Статья в газете

В природе нет отходов. И экономика тоже должна быть безотходной в смысле различных отвалов, сбросов, выведенных из оборота земель. Иначе включается механизм самоотравления. Посмотрите историю нашей страны и любой другой капиталистической.

- Задайте мне вопрос. «Нужно ли была Октябрьская революция, возведшая об­щественную пользу в ранг абсурда и нарушившая баланс между «я» и «мы»? Нужна. Могла ли она протекать более гуманно, менее кроваво - вопрос формы, а не содержания. Объективная необходи­мость придать большее значение общественным интересам существовала. Флаг успешнее других понесли большевики. Но, подняв общественное, мы подмяли личность. В результате получилось обще­ство не противоположное капитализму, а ему асимметричное. Произошел перекос в другую сторону.

- Чем занимались во время наших экс­периментов по ту сторону границы? Они, то ли из прагматизма, то ли интуитивно, стали поднимать планку общественного и приблизились к оптимальной модели с «золотой серединой» между личными и общественными интересами. Поэтому их действительность во многих аспектах лучше нашей. Но, на мой взгляд, оптимума нет и на Западе. Равняясь на них и пытаясь достичь такого же уровня жизни, мы заведомо отказываемся от лучшего. Без конца будем догонять Нужен иной путь иные подходы.

- Если с вашей точки зрения посмот­реть на сегодняшнюю ситуацию в стране, то сразу обнаружим массу ошибок. За предыдущие десятилетия мы основатель­но зашлаковали природу, а теперь к это­му через безработицу присоединяется и общество. К тому же и планка общественного падает... К чему же мы при­дем?

- К полному параличу во всех сферах жизни. Необходимо ослабить напряженность, созданную нами и в природе и в обществе. Задействовать отвалы производства путем внедрения новых технологий и «отвалы» общества, организуя под эти технологии новые рабочие места. Эта идея воплощена в нашей программе «Возрождение России». Как видите, все та же мысль о "золотой середине» - сгармонизированных отно-шениях между природой и человеком и единых мировых законах.

- Здесь нет парадокса? Экология – вещь затратная, а вы предлагаете экологизированные подходы к разви-тию экономики, которой на роду написано стремиться к затратам.

- Все подпрограммы нашей программы предполагают социально экономическое развитие именно за счет оздоровления окружающей среды на так называемых бросовых ресурсах. На реализацию ни одного бюджетного рубля. Но экология вправе рассчитывать на налоговые льготы. Нужна также генеральная лицензия на внешнеэкономическую деятельность в рамках программы. Главное, чтобы не мешали, поняв, что латать дыры в бюджете можно не только за счет налогового рэкета. Гораздо эффективнее дать льготы тем, кто существенно снимает нагрузку с бюджета, причем не только по охране природы, но и по финансированию науки, строительству жилья, развитию фермерства и так далее.

- Возьмите, например, подпрограмму "Экология и нефтяные ресурсы". Среди мероприятий, предложенных в ней, - улавливание нефтяных туманов легких фракций, испаряющихся из нефти при ее добыче и переработке. Только это в пересчете на действующие мировые цены даст ежегодный доход в 10-15 миллиардов долларов. 3апустить подпрограмму можно уже с будущего года.

Или другая сфера - экология и строительство. Академия нового мышления располагает уникальными технологиями. Например, переработка твердых, жидких, газообразных промышленных или бытовых отходов в строительные материалы вибро-инерционного дробления и виброволнового осаждения. Причем все спосо­бы экологически чисты. Годовая прибыль для города с населением 60 - 100 тысяч человек за счет обеспечения его санитарии одной линией составит около 10 миллионов рублей.

- Программа "Возрождение России", по нашим расчетам, позволит улучшить экологическую ситуацию, выйти на темпы роста национального дохода до 8 % в год, довольно быстро поднять качество и уровень жизни по основным показателям в 1,5 – 2 раза… А вы говорите затратная вещь.

- Тем не менее, в вашей схеме нет полной ясности. Прибыль предполагает начальные финансирования. Бюджет вы тревожить не собираетесь. Тогда что?

- В стране, как известно, образовались новые хозяйственные структуры: коммерческие банки, общественные организации, кооперативы. В совокупности они накопили средства, сопоставимые или даже превосходящие бюджетные. Но союзные, и республиканские программы политизированы. А капиталу свойственно минимизировать риск. Поэтому те, кто знаком с нашими обоснованиями и у кого есть свободные средства, готовы вкладывать их в наши разработки. Предприниматели понимают, что даже при иных политических ветрах инвестициям здесь мало что грозит. Решение проблем нужно любым нашим согражданам и левым, и правым.

- Вы не раз утверждали, хотя бы в по­следнем интервью Би-би-си, что участие в реализации программ Академии нового мышления будет способствовать, перехо­ду к зрелым рыночным отношениям. Ка­ким образом?

- Во-первых, хозяйственная деятель­ность по программам высокорентабельна. Она уравнивает рубль и доллар че­рез отечественный товар, пользующийся спросом на мировом и на национальном рынках. 

- Представьте, я – фабрикант. Делаю телевизоры. Настал момент, когда черно-белые есть у всех. Мне закрывать завод? Но я вовремя позаботился и выбрасываю на рынок цветные. Опять всем надо. Я опять сам формирую рынок за счет создания новых потребительных стоимостей.

- Во-вторых, мы предлагаем участие в формах, интегрирующих любых участников процесса воспроизводства так, что казна будет пополняться, а не пустеть. К примеру, Академия имеет проекты зданий с биологически активной архитектурой. Иммунная система человека находится там в естественных природных резонан-сах, не испытывает угнетающего воздействия мегаполиса. В результате человек меньше болеет. При себестоимости тако-го коттеджа в 50-60 тысяч рублей (350 кв. м.) его цена на мировом рынке, по оценкам, составит 500-700 тысяч долларов.

- Хотелось бы обратить внимание чита- телей "Делового мира" на еще один очень важный момент. В наши дни, когда повсеместно и все больше осознается необходимость решения глобальных проблем, встает вопрос, если не обобществ­ления производительных сил уже в межгосударственных, региональных и мировых масштабах с целью решения этих проблем, то, по крайней мере, в их нацеливании, фокусировании на решение этих задач. То есть тенденция обобществления есть, есть такая необходимость, и даже не только в национальных масштабах. Но все выделяют сугубо свою, как они это понимают, сторону.

- Итак, ваш путь, опирающийся на объективные законы развития, позво-ляет чувствовать себя в мировом хо-зяйстве на равных с остальными, никого не дого­нять. Все же у меня остаются сомнения. На открытие, изобретение, изучение воз­можностей его прикладного использова­ния уходят долгие годы. Вы же собирае­тесь сделать ры-вок за несколько лет, совершить, по сути, социально-техниче­скую револю-цию. Откуда брать столько необходимых для этого новых потребительных стоимостей?

- Они давно существуют. В нереали-зованных проектах, в невостребованных изобретениях, в непризнанных официальной наукой открытиях, в мозгах, "утекаюших" за границу. Незадействован-ный потенциал страны огромен. Его возможностей достаточно для технического перевооружения не только одной республики - он способен сделать революцию в масштабе планеты. Его-то, этот потенциал, мы и начали использовать. Что же касается "никого не догонять", то нашим путем мы догоним, не догоняя, ибо на наших приоритетных направлениях догонять придется нас самих. Вот так и подравняемся.

- Вернемся теперь к началу нашего разговора.

- Вопрос о неизвестности? Так утверждать, было бы не совсем верно. С деятельностью Академии знакомы ученые как советские, так и зарубежные благодаря ее участию в различных форумах. С концепцией и основными направлениями прог-раммы 'Возрождение России" знакомы в ряде комитетов Верховного Совета РСФСР, например, в Комитете по промышленности и энергетике, где мы ощущаем не только моральную, но и практическую поддержку. Другая программа - "Евроэкос" - встречена с интересом командой, готовящей общеевропейскую конференцию по проблемам защиты окружающей среды.

Вопрос скорее в отсутствии рекламы идей Академии. Причина – во внутриполитической ситуации. Народ устал от рекламы, обещаний, политиканства. В этих условиях преждевременная популяризация могла только навредить. Новое мышление стало бы разменной монетой в ведущихся вокруг него политических играх. Сейчас положение меняется. Да и деятельность Академии начала наполняться конкретикой. По ее инициативе строятся заводы, вовлекаются в оборот омертвленные доснле средства. Теперь мы вправе позволить себе проинформировать общественность. Вне политики оставаться, конечно, нельзя. Но политики реальных дел без политиканства.