыми факторами:

1. Россия не является самостоятельным игроком, так как в реальности идет в фарватере Запада, что выражается в вынужденной, реальной политике руководства страны, независимо от фразеологии. Между Западом и Россией трехвалентная (а точнее, 2.5-валентная) связь. Россия – вассал Запада.

2. И Запад, и Россия антагонистичны Югу. На схеме это отражено одновалентными связями со стрелочками. Последствия этого известны. Причем Россия даже более антагонистична Исламу, чем Запад, потому что в ней сильна северо-западная, языческая составляющая, являющаяся по отношению к исламу нетерпимой, в отличие от американского идолопоклонства, которое исламу некомплементарно.

3. Восток со всеми сторонами находится в состоянии терпимости. Он всех «играет», используя эту ситуацию. На схеме это отражено одновалентными связями Востока со всеми игроками.

Что имеет Россия при этом раскладе?

Полную зависимость от США-Запада, терпимые отношения с Китаем и конфликт с Исламом.

Эта ситуация также не устраивает и Ислам, и Запад, причем Ислам – больше всех. Запад хотя бы «имеет» слабую, но богатую ресурсами Россию, Юг никого и ничего не имеет. То есть ситуация не устраивает никого, кроме Китая. Это означает, что она должна каким-то образом разрядиться в сторону более устойчивой, то есть более устраивающей игроков. Так как Ислам не может изменить свой тип сознания, Китаю это невыгодно, а Запад сегодня велик и инертен, самое слабое звено – Россия. Для нее, в соответствии с законом перемен типов сознания, два пути: один в Европу, то есть переход на европейскую парадигму (вектор идет по часовой стрелке, в соседний сектор), другой – в Китай (вектор идет против часовой стрелки). Как установлено ранее, переход на европейскую парадигму для России в нынешней ситуации невозможен, в силу того, что, во-первых, не Европа сегодня доминирует в Западном Союзе, и, во-вторых, она не в состоянии принять Россию из-за риска ею «подавиться». Остается «китайский вариант» на пути перемен. Туда же толкает Россию и инерция движения по пути перемен, что, пожалуй, важнее всего. «Китайский путь» означает для России переход на принципы государственного капитализма, сходного с китайской моделью, и формирование партии власти из чиновников по типу КПК.

То, что получится в результате такой трансформации России, изображено на следующей схеме.

2 этап игры. Россия перешла на китайский путь развития.

Эта ситуация характеризуется следующими значимыми факторами:

1. Россия попадает на китайскую орбиту, в силу принятия сходной с китайской парадигмы развития, то есть в зависимость от Китая, хотя эта зависимость не сравнима с зависимостью от Запада, так как силы сторон все-таки сопоставимы, и у России есть свой опыт построения вертикально интегрированных систем власти. В России устанавливается порядок, при относительной стабильности.

2. Отношения России с Западом переходят из разряда вассала в разряд терпимых, что может означать понимание Западом вынужденности для России такого перехода. Причем, связующим звеном между Западом и Россией становится именно США, отношения же с Европой резко ухудшаются до полного непонимания (как вы могли?!).

3. Китай опять ничего не теряет, а только выигрывает, заполучив Россию.

4. Отношения России с Исламом начинают налаживаться и переходят в разряд терпимых. Ислам выигрывает от такого развития ситуации.

Итак, в выигрыше: Россия, Ислам, Китай – больше всех; в проигрыше Запад.

Развитие России в рамках китайской парадигмы не может быть долгим, потому что и она не устраивает большинство населения страны, требующее отмену «номенклатурной диктатуры». При нормальном развитии событий, сопровождающемся повышением жизненного уровня, а это возможно в результате реального притока китайских и исламских инвестиций, неизбежен переход России в сектор православного типа сознания, по пути перемен.

Результат этой трансформации России изображен на следующей схеме.

3 этап игры. Россия перешла на «православный» (а точнее, свой, природный) путь развития.

Эта ситуация характеризуется следующими значимыми факторами:

1. Россия становится комплементарной Исламу, что ведет к расцвету с ним отношений.

2. Россия становится антагонистичной и даже нетерпимой для Запада, под эгидой США, но при этом вновь становится понятной и даже близкой для христианской Европы. Разница в отношении к новой, усиливающейся на своем собственном пути развития России начинает реально раскалывать Запад, теснимый на мировых рынках Китаем.

3. Отношения России с Китаем вновь переходят в разряд терпимых. Любовь прошла, но не расплевались.

4. По сути, на этом этапе формируется союз Ислам-Россия-Китай, против американоцентристского Запада. В этом союзе главный – Китай, играющий сдерживающую роль и сохраняющий терпимые отношения с Западом. Вот тут бы не довести дело до войны, но это маловероятно, потому что Китай конфронтации не хочет, а Россия уже осознает двойственность своей языческо-православной природы и категорически не приемлет конфронтации с родственной Европой. 

В результате произошедшей трансформации, испуганный Запад (а сила здесь уже не на его стороне) начинает дрейф в сторону традиционной европейской парадигмы. Это возможно в двух вариантах: или в переходе и США на европейскую парадигму, то есть окончательном отказе от концепции глобализации по-американски, с переходом на европейские ценности (уже без антропоцентрической паранойи), или в расколе между США и Европой, что также очень возможно. То есть Западный Союз идет к распаду или трансформации.

Китай на всех этапах игры сохраняет свои преимущества неконфликтного игрока, что, в результате, приводит к его выдающемуся экономическому росту, и, несмотря на все усилия КПК, сознательно тормозящей рост уровня жизни и социальное развитие, китайский народ, наконец, захочет демократии, в результате чего в Китае произойдет дестабилизация обстановки, по типу СССР, только на фоне роста благосостояния. В Китае начнется кризис, который завершится падением КПК и переходом страны на путь традиционного развития. Китай вступит на путь перемен, двигаясь против часовой стрелки.

Произойдет резкая дестабилизация мировой ситуации. При этом, решающим, сдерживающим фактором будет союз Россия-Ислам, против Запада и нестабильного Китая. Но Китай преодолеет смуту, как ее преодолела Россия.

В результате этой трансформации на игровом поле сложится следующая ситуация.  

4 этап игры. Китай после периода дестабилизации вернулся к своим истокам.

Эта ситуация характеризуется следующими значимыми факторами:

1. Россия, Китай и Ислам становятся комплементарными друг другу, что позволяет им создать прочный союз неизбежного противостояния американоцентристскому Западу. Причем Китай больше не является стабилизирующим звеном, он и сам переходит к конфронтации с Западом, находясь с ним в состоянии нетерпимости. Вот тут Четвертая Мировая очень и очень вероятна… Альтернатива: или война, или перевод Запада на евроцентристскую парадигму. И это уже не просьба, а ультиматум. В общем, ситуация близкая к предреченной ситуации Конца света… 

Или Западный Мир уступает, благо ему есть куда, или конец… Но Россия не хочет войны с Европой.

Итак, Конец света предваряет Великий Китайский кризис, а выход из него будет означать смену парадигмы развития Запада.

2. Разум побеждает, Запад, кстати, с решающим участием Израиля, который по своему типу сознания терпим ко всем участникам оппозиционного блока, переходит на евроцентристскую парадигму, ситуация показана на следующей схеме.

5 этап игры. Запад становится традиционным европоцентристским, неглобалистским Западом.

Эту ситуацию можно назвать ситуацией мировой гармонии, потому что при такой геополитической формуле в ней нет значимых, антагонистичных или нетерпимых друг к другу субъектов.

Эта ситуация характеризуется следующими значимыми факторами:

1. Россия комплементарна и Западу, и Востоку, и Югу! Она мировой, духовный лидер, консолидирующий всех.

2.  Наступает Золотой Век, характеризующийся резким снижением темпов экономического развития (а зачем?), установлением гармонии между человеком и природой и исполнением Заветов, данных всем мировым проектам.

 

© Александр Викторович Кашанский

16 июня 2004 год